Найти тему

Он повлиял на Эрика Клэптона, Dire Straits и «Калинов мост», предпочитая скрывать своё лицо

На первый взгляд, в непринуждённой музыке Джей Джей Кейла нет ничего особенного. Всего лишь смесь блюза, джаза, рокабилли, кантри, отражающая вкусы музыканта родом из города Талса, что в Оклахомщине. Никакой виртуозности и пиротехники... Однако простота обманчива. Кейл потратил немало усилий на совершенствование своего фирменного звучания.

Эрик Клэптон назвал Кейла «одним из самых важных артистов в истории рока». И был недалёк от истины. Нил Янг говорил: «Если речь заходит о великих гитаристах, я думаю о Джими Хендриксе и Джей Джей Кейле».

Мир узнал о скромном маэстро в 1970 году, когда Эрик Клэптон записал композицию «After Midnight» загадочного Джей Джей Кейла при участии музыкантов из Оклахомы.

Успех клэптоновской версии — его первого сольного хита в США — перевернул карьеру и судьбу Джей Джей Кейла, который едва сводил концы с концами, но на волне свалившейся популярности даже подумывал уйти из музыки: «Как только ты получаешь известность, даже если твоё имя как автора написано мелким шрифтом, люди хотят тебя записать, потому что думают, что у тебя есть ещё такая песня».

Но у Кейла действительно были ТАКИЕ песни! Клэптон записал «Cocaine» в 1974 году, «I'll Make Love To You Anytime» в 1978 году и «Travelin' Light» в 2001 году. Они стали друзьями — и в конечном итоге объединились для записи альбома «The Road To Escondido», который получил «Грэмми» в 2008 году. И не раз сотрудничали в дальнейшем.

Клэптон рассказывал о Джей Джей Кейле: «Он меня невероятно вдохновлял. Его пластинки действительно минималистичны, легки, утончённы. Как будто он шепчет тебе на ухо, но ты слышишь каждое слово. Я не знаю, как он это делает. Это хитрая техника».

Джей Джей Кейл также написал «Call Me The Breeze», записанную Lynyrd Skynyrd и Джонни Кэшем, «Sensitive Kind», переработанную Донованом, Сантаной и группой «Калинов мост», и «Same Old Blues», вышедшую в вариантах Капитана Бифхарта и Брайана Ферри. А также оказал влияние на Нила Янга, Тома Петти и Dire Straits: «Марк Нопфлер не записывал ни одну из моих песен, но, думаю, он послушал пару моих ранних альбомов и схватил этот ритм».

Сам Джей Джей никогда не лез в звёзды, редко фотографировался и предпочитал анонимность, время от времени гастролируя с музыкантами, которых он знал с конца 1950-х годов: «Я всегда был человеком второго плана. Мне потребовалась пара лет, чтобы приспособиться к тому факту, что люди смотрят на меня».

Джон Уэлдон Кейл родился в Оклахома-Сити 5 декабря 1938 года. В молодости он играл по барам, в 1964 году перебрался в психоделический Лос-Анджелес, где и получил псевдоним Джей Джей Кейл во избежание путаницы с Джоном Кейлом, басистом и альтистом группы The Velvet Underground.

Кейл разработал фирменный звук, кропотливо собирая дебютный альбом «Naturally»: «До того времени я играл громкий рок-н-ролл на гитаре. А потом развернулся на 180 градусов и начал играть в такт, не увеличивая громкость. И это сработало», — вспоминал он об альбоме, который включал его единственный американский хит «Crazy Mama».

Джей Джей Кейл отказался выступать под фонограмму на телевидении и разместил енота на обложке вместо собственного портрета, чтобы не светиться лишний раз.

Неуловимый музыкант несколько лет прожил в трейлере без доступа к телефону. В 1980-е Кейл уехал из Теннесси в Калифорнию, нарушил традицию и появился на обложке альбома «Number 8» (1983), прежде чем взять пятилетний перерыв. Он продолжал творить в своём собственном темпе, даже не стараясь, чтобы одна пластинка сильно отличалась от другой.

Джей Джей Кейла не менялся, потому что ему это не было нужно. Он оставался островком стабильности и здравомыслия в бушующем океане шоу-бизнеса: «Я всегда был за рок-н-ролл и кантри. Но во мне больше джаза, чем в среднестатистической Бритни Спирс. Я не отшельник. Я пишу песни дома, потому что мне так привычнее. Этого не добьёшься, играя в баскетбол…»

Своё пение Джей Джей Кейл с присущей ему скромностью называет неровным и грубым: «Мой вокальный диапазон немного ограничен. Полторы ноты — в хороший день. Многие музыканты так играют, не я это придумал. У меня нет плана. Я просто пытался избежать работы. Музыку я никогда не считал работой».

Как пел сам Кейл: «Меня зовут ветерком, / Я продолжаю дуть по дороге...»

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!