Найти в Дзене

"Бедные люди" Ф.М. Достоевского. Рецензия на роман. "Бедняк должен остаться бедняком"!

Оглавление

"Мы начинаем".

Сегодня поговорим про один из лучших романов Федора Михайловича Достоевского – «Бедные люди». Обычно, когда что-то советуют прочитать из его произведений, то непременно говорят про этот труд.

Так уж случилось, что все основные книги мастера русской человеческой души я прочитал, но этот роман ускользнул от моего взора. Приходится наверстывать упущенное.

«Бедные люди» - это дебютный роман писателя. Когда В.Г. Белинский прочитал его, он написал, что Достоевский «имя совершенно неизвестное и новое, но которому, кажется, суждено играть значительную роль в нашей литературе».

ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!!!

«Сердца у них каменные; слова их жестокие».

Старик Покровский бежит за гробом своего сына.
Старик Покровский бежит за гробом своего сына.

«Бедные люди» Ф.М. Достоевского – это роман-оголенная струна серой, бедняцкой, замызганной и униженной жизни людей. Людей, которых быт, порядки государства, отношения внутри общества довели до пограничного состояния.

Одни из них отчаялись совсем и только и знают, что влачат свое жалкое, унылое существование (старик Покровский, который отдался пагубным страстям, так распространенным в обществе опустившихся людей: пьянка, лень, праздное шатание по кабакам, улицам и т.д.; Емельян Иванович, коллега по работе Макара Девушкина, который не может жить по средствам, существует взаймы и тянет на дно главного героя своим откровенным жизненным бедствием, хотя он, как человек, добрый, чувствительный, но, увы, слабый), другие же пытаются выбраться из этого мора, повальной эпидемии человеческих душ, где нет права на счастье – отец Варвары Доброселовой, глава семейства Горшков, студент Покровский (сын своего слабохарактерного старика, но хорошего, доброго человека), сам Макар Девушкин. Да-да, главного героя я отнес к категории «карабкающихся», непременно объясню свой вывод ниже. Кто-то из всей этой плеяды «скалолазов» лезет активными, решительными действиями, карабкается и быстро сгорает, потому что здоровье не выдерживает, другие же тратят меньше энергии и потому тлеют вялотекуще, как вы понимаете, исход у них у всех один, так как порядки общества, государства таковы. Они не могут разорвать движущую цепь системы, которая задает движение и одновременно ограничивает собою ее участников.

Бедняк должен остаться бедняком, для него социальные лифты закрыты! Абсолютно все в обществе пропитано этой философией, поэтому Анна Федоровна, состоявшаяся женщина, но не понятно какими делами занимающаяся (Точно не благими, потому что она берет на попечительство Варвару и ее мать после смерти главы семейства, но, когда Варвара остается одна, когда умирает и мать, Анна Федоровна сводит ее с кружком развратников. Эти сластолюбцы подрывают честь бедной Вари, и ей приходится бежать «куда глаза глядят».), говорит про отца Варвары Алексеевны так: «Батюшка был сам виноват: что он не по силам жил, далеко забирался и что уж слишком на свои силы надеялся». Позже она обвиняет его и в том, что он «ставил себя выше других людей» и что своим «стремлением к лучшей жизни» довел семью до того, что «по миру пошли».

Мы видим, что совершенно благие порывы человека по улучшению своих финансовых возможностей и созданию благоприятных условий для семьи выставляются как нечто скверное, они, наверно, были бы рады добавить – «лучше бы пил не просыхая окаянный».

Моменты из произведения.
Моменты из произведения.

Сам главный герой (Макар Девушкин) подмечает, что до того не хотят счастья бедному человеку, что по соображениям людей «устроившихся в этой жизни», которые чаще по родству добиваются всего, а не по умениям, у бедного «все наизнанку должно быть; что у него ничего не должно быть заветного, там амбиции какой-нибудь, ни-ни-ни».

