Найти тему

50 оттенков униженных и оскорбленных людей. Рецензия. «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский.

Приветствую вас мои дорогие читатели! Сегодня поговорим об еще одном полезном произведении Ф.М. Достоевского – «Униженные и оскорбленные». Так как великий писатель описывал людей своего времени, то у нас есть возможность окунуться в атмосферу еще той страны, России старой закалки, но вот парадокс, ближе к концу произведения я все больше и больше стал находить сходства с современной версией страны. Мне даже показалось, что этот роман – это про всю Россию, только в миниатюре, сегодняшнее состояние государства.

Я практически уверен в том, что все описанные ситуации имеют место и по сей день в нашем обществе, а это значит, что обращаться к нашим классикам всегда полезно и нужно, потому что годы идут, а люди со своими пороками никуда не уходят. Тысячелетия бессильны перед человеком и его низменными поступками.

Идея произведения простая, если не вдаваться глубоко в отношения между остальными героями, если не брать во внимание проблему детей и их родителей, не замечать линию сложной и жертвенной любви между Иваном Петровичем и Натальей Ихменевой, то можно сказать, что этот роман про то, как сложно ужиться порядочным людям таким как: Николай Сергеевич Ихменев и его жена Анна Андреевна; старик Смит и его собачка Азорка; Елена (внучка Смита) и ее мама; Наталья Ихменева и Иван Петрович; да даже Катенька, которую скорее всего в дальнейшем «обуют на деньги», которая даже не успела повзрослеть, и ее новоиспеченный жених Алеша, - с дипломатами, которые хотят реформ для России, чтобы потом в дальнейшем с еще большей силой воспеть любовь к закабаляющему консерватизму:

Он именно настаивал на том, что весь этот дух реформ и исправлений слишком скоро принесет известные плоды; что, увидя эти плоды, возьмутся за ум и что не только в обществе (разумеется, в известной его части) пройдет этот новый дух, но увидят по опыту ошибку и тогда с удвоенной энергией начнут поддерживать старое. Что опыт, хоть бы печальный, будет очень выгоден, потому что научит, как поддерживать это спасительное старое, принесет для этого новые данные; а следственно, даже надо желать, чтоб теперь поскорее дошло до последней степени неосторожности. «Без нас нельзя, - заключил он, - без нас ни одно общество еще никогда не стояло. Мы не потеряем, а напротив, еще выиграем; мы всплывем, всплывем, и девиз наш в настоящую минуту должен быть: «Чем хуже, тем лучше».

человек даже не скрывает, что не благополучия и процветания для всей России он хочет, не пробудить в народе чувство собственного достоинства, а мечтает о еще большем кнуте над обычными людьми, чтобы до последних рядов крепостных дотягиваться и лупить их по горбу.

Не ужиться порядочным гражданам и среди князей Валковских; среди нечестных судий, которые решение по тяжбе (спор чести между Николаем Сергеевичем и отцом Алеши – князем Валковским) выносят, смотря на статусы, состояния, связи, а не рассматривают реальный порядок вещей, действий, обстоятельств, не оценивают по справедливости и закону; не ужиться среди графов N. (старичок при деньгах, друг князя Валковского, который занимается тем, что выискивает бедных девушек, ставит их в зависимое положение и заставляет своих жертв развратничать с ним); среди развратных толстячков-мужичков, один из которых решил воспользоваться маленькой Еленой в доме Бубновой; среди таких хозяек домов, как Анна Трифоновна Бубнова, у которой все «схвачено» с частным приставом, которую сам Андрон Тимофеич принимает и почитает, как благородную, которой ничего не стоит избить бедную маленькую сиротку, Елену, до полусмерти перед толпой зевак; не ужиться среди напыщенных петербургских немцев, которые вхожи в какие-то там знатные дома, и которым ничего не стоит довести дряхлого старика до обморочного состояния.

Вот как Николай Сергеевич отзывается про таких граждан своей страны в разговоре с Анной Андреевной.

- Ну, все-таки… от людей… - проговорила было Анна Андреевна и с тоской взглянула на меня.
- От каких людей? – вскричал он, переводя горячий взгляд от меня на нее и обратно, - от каких людей? От грабителей, от клеветников, от предателей? Таких везде много; не беспокойся, и в Сибири найдем.
Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский.

Ф.М. Достоевский так прямо и оценивает свое произведение:

Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…

Находясь внутри этого зловонного водоворота корыстных интересов и классовых предрассудков, детям (Наташе, Алеше, Екатерине – падчерице заграничной княгини), которые пытаются строить чистые теплые отношения, приходится каждый день вести борьбу за свою любовь, стоять насмерть в сражениях против тупых установок общества, порочных родителей.

