"И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи Аарону: 'Никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему. Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать: ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами, — ни один человек из семени Аарона, священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему. Хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их'». И объявил это Моисей Аарону и сыновьям его и всем сынам Израилевым" (Лев. 21:16-24).
Правила в 21:16-24, касающиеся «недостатков», не позволявших священнику делать работу священника, сегодня звучат странно. В наше время привлечение внимания к физическим недостаткам человека считается политически и социально оскорбительным.
Многих современных читателей этот отрывок может разочаровать. Что можно сказать в защиту Библии (и Бога) в случае обвинения в том, что она (или Он) настроен(а) против людей с физическими недостатками и личными проблемами?
Конечно, верующий человек считает Божье Слово истинным, даже когда чего-то в ней не понимает. Он также осознает, что если Библия не называет причину какого-либо закона, то всякая причина, которую называет тот или иной комментатор, это всего лишь предположение. Догадка может быть обоснованной, но все равно это лишь догадка; ее нельзя приравнивать к тому, чему ясно учит сама Библия. Тем не менее, по вопросу дискриминации людей с ограниченными возможностями, нужно принять во внимание несколько фактов.
Во-первых, перед этим книга «Левит» осудила обман и унижение слепых и глухих (19:14). Они тоже были среди тех, кого израильтянам было велено любить, как самих себя (19:18). Эти постановления демонстрируют, что Пятикнижие не имеет предубеждения против людей с физическими недостатками.
Во-вторых, правила относительно «недостатков» в главе 21 касались только священников, а не всех израильтян. Если принять во внимание работу священника, то закон о недостатках можно рассматривать как функциональную необходимость. Летчики должны проходить определенную проверку на физическую профпригодность, прежде чем им будет позволено летать на гражданских самолетах. Почему? Потому что такая проверка необходима для безопасного управления лайнерами. Вряд ли кто из пассажиров станет жаловаться на то, что правила полетов дискриминируют слепых, запрещая им управлять самолетом. Правила, ограничивающие управление самолетом только кругом людей с определенными способностями, не дискриминирующие; они являются функционально необходимыми. Точно так же и определенные физические характеристики, включая силу, выносливость и хорошее зрение, были необходимы для исполнения священником своей работы. Священник закалывал, разделывал и свежевал животных, клал их на жертвенник, разжигал огонь, убирал отходы и выполнял другие тяжелые физические и умственные задачи. Говоря в общем, те, кто имел перечисленные дефекты, не смогли бы исполнять ту работу, которую должен был исполнять священник.
В-третьих, эти правила только не позволяли священнику служить в качестве священника или делать работу священника. В них не говорится, что человек с подобными недостатками не мог быть священником; он не лишался преимуществ священства (как ясно сказано в 21:22). Джон Хэйз пишет:
«В системе священства все потомки мужского пола дома Аарона наследовали право на священство, но имевшему какой-нибудь физический недостаток (ст. 17-21) запрещалось совершать в храме [или скинии] ритуалы, хотя он мог пользоваться священническими льготами и привилегиями».
Священнику с физическим недостатком нельзя было входить в святое место, но он мог есть от жертв, принесенных на жертвенник. В некотором смысле можно сказать, что священник с недостатком все равно получал жалование (в том смысле, что ему позволялось есть от жертв, а также получать десятины и первые плоды). Непригодный к работе левит имел право на поддержку как священник, но он не исполнял работу, которую обычно исполняли священники.
В-четвертых, Бог хотел, чтобы все, что касалось святилища и служб в нем, было на самом высоком уровне. Золото, покрывавшее ковчег завета, было чистым золотом. «Первые плоды», самое лучшее из собранного урожая, нужно было приносить Богу. Для большинства жертв, приносимых на жертвенник, Бог требовал, чтобы Ему приносилось самое лучшее: животные «без порока». «Нечистым» не позволялось во все время их нечистоты входить в святилище. Облачение священника было таким впечатляющим, какое только могли сделать человеческие руки. Было бы удивительно, если бы Бог позволил священникам с физическими недостатками руководить поклонением скинии. Джейкоб Милгром отмечает: «Как и жертва, священник, осуществляющий богослужение, должен быть без порока».
Почему для Бога это было так важно? Святилище и все связанное с ним — включая служивших в нем священников — олицетворял Господа и Его святость. Все не самое лучшее могло бы исказить образ совершенного Бога. Но когда во время служб в святилище было представлено все только самое лучшее, то это отражало Божье присутствие и совершенство, и Его имя прославлялось!
Поскольку Бог всецело свят, то Его дом и те, кто служил в этом доме, должны были отражать Его святость. Поэтому люди с «недостатками», хотя ничуть не менее ценные, нежели другие, не подходили для службы в нем. Порок не имел места в ритуальном служении Богу.
👉🏻 Бронирование отелей и квартир (Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «ТВИЛ СОФТ». ИНН 9731077781)