Поэтому, когда Макар добивается по службе своей поощрения, злые коллеги всячески пытаются оболгать его, унизить, выставить посмешищем, чтобы как итог ему ничего не выдали. Помните, что я отнес Макара Алексеевича к «карабкающимся», так вот он пример. Главный герой искренне с усердием выполняет свою работу, старается, трудится, у него нет никаких замечаний по службе и происшествий, ему даже выписывают разовые поощрения, но из-за того, что он такой добрый и не может постоять за себя, коллектив, общество его всячески ломают, поэтому одним усердием у него не получается выбраться из этой классовой западни.

В той модели социума, в которой они все копошатся, невозможно добиться успеха благими, праведными делами, недостаточно просто хорошо выполнять свою работу и быть добряком, быть настоящим человеком, а точнее даже будет сказать неправильно быть таким. Успеха добивается тот, кто каждый день «куда-то уходит и крутит свои темные делишки» – Анна Федоровна, кто день и ночь собирает наиболее пикантные подробности жизни других людей – литератор Ратазяев, кто смысл жизни видит в том, чтобы удовлетворить свои похотливые потребности – старик офицер, докучающий Варваре, кто честолюбив, хитер, напыщен, похотлив, бессердечен – господин Быков.

«Бедный человек хуже ветоши».

Макар Девушкин, мелкий пожилой чиновник, носящий титул – титулярный советник девятого класса, говорит, что бедный человек хуже ветоши, что он настолько доведен, что всего боится, на всех косится и думает – «не про него ли сейчас говорят, не над ним ли смеются, не его ли пытаются обличить в данный момент». Главный герой приходит к выводу, что люди мизерного достатка, побирающиеся непременно все капризные, обидчивые. Читатель в этом убеждается, когда видит реакцию Макара на повесть «Шинель» Н.В. Гоголя, которую ему передала Варвара Алексеевна для проведения досуга. Его обижает то, что писатели рисуют их портреты в своих произведениях, поднимают в обществе эти неудобные темы. Макара Алексеевича до глубины души ранит трагичная концовка произведения Николая Васильевича, он сокрушается на то, что почему бы не закончить положительно, ведь в мире и так полно злобы, ненависти, жестокости по отношению к таким как он, нет на белом свете никакого просвета, теплого отношения между людьми. Ему не нравится точность описываемых портретов бедняков в литературе, потому что Макар в каждом таком описании видит себя, ему становится неудобно, стыдно, обидно:

И они ходят, пасквилянты неприличные, да смотрят, что, дескать, всей ли ногой на камень ступаешь али носочком одним; что-де вот у такого-то чиновника, такого-то ведомства, титулярного советника, из сапога голые пальцы торчат, что вот у него локти продраны – и потом там себе это все и описывают и дрянь такую печатают…

Макар Алексеевич сердечно хочет, чтобы восторжествовала справедливость, чтобы признали труд мелкого чиновника, ведь он каждый день старается, работает на благо государства, а его не ценят, так еще и в литературе выставляют посмешищем. Государственной машине нет дела до таких «маленьких людей», она их пережевывает десятками, сотнями, тысячами каждый день, а такой человек хочет признания, любви, уважения, заботы.

Но читатель не должен реагировать остро на эти изречения главного героя. Его ограниченность, диковатость ума определяется суровостью окружающей действительности по отношению к Макару Алексеевичу, можно сказать, что это такая защитная реакция. Очень точно подметил В.Г. Белинский:

Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце.

Стоит сделать маленькое отступление насчет титула главного героя. Следующий чин идет восьмого класса, коллежский асессор, который до 1845 года давал право на потомственное дворянство и как следствие, все вытекающие из этого права, возможности. Уже позже, получить этот чин восьмого класса стало непреодолимо. Дворяне не хотели пополняться за счет незнатных, «простаков». Большинство служащих, имеющих этот чин, перестали продвигаться по карьере, их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо – штулярами или титуляшками. Дворяне откровенно смеялись над такими людьми. Поэтому, как мы видим, Макар Алексеевич уже изрядно послужил государству, он работает с 17 лет, как пишет Ф.М. Достоевский, а так и остался в этом чине, что дает нам полное право говорить о том, что главный герой в чине «вечного титулярного советника». Вернемся к размышлениям.

