Найти тему
Дважды Два

«Печатаем лишь из жалости»: как автор знаменитых новогодних открыток оказался никому не нужен

Ёжик, везущий на санках целый мешок подарков. Мишка, наряжающий ёлку в праздничное убранство. Жизнерадостный Заяц, лихо распевающий новогодние песни. Таким главный зимний праздник запомнился поколениям советских и российских детей благодаря художнику Владимиру Зарубину.

Его открытки до того полюбились людям, что сейчас за оригинальными образцами охотятся коллекционеры. У открыток даже появилось своё название - «зарубинки», по имени их создателя. Оттого так печально осознавать, что сам Владимир Зарубин не узнал о таком успехе. Он ушёл из жизни в 1996 году - сердце не выдержало, когда художник услышал по телефону, что его работы не нужны.

Печальная юность

Судьбу Владимира Зарубина трудно назвать счастливой. Юность художника выпала на военные годы - в 1941-м ему едва исполнилось 16 лет. Старшие братья Вениамин и Андрей ушли на фронт, сам же Володя оказался в оккупации. Город, где на тот момент обосновалась его семья, захватили, и Зарубин попал в трудовой лагерь. Выжил он там только чудом.

Однако тяжкие испытания не сломили дух художника. Когда в 1945 году пленников освободили, Зарубин продолжил рисовать. Он устроился на завод, где кем только не числился - то дежурным мастером, то слесарем. А на деле был заводским художником. Вплоть до тех пор, пока не увидел объявление - студия «Союзмультфильм» набирала слушателей на курсы мультипликаторов.

-2

Открытие «Союзмультфильма»

Курсы мультипликаторов открыли Владимиру Зарубину путь в новую жизнь. Он стал одним из лучших мастеров «Союзмультфильма» и приложил руку к созданию 103 анимационных картин.

Однако эти времена не были абсолютно счастливыми. Да, художник наконец-то занимался любимым делом, был окружён такими же творческими людьми с горящими глазами. Но, с другой стороны, мультипликаторов постоянно ограничивали жёсткими сроками, планами и правилами, под которые приходилось подстраиваться.

Нервная и изматывающая работа у другого могла бы напрочь отбить желание рисовать, но с Владимиром Зарубиным произошло с точностью до наоборот. Чтобы отвлечься от мультипликации, он принялся рисовать иллюстрации для популярных в то время журналов. А затем переключился на открытки.

-3

Открытки, дарившие праздник

Первая открытка Владимира Зарубина увидела свет в 1962 году. Милые зайчики, белочки и ёжики очаровали ребят, но никто не знал, какой труд стоит за созданием этих чудесных, тёплых картинок. Зарубин рисовал их ночами, после работы на «Союзмультфильме», и постоянно сталкивался с советской цензурой.

Идеологическую пригодность открыток разбирала целая комиссия. Её члены поражались сюжетам, который выбирал художник - он ведь отказывался от изображения пионеров, комсомолок, рабочих. Не устраивало экспертов и нереалистичное изображение животных, ведущих себя, как люди. Один раз, например, потребовали «снять» с нарисованного ёжика сапоги, так как животные обувь не носят. Зарубин, скрепя сердце, послушался, но приподнял ёжику одну лапку - чтобы не мёрзла на холодном снегу.

Почему, несмотря ни на что, Владимир Зарубин продолжал рисовать открытки? Во-первых, для него это дело стало отдушиной. А во-вторых, «зарубинки» полюбились простым жителям Советского Союза. Многие просили в киосках не просто новогоднюю открытку, а вон ту, с медвежонком или белочкой. А те, кому было известно имя художника, слали Зарубину трогательные письма. Он отвечал на каждое.

-4

Несчастливый финал

Но, пускай работа была Владимиру Зарубину в радость, она его всё же изматывала. В 1973 году художник пережил первый инфаркт, после которого перестал появляться в студии «Союзмультфильма» - сначала работал из дома, а потом и вовсе ушёл из мультипликации.

Зарабатывать Зарубин продолжал открытками, для себя начал рисовать пейзажи. В переломные 90-е годы художник сотрудничал с небольшим издательством, которое, по словам его сына, поднялось благодаря «зарубинкам». Но при этом самого Владимира Зарубина там не ценили: задерживали зарплату и заявляли, мол, печатают только из жалости.

Однажды Зарубину не платили целый год, продолжая при этом требовать открытки. Не выдержав, он позвонил узнать, куда же подевались выплаты. Услышал роковое: «Фирма разорилась, платить вам никто больше не будет». Сразу после этого разговора Владимира Зарубина свалил сердечный приступ, от которого он так и не оправился.

-5

Однако память о Владимире Зарубине, авторе чудесных новогодних и не только открыток, живёт до сих пор. Их перепечатывают, перевыпускают, размещают на праздничных баннерах в городах по всей стране. И, глядя на них, становятся пускай малость, но счастливее.

Дорогой читатель, подписывайся на канал, у нас интересно!

А в это время: «Правильно сделали»: семья Александры Пахмутовой уберегла её от горя

«Нежно и трогательно»: Андрей Малахов вышел на публику с сыном, которого прячет от фанатов