Фильм «Феномен» представляет интерес в силу многих причин. Например, хотя бы потому, что в нём первую крупную роль исполнила только-только обнаружившая себя в кино совсем юная Дженнифер Коннелли. До этого у неё был эпизодический образ в легендарном гангстерском фильме «Однажды в Америке».
Как раз этот пример учит нас тому, что не бывает неважных ролей, даже если они очень крошечные. Серджио Леоне был весьма дружен с Дарио Ардженто, оба считались классиками сугубо итальянских поджанров. Один делал первоклассные спагетти-вестерны, другой – едва ли не лучшее в мире джалло.
Ардженто как раз мыслил выйти за привычные рамки сумрачных триллеров о душителе в черных перчатках, изводящем красивых девиц (именно так выглядит джалло на уровне клишированных образов), а потому ему была нужна юная перспективная героиня. И Леоне дал совет, тем самым открыв для мирового кино актрису, ставшую одним из символов сумрачного кино.
Хотя всё вышеперечисленное – это, так сказать, предикаты. Парадигма состоит в том, что «Феномен» - самый необычный бади-муви, то есть кинофильм о злоключениях напарников. Одним из них, точнее говоря, одной является новенькая ученица, прибывшая в женскую школу закрытого типа.
Сама по себе локация не предвещает ничего хорошего, поскольку в кино именно подобного рода учебные заведения, и именно для девочек хранят массу тёмных и не всегда приличных тайн. Впрочем, об этом вы на время забудете, когда узнаете, когда кто стал напарником очаровательной мисс.
Если вы не видели ленту ранее, то ни в жизнь не догадаетесь. Это представитель животного мира. Но не песик, не котик, что можно было видеть во многих кинолентах ранее… А муха!!! Причем не абы какая муха, а трупная. Ооо, ужас!!!
В противном случае насекомому будет сложно обнаружить следы захоронений, которые делает рыскающий в округах школы маньячина, того гляди готовый покуситься на прелестных школьниц.
Согласитесь, тандем весьма необычный. Хотя сюжетом всё-таки оправданный. Дженнифер (но не как актриса, а как её героиня-тезка) хорошо ладит с насекомыми. Девочка вообще не от мира сего. Может болтать с мотыльками, ходит во сне. И вообще вся из себя загадочная.
А дабы вы не пребывали во власти некого очарования романтической готики, вам изначально дадут жутковатые намёки. Например, в фильме постоянно звучат грозные раскаты «Моторхеда» (светлая память Лемми). Готический формат никак не сочетается с песнями «ансамбля пролетарского металла».
Равно как привлекательность героини плохо подходит для той мерзости, в которую её окунут с головой. Причем, в некоторых случаях в прямом смысле этого слова. Ардженто словно говорит, что джалло строится на парадоксах, то есть органическом сочетании эстетики и анти-эстетики, прекрасного и омерзительного.