Как мне кажется, автор не случайно приводит читателю этот крик души Макара Девушкина насчет повести «Шинель». Мне видится, что Федор Михайлович Достоевский хотел затронуть эту проблему в ином ключе, что нужно не просто описывать бедственное положение «маленького человека», но и стремиться как-то помочь ему конкретными действиями по улучшению и без того его крошечной, скромной жизни. Иначе, как говорит Макар, получается просто пасквиль и не более, потому что об этом и так все знают, просто откровенно не хотят замечать.

Для обеспеченных и сытых бедняки лишь пыль, тому пример случай с Петром Петровичем, когда Макар Девушкин пытался у него взять взаймы. Поняв, что ловить с мелким титулярным советником нечего, Петр Петрович просто перестает его замечать, чтобы Макар отстал от него.

Я опять к нему с тем же. А он мне – заклад у вас есть? А сам уткнулся в свою бумагу, пишет и на меня не глядит. Я немного оторопел. Нет, говорю, Петр Петрович, заклада нет, да и объясняю ему – что вот, дескать, как будет жалованье, так я и отдам, непременно отдам, первым долгом почту. Тут его кто-то позвал, я подождал его, он воротился, да и стал перо чинить, а меня как будто не замечает. А я все про свое – что, дескать, Петр Петрович, нельзя ли как-нибудь? Он молчит и как будто не слышит, я постоял-постоял, ну, думаю, попробую в последний раз, да и дернул его за рукав. Он хоть бы что-нибудь вымолвил, очинил перо, да и стал писать; я и отошел.

Этой ситуацией показано все отношение к таким вот «маленьким людям», которых воспринимают за муравьев.

К девушкам беднячкам отношение, как к игрушкам. Если личиком и фигуркой вышла, поиграться, попользоваться, отдариться деньгами, да и выбросить на улицу. Пример тому, старик офицер, который пришел то ли за племянника извиняться к Варваре Доброселовой, то ли наложницу себе смотреть, а самое гадкое, что якобы все эти «ваше благородие», «господины», «барины», «госпажи», «уважаемые», «барыни», «великий белый свет» сами же и подставляют этих бедных несчастных людей тем, что сводят их с этими развратниками. Варвара Доброселова и Федора сходятся на том, что именно Анна Федоровна свела этого офицера с ними, «раскрыла все явки и пароли», да и сам старик сознается в этом:

…и, наконец, объявил, что знает Анну Федоровну.

Еще один занимательный пример чистоты души Макара Алексеевича.

Макар Алексеевич Девушкин.
Макар Алексеевич Девушкин.

Для меня был очень показательный момент, когда Варвара Доброселова просит материальной помощи у Макара в связи с посещением ее скромного житья-бытья развратным офицером. Главный герой решается «из кожи вон вылезти», но отыскать деньги – взять дополнительную работу у литераторов или найти у кого взять взаймы. При этом Макар Девушкин начинает «делить шкуру неубитого медведя» и распределять деньги, мол, 25 он отдаст Варваре, два целковых хозяйке, но хозяйке надо бы и больше дать за все его пропуски оплаты сроков. Это показатель чистоты души человека, находясь в таком тяжелом финансовом состоянии, он думает о том, что некрасиво поступает за свои неуплаты и надо бы отблагодарить хозяйку сверх суммы. Макар Алексеевич не поступает как скряга, хотя в таком положении мог бы.

Самый напряженный момент романа.

Макар Девушкин решается погрузиться на самое дно, когда ему доводится наблюдать бедственное положение своего коллеги по работе, такого же «вечного титулярного советника», Емельяна Ивановича. Так уж сложилось, что его сотоварищу не за кем заботиться, нет того человека, ради которого хочется жить, а потому, он закладывает все свое скромное имущество и катится вниз.

Я сначала вышел немножко поосвежиться. Тут уж все пришлось одно к одному: и природа была такая слезливая, и погода холодная, и дождь; ну и Емеля тут же случился. Он, Варенька, уже все заложил что имел, все у него пошло в свое место, и как я его встретил, так он уже двое суток маковой росинки во рту не видал, так что уж хотел такое закладывать, чего никак и заложить нельзя, затем что и закладов таких не бывает. Ну, что же, Варенька, уступил я более из сострадания к человечеству, чем по собственному влечению. Так вот как грех этот произошел, маточка!

Огромное удовольствие испытываю от тех оборотов, которые использует мастер своего дела Ф.М. Достоевский. То, как он описывает бедствие Емели:

уж хотел такое закладывать, чего никак и заложить нельзя, затем что и закладов таких не бывает.

Так умеет делать только истинный мастер человеческих душ. Буквально одно предложение передает весь смысл трагичности ситуации – человек опустился так, что ниже уже не получится.

Наблюдая это, Макар Алексеевич дает слабину и впадает во все тяжкие. Этот случай с его коллегой снимает с него часть ответственности, которую он несет перед Варварой Доброселовой. Скатываться вниз всегда легко, если делаешь это не один. Ко всему этому бедствию человеческой души в дополнение придают ускорения сплетни литератора Ратазяева, который живет в том же доме, что и Макар Алексеевич, и который, видимо, специально звал к себе в гости главного героя, чтобы выведать все его тайны отношений с Варварой, а не потому, что он ему интересен как человек. Для Ратазяева все в этой жизни материал для его будущих литературных произведений, и совсем не важно, какой это материал, чем пикантнее и трагичнее, тем лучше. Если парочка людей погибнет от стыда после таких материалов, не сможет восстановить свое честное имя, ну что же, не повезло. Коварный литератор распускает слухи по всему дому и называет Макара Алексеевича ловеласом, намекая на его отношения с молоденькой Варей, тогда как их отношения держатся на взаимовыручке, поддержке, теплоте, добре, нежной отеческой любви, на самопожертвовании ради ближнего. Ратазяеву этого не понять, он не мыслит такими высокими категориями, не задумывается о тяжкой жизни «маленького человека», до таких возвышенных материй у него нет доступа.

Но есть факел надежды во всей этой непроглядной тьме для Макара Алексеевича – это Варя. Она своим присутствием в жизни маленького «вечного титулярного советника», сама того не осознавая, спасает его. Варвара Доброселова для Макара Девушкина в этой жизни абсолютно все, она его обретенный смысл, его спаситель, благодетель, тот, кто выслушает и не предаст, кто прочитает израненную, оскорбленную, униженную его душу, как книгу, и не осудит, и не пристыдит. Только тогда, когда главный герой узнает о своей дальней родственнице, начинает поддерживать ее, заботиться о ней, не отворачивается от нее в трудную минуту, он познает себя и свои возможности. Ради Вари Макар Алексеевич готов на самопожертвование, а это, пожалуй, самое главное в жизни любого, выше этого уже и быть ничего не может, потому что в этот момент человек способен отдать всего себя без остатка. Макар Девушкин так и говорит:

Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать, и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная, и гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.

Показательно еще и то, как, порой, сильно на нас давит наше окружение, как оно влияет на нас, на наше самообладание, самомнение, самоопределение. Многие советуют не слушать злых языков, но не всегда человек в себе находит силы этого не делать. Макар Алексеевич прогибается под мнением окружающих, под обстоятельствами, и только Варвара спасает его, напоминает ему, кто он есть на самом деле – Человек, и потому главный герой, опустившись на дно, на самое дно с Емельяном Ивановичем, находит в себе силы оттолкнуться от него и начать подниматься вверх.

Что там за кулисами?

Когда Макар Алексеевич идет гулять сначала на Фонтанку, а потом на Гороховую, он видит два совершенно разных мира, которым нет возможности никогда соприкоснуться, одни сытые, богатые, красивые, здоровые, благополучные, другие серые, мокрые, бедные, грязные, больные, запуганные, униженные – ветошь, одним словом. Макар Девушкин искренне желает этой успешной, блестящей жизни Варе:

Ездили бы и вы в карете такой же, родная моя, ясочка. Взгляды благосклонного вашего генералы ловили бы, - не то что наш брат; ходили бы вы не в холстинковом ветхом платьице, а в шелку да в золоте. Были бы вы не худенькими, не чахленькие, как теперь, а как фигурка сахарная, свеженькая, румяная, полная. А теперь что! Мало того что злые люди вас погубили, какая-нибудь там дрянь, забулдыга вас обижает.

В силу своей зашоренности мышления Макар не понимает, что эти генералы – «рыцари света» в своем нутре те же несправедливо поднявшиеся люди, которым все досталось от рождения, и потому они еще больше развращены, чем «дрянь и забулдыга», потому что последние не видели другой жизни, для них существовать на этом свете значит страдать, мучаться, метаться, и только водка способна облегчить эти страдания. Когда генералам, птицам высокого полета сильно наскучивает ловить взгляды своих сахарных «мадама», они спускаются до уровня Варвары и пользуются такими, как она, кружат им головы, а потом бросают на холодок.

Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский.

Именно на Гороховой Ф.М. Достоевский через своего центрального персонажа обнажает самые главные вопросы, которые все умные люди прекрасно понимают, но на которые никогда не будет справедливого ответа и разумных, искренних действий, чтобы уравновесить социум, воздать людям за всю несправедливость, которую им пришлось претерпеть, потому что эта несправедливость ничем не объяснима:

Отчего же вам такая злая судьба выпадает на долю? Отчего это так все случается, что вот хороший-то человек в запустеньи находится, а к другому кому счастие само напрашивается? Знаю, знаю, маточка, что нехорошо это думать, что это вольнодумство; но по искренности, по правде-истине, зачем одному еще в чреве матери прокаркнула счастье ворон-судьба, а другой из воспитательного дома на свет божий выходит? И ведь бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только облизывайся; ты, дескать, на то и годишься, ты, братец, вот какой!

Макар Алексеевич стыдится своего положения и даже говорит, что, когда прогуливался по Гороховой и встретил там шарманщика, то испытал вдвойне бедноту свою. Материя нищеты тяготит очень сильно главного героя, она не дает ему покоя, его душа страдает, не может успокоиться. Макар Девушкин испытывает стыд, горечь, но Варвара пытается исцелить его достаточно простой истиной – «бедность не порок» говорит она ему. Девушка дает понять Макару, что в его бедах не виноват он. Если ты исправно выполняешь свою работу, являешься добродетельным человеком, а об тебя вытирают ноги, не ценят, всячески подставляют и унижают, это не значит, что ты какой-то не такой, это не говорит о том, что ты прокаженный, просто порядки людей слишком жестоки, неправильны и несправедливы.

Увиденное на Гороховой, наводит Макара Алексеевича еще на одни мысли, которыми он спешит поделиться с Варей все в том же письме. Описывая сон «в позлащенных палатах богатейшего лица», которое мечтает о прекрасных сапогах и не замечает страдающую семью бедняков сапожников, живущих под этим очередным «Ваше благородие», Ф.М. Достоевский устами Макара Алексеевича обращается ко всем зажиточным людям:

Полно, дескать, о таком думать, о себе одном думать, для себя одного жить, ты, дескать, не сапожник; у тебя дети здоровы и жена есть не просит; оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!

Автор подталкивает состоявшихся людей, которые получили свое богатство по рождению, а не за заслуги, замечать остальных, окружающих, которые в данный момент в нужде, помогать им, быть к ним добрее, благосклоннее, ведь все мы люди. Жизнь не справедлива в том, что одни богаты уже в утробе матери, а другим всю жизнь с сухарей на воду перебиваться, тем более что, как люди-то, они не хуже, а то и лучше всяких «благородий».

Эту мысль так же подкрепляют слова Варвары Доброселовой, что бедный не должен быть рядом с бедным и вытягивать его, иначе оба потонут. Это ответ всем тем, кто думает, что нищие должны сами друг друга вытаскивать из этой пропасти, что они сами во всем виноваты. Спешу Вас огорчить, не все нищие – это результат умственной отсталости и беспробудной пьянки. Порой, человек старается, работает, трудится, пашет изо всех сил, его работа достаточно важна обществу, но государство банально не ценит этого человека, лицемерно считает, что он как-нибудь справится, выживет на гроши.