Князь Волконский так в открытую и говорит Наташе Ихменевой, что его сын, Алеша, никогда не будет с ней, он воспрепятствует этому:

Я упорно оставался вашим недоброжелателем. Оправдывать себя не стану, но причин моих от вас не скрою. Вот они: вы не знатны и не богаты. Я хоть и имею состояние, но нам надо больше. Наша фамилия в упадке. Нам нужно связей и денег… Алеша без характера, легкомыслен, чрезвычайно нерассудителен, в двадцать два года еще совершенно ребенок и разве только с одним достоинством, с добрым сердцем, - качество даже опасное при других недостатках.

Примечательно то, что предыдущие поколения Валковских все промотали, хотя скорее всего даже то, что они прожирали, им досталось не за благие дела, и вот теперь князь решается поднимать фамилию любой ценой и потому идет просто по головам людей, растаптывая чужие судьбы, уничтожая сердца добрых людей, отнимая у стариков через дочерей заводы, деньги, разрывая отношения своего ребенка Алеши с дамой сердца. Человека не останавливает ни что, он считает это правильным, что раз он хочет взять, значит так и должно быть.

В таких обстоятельствах даже самое чистое сердце очень быстро может ожесточиться до предела, когда оно перестает доверять людям, как у Елены, и становится неспособным принимать даже добрые поступки в свой адрес.

Воры, интриганы, прелюбодеи, сластолюбцы, честолюбцы, подлизы – вот самая стойкая часть общества, у которой все хорошо и которая находится при деньгах. Они так и говорят про себя:

Мы при любых обстоятельствах всплывем.

Простым людям сложно бороться с такими подлецами, потому что в равной тяжбе тот, кто не чист проиграет, он знает это и поэтому приходится таким лицемерам, как Валковский, идти на ухищрения, обманывать, подкупать, одним словом – подличать во имя своих низменных целей, находить таких же подлецов судий, домовладельцев, и потому - это неравный бой, душа благородная всегда проиграет.

Елена пришла к своему дедушке - старику Смиту.
Елена пришла к своему дедушке - старику Смиту.

Унижение в человеке его внутреннего достоинства, оскорбление его собственного «Я» делает из такого существа дикаря, как Елена, которая всех чурается или просто бедную натуру, об которую все еще больше без какого-либо стыда вытирают ноги.

Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский.

Про хороших людей Ф.М. Достоевский устами Ивана Петровича так и говорит, чтобы не разочаровываться:

Всего лучше, если они спокойно сидят в своих углах и не выходят на свет; я даже заметил, что они действительно любят свои углы до того, что даже дичают в них.

Понятно, что это не решение проблемы, но писатель видит только в этом ключ к спасению в сложившихся обстоятельствах, тихую тайную гавань. Это, конечно, позиция самоустранения, терпеть самому и своим детям передать этот ген «постоянного терпения».

Чем ближе подходил к концу этого произведения, тем сильнее стал ощущать, что этот роман пережил свою эпоху. Ведь этот труд и про всех нас, всех нас унизили, оскорбили и продолжают это делать. Нас еще в 1991 году оскорбили, как Елену и ее маму обвел вокруг пальца князь Валковский.

Избитая Елена валяется на земле, Бубнова торжествует.
Избитая Елена валяется на земле, Бубнова торжествует.

Это произведение не заканчивается на Российской империи, оно продолжается и по сей день.

Всегда найдутся такие, как Валковский, которые в свое время «прокатились», «провеселились», «прожрали» и «пропили» свое и не свое добро и вдруг резко захотели реанимироваться на судьбах и крови других людей.

В СССР абсолютно все делалось на горбу великого трудового народа, на горбу наших дедов и прадедов, но пришли дельцы, которые попустились всем, все продали, все разрушили, легким росчерком пера по бумаге присвоили себе то, что не принадлежало им по праву, а принадлежало всей стране, что созидала вся страна. И теперь преспокойненько извлекают прибыли на свои зарубежные счета. Я рассуждаю именно не о потерянной идеологии, это тема для отдельной статьи, я говорю лишь про то, что если выражаться «их» понятиями, то они просто нас «кинули». Уму не приложу, как без стыда и совести они это провернули, а теперь что-то рассказывают по ТВ. Хотя, что я? Я же читал это произведение, князья Валковские всплыли и продолжают преспокойно жить.

Маленькая Елена побирается у моста.
Маленькая Елена побирается у моста.

Это произведение правда про всю страну, на примере судеб 5 – 10 человек романа «Униженные и оскорбленные» мы можем судить о всем обществе.

Вообще монолог Валковского - это какая-то вишенка удовольствия (от раскрытия его «сучности») на тортике печали. Как же он классно рассказывает про свою спутницу-барыню в молодости, с которой князь занимался всеми возможными пошлостями и вожделениями, а между тем, барыня поставила себя в обществе так, что все ее боялись. Она призывала к отчаянному исполнению норм нравственности, морали, могла репутацию девушки или парня низвергнуть до плинтуса, а между тем, в этот самый момент, тайно сама шалила, да еще как шалила.

Она карала не только порок, но даже малейшую слабость в других женщинах, и карала безвозвратно, без апелляции. Ее боялись даже мужчины.

Ей доставляло удовольствие, что никто не знал об этом, что она это делала втихую.

Наташа грустит у окна, но Алеша не придет...
Наташа грустит у окна, но Алеша не придет...

И сразу я провел параллель по сегодняшней повесточке, что пытаются воспитывать нас те, кто еще ни разу сам не жил по нормам морали, чести, нравственности и справедливости, но считают, что имеют право поучать остальных.

Я понимаю, что Ф.М. Достоевский писал про элиту того времени, но так ли уж прям отличаются сегодняшние говорящие головы от голов того времени?

Диалог Ивана Петровича и князя Валковского, когда они сидят в ресторане, считаю просто находкой, вам обязательно нужно с ним ознакомиться, чтобы понимать глубже погрязжих в пороках людей, тогда будете меньше доверять таким персонам, не давать им вторых шансов в своем сердце и меньше чего-то ждать, ждать несбыточного.

Вы начнете понимать, какие мысли роятся у таких людей в голове, и что среди всех этих размышлений об очередных вожделениях нет места обычному люду.

Валковский так и раскрывает свою философию:

Любите самого себя – вот одно правило, которое я признаю. Жизнь – коммерческая сделка; даром не бросайте денег. Ближнему лучше не платить, а суметь заставить его делать даром.

Нужно пропустить этот монолог через себя, тогда у вас приоткроется завеса. Многие люди думают, что все это и без того понимают, но почему-то раз за разом обманываются на сладкие речи про единство, Родину, государство и т.д., а ведь по своей сути все эти заявления, есть лишь способ заставить вас делать все даром.

Валковский говорит про свое окружение таких же порочных людей так:

Ведь я вижу, что я живу в обществе пустом; но в нем покамест тепло, и я ему поддакиваю, показываю, что за него горой, а при случае я первый же его и оставлю. Угрызений совести у меня не было ни о чем. Я на все согласен, было бы мне хорошо, и нас таких легион, и нам действительно хорошо. Все на свете может погибнуть, одни мы никогда не погибнем. Весь мир может куда-нибудь провалиться, но мы всплывем наверх. Посмотрите хоть уж на одно то, как живучи такие люди, как мы.

Как же это все сообразно сегодняшним чиновникам. Тогда зачем мы удивляемся каждый раз этой жизни у нас в стране?

Старик Ихменев со своей дочерью Наташей.
Старик Ихменев со своей дочерью Наташей.

Считаю этот роман сильным, мощным произведением Ф.М. Достоевского. Он показал всем нам униженных и оскорбленных людей во всех жизненных ситуация, и совсем маленьких, и средних, и стариков, и даже собаку. Нам лишь остается из этого делать выводы.

В качестве небольшого дополнения скажу, что ведь можно совсем не смотреть современных либеральных публичных блогеров, политиков, социологов, если вы им не доверяете, достаточно просто обратиться к нашей классической литературе. Я вот не слежу ни за какими деятелями, потому что хрен знает кем они проплачены, лишь изредка могу прочитать всплывающую новость, кто и что сказал, но я читаю литературу и в этом моя сила.

Также у меня есть разбор произведений «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедные люди», если вам понравилась эта статья, можете прочитать и их.

Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте произведение сами - составьте свое.

Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))

P.S. Я завел свой Telegram, там я публикую спойлеры на рецензии, которые планирую делать следующими, делаюсь своими впечатлениями в процессе прочтения. Если кому интересно, жмите, чтобы перейти в телеграм канал. Также с недавних пор я есть еще и в Вконтакте, если кому-то удобнее там отслеживать меня.

Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, спасибо, что читаете меня и остаетесь со мной! Дальше буду стараться делать статьи еще интереснее.