Существует три основных типа производителей шампанского.
Дома (или Grandes Marques или Great Brands) – это закупщики большей части винограда, виноградного сусла или вина для производства шампанского.
Виноградари/Growers – обязаны производить шампанское исключительно из собственного винограда.
Кооперативы – продают вина, изготовленные из винограда тех, кто состоит в кооперативе.
Дома (NM – негоциант-манипулянт)
Вы можете определить, производится ли шампанское самим домом, очень внимательно посмотрев на этикетку. NM (negociant manipulant) появится рядом с именем производителя, указывая на то, что производитель закупает большую часть винограда, виноградного сусла или вина для производства шампанского. Чтобы найти буквы, вам может понадобиться увеличительное стекло, но обычно эти буквы можно найти на лицевой этикетке.
Есть 380 домов, которые лидируют в продажах и на них приходится 2/3 всех поставок шампанского, но им принадлежит лишь около 10% всех виноградников во Франции. Некоторые имена вы знаете – GH Mumm, Moet, Veuve – но это не все дома, потому что не все из них экспортируются в другие страны.
Дома могут находиться в корпоративной собственности (например, Moet & Chandon и Veuve Clicquot принадлежат LVMH) или в семейной собственности и управлении (например, Taittinger, Billecart-Salmon и Philipponnat). Не все из них являются крупными производителями, например, Philipponnat производит всего около 600 000 бутылок в год.
Виноградари/Growers (RM - рекольтант-манипулянт)
RM – recoltant manipulant, производитель, производящий шампанское исключительно из собственного винограда.
В Шампани насчитывается более 15 000 производителей, и им принадлежит примерно 90% виноградников. Около 2000 из этих производителей производят и продавают собственное шампанское.
Есть много имен, о которых вы, вероятно, никогда не слышали, зарегистрированных как RM, например Dumenil или Herbert Beaufort. Недавно некоторые известные производители шампанского, например Bereche & Fils и Laherte Freres, фактически зарегистрировались как NM, чтобы они могли покупать больше винограда и увеличивать разнообразие сортов, которые они могут использовать в своих винах.
Кооперативы (CM – Coopérative de Manipulation)
CM – Coopérative de Manipulation, кооператив, который продает вина из винограда участников, состоящих в этом кооперативе.
Кооперативы меньше по количеству и представляют собой группы производителей, которые объединяют свои ресурсы – виноград, производственные мощности и маркетинг – для продажи под единой маркой.
Nicolas Feuillatte — старейший и крупнейший пример кооператива, другие примеры — Mailly Grand Cru и Devaux.
Другие типы производителей
Разновидностью производителей и кооперативов является обозначение RC — récoltant co-opérateur, человек, который является членом кооператива и выкупает у них вино для продажи под собственной маркой.
SR – Société de Récoltants – представляет группу производителей, обычно членов семьи, которые производят шампанское из собственных виноградников.
ND – Négociant Distributeur – торговец, который покупает готовое шампанское и продает их под собственной торговой маркой.
MA – Marque d’Acheteur – для собственного бренда покупателя. Например, это могут быть этикетки, созданные специально для другого бренда.
Что все это значит и что лучше?
Дома, производители и кооперативы — все могут производить прекрасное, захватывающее и блестящее шампанское. Как и в любом винодельческом регионе, некоторые виноделы производят потрясающие и качественные вина, а другие нет.
Ключевые отличия
Дома шампанского
Имеют преимущество доступа к большему количеству и разнообразию винограда из более разнообразного терруара, поскольку они не ограничиваются использованием только своего собственного винограда.
А более крупные дома шампанского каждый год производят достаточно вина, чтобы иметь возможность сохранять резервные вина для использования при купажировании своих NV для достижения постоянного вкуса и стиля дома.
Но стоит отметить, что некоторые дома (не все) для того, чтобы купить достаточное количество виноградного сока для производства того количества шампанского, которое они хотят производить, часто покупают второй отжим у меньшего дома или производителя, который решает не включать его в свое шампанское, потому что это не то качество, которое они хотят для своего шампанского.
Производители обычно не имеют доступа к такому же количеству винограда для производства шампанского, что делает для них гораздо более трудным решение оставить резервные вина для купажа. Им часто приходится использовать все свое вино каждый год, чтобы удовлетворить покупательские потребности. Это может означать, что их шампанское кажется менее стабильным, но если вы посмотрите на это с их точки зрения, они не хотят «одного и того же» каждый год. Их стиль шампанского не в этом. Они хотят, чтобы каждый год отличался от других и отражал преобладающие условия этого урожая.
Говоря о погодных условиях, еще одним преимуществом производителей шампанского является то, что у них немного больше страховки на годы, когда в определенных районах наблюдается действительно плохая погода. Если виноградники производителя пострадают от плохой погоды и урожай будет уничтожен болезнью, это может оказать разрушительное воздействие на производство. Но дома могут просто закупать виноград из районов, которые не пострадали.
Виноградари/Growers
Но поскольку производители ограничены использованием собственного винограда с небольших виноградников, их вина обычно действительно отражают терруар. И это дало производителям возможность работать под своим углом - это делает их вина уникальными и захватывающими!
Таким образом, производители шампанского стали чемпионами терруара. их шампанские более минеральные, и характеристики винограда из этого региона более заметно проявляются в вине.
Есть невероятная книга Питера Лиема «Шампанское», в которой он очень подробно пишет о шампанском и терруаре. Питер Лием описывает это так: разница между купажированными шампанскими и шампанскими, выращенными на винодельческих предприятиях, подобна разнице между прослушиванием симфонического оркестра (который он сравнивает с купажированными шампанскими или домами) и солиста (который зависит от производителя и более зависит от терруара). Оба невероятны, но вы можете предпочесть один стиль другому.
Учитывая больший упор на терруар (то есть климат, почву и рельеф), неудивительно, что мы видим более устойчивое и органическое виноградарство, а также шампанское с низкой или нулевой дозировкой сахара от производителей – все элементы, которые позволяют вам попробовать терруар.