Я думаю, нет смысла рассказывать про наших провинциальных учителей, врачей, сотрудников полиции. Ф.М. Достоевский дает понять, что люди при власти и деньгах, которые в этот момент несправедливости лежат сытые на позолоченной кровати и думают о сапогах, должны подумать о ближних, потому что даже эти их сапоги, их существование, обеспечивается бедняками, которые работают по двенадцать часов в сутки за гроши, делая эти сапоги.

Горшков, как раз, приходит к Макару Алексеевичу и просит взаймы у него, потому что других людей в доме он боится, они посмеются, осудят и не помогут. Главный герой отдает последние двадцать копеек ему.

Бедным же Ф.М. Достоевский говорит, что не нужно себя сортировать и вводить в недостойное смущение, потому что бедность не порок, а результат убогих, бессовестных, необоснованных, жульнических заведенных порядков в обществе:

И потому не от чего было в грош себя оценять, испугавшись одного шума и грома!

Пожалуй, именно прогулка по Фонтанке и Гороховой несет в себе главный смысл романа «Бедные люди». Именно все то, что там наблюдает Макар Алексеевич Девушкин, и что он говорит после этого, какие мысли приходят ему на ум – это та самая ложка праведного дегтя от Ф.М. Достоевского, которую последний хочет погрузить в банку липового, вкусного, свежего меда, где мед символизирует ту бессовестную, бессердечную, кровожадную, золотую, сверкающую, счастливую жизнь, подпорки которой устанавливают богачи на горбах большей части населения, и как следует этой ложкой там в банке помешать, показать, что вы все в одной емкости и что преступно не замечать дошедшего до крайности человека, тем более, что в этом падении вы сыграли главную роль. В этой точке произведения достигается пик всего - кульминация, уже дальше происходит спад и примирение с действительностью всех основных героев, но в этот момент вся авторская сила направлена на тех, до кого он хочет достучаться. В этот момент мы добрались до последней, самой маленькой матрешки. Мы добрались до ядра, на котором держится все общество, поняли всю его горькую, несправедливую сущность. Уже после, мы начинаем собирать все фигурки в обратном порядке.

Вторая незыблемая истина автора – Человеку нужен Человек.

"Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал".
"Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал".

Кроме классовой разобщенности автор также затрагивает свою не менее важную тему, как важность присутствия одного человека в жизни другого. Помимо того, что этими отношениями пропитано все произведение – взаимная поддержка между Варей и Макаром, есть еще и более яркий момент. Когда главный герой ошибается на работе, его ведут к «его превосходительству», там Макару достается, его отчитывают, журят за драную одежду, но начальник нисходит до уровня «вечного титулярного советника», дает ему сто рублей, чтобы он поправил свое материальное состояние, понимая, что сотрудник, человек перед ним хороший, и что в данный момент острая нужда встала перед ним. Макар Девушкин ликует:

Я, ангел мой, вздрогнул, вся душа моя потряслась; не знаю, что было со мною; я было схватить их ручку хотел. А он-то весь покраснел, мой голубчик, да – вот уж тут ни на волосок от правды не отступаю, родная моя: взял мою руку недостойную, да и потряс ее, так-таки взял да и потряс, словно ровне своей, словно такому же как сам генералу. «Ступайте, говорит, чем могу… Ошибок не делайте, а теперь грех пополам».

Самое главное, что Макара Алексеевича не деньги радуют, а тот факт, что в нем впервые увидели Человека, проявили к нему милосердие, любовь, заботу, поддержали в трудный период жизни:

…не так мне сто рублей дороги, как то, что его превосходительство сами мне, соломе, пьянице, руку мою недостойную пожать изволили! Этим они меня самому себе возвратили. Этим поступком они мой дух воскресили, жизнь мне слаще навеки сделали, и я твердо уверен, что я, как ни грешен перед всевышним, но молитва о счастии и благополучии его превосходительства дойдет до престола его!...

Мы видим, что человеку нужно признание, уважение, достойная зарплата и условия жизни, он должен понять, что государство, общество его ценят, и тогда перед таким гражданином, человеком нет преград, и мир наполнится истинным добром и светом. Человеку нужен человек – эта лирика всегда сквозит из всех романов Федора Михайловича. Спасти одного индивида всегда может другой, главное быть чуткими и добрыми.

После этой возвращающей к самоуважению помощи Макар Алексеевич ходит в забытье, перестает на всех обижаться, все всем прощает, а его вчерашние клеветники (жильцы дома), вдруг, как по указке, опять начинают с ним нормально разговаривать, правда, чувствуется ехидца, но главный герой им искренне верит, окрыленный поступком начальника.

Случай со ста рублями и дальнейшие высказывания Макара Алексеевича показывают его несовершенство, его слабость, низкий уровень самоуважения. Он простоват в своих размышлениях, слишком добр и потому говорит:

Я со слезами на глазах вчера каялся перед господом богом, чтобы простил мне господь все грехи мои в это грустное время: ропот, либеральные мысли, дебош и азарт.
Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский.

В.Г. Белинский правильно сказал, что чем грубее понятия о жизни Макара, тем шире его душа. Ф.М. Достоевский показывает, как бедняк за единоразовую подачку способен отречься от всех своих праведных мыслей, забыть все унижения, обиды и жестокость, способен не замечать потребительского отношения к нему, что на него смотрят не как на Человека, а как на ресурс. Главный герой в моменте благодарен начальнику за то, что он о нем побеспокоился, и поэтому ему становится стыдно на себя, что допускал такие вольности в рассуждениях, хотя все мы понимаем, что унижения на протяжении 30 лет не стоят этих ста рублей.

Похожим мышлением живут наши современные пенсионеры, получающие пенсии в вилке от 9 000р до 14 000р (Я не беру сейчас Москву и Санкт-Петербург, потому что эти города не являются Россией, упоминать их есть лукавство.). Прожить на такие деньги нереально, ну точнее можно, но это надо нешуточно так затянуть пояса абсолютно во всем. Хотя, если ты живешь на эти деньги, то с каждым годом затягивать становится все меньше, в какой-то момент ты доходишь до такой стадии, что от поясов можно отказаться. Получается, что пенсионеры находятся в процессе не жизни, а выживания, и все равно они уважают людей, которые доводят их до такого состояния, благодарны ежегодным увеличениям пенсии в виде незначительных сумм и единоразовым выплатам от 5 000р до 10 000р, хотя все понимают, что это просто капля в море. Уважением со стороны государства к своим гражданам, находящимся на пенсии, было бы то, если бы им изначально плотили достойные деньги, хотя бы 50 000р, но у нас эта сумма является средней уже в Москве для большей части населения. Из-за всей этой ситуации пенсионерам приходится все равно идти и искать работу, потому что тяжело жить на эти деньги. Я ни в коем случае не виню наших стариков, отношусь к ним с полным уважением, понимаю, что они тут не при чем.

Мне, как гражданину России, обидно принимать эту суровую действительность. Что наш многострадальный народ, который победил фашизм во всем мире, построил прекрасные передовые заводы, который увеличил территорию государства до тех размеров, которые мы имеем, по факту не имеет никакого отношения к достоянию этой страны, а ловит лишь какие-то объедки с праздничного барского стола в виде 10 000р раз в год. Считаю, что государство должно воздать по справедливости нашим уникальным людям, ни в одной стране нет таких граждан, а живем мы во много раз хуже. Извините за мое отступление, вернемся к произведению.

Сам Ф.М. Достоевский не винит Макара Алексеевича, он лишь показывает эту особенность бедняков.

Еще один указатель на мастерство Ф.М. Достоевского.

Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский.

Интересно наблюдать за тем, как автор на протяжении всего произведения мастерски проводит водораздел между персонажами перед читателем, кто уже за чертой настоящего человеческого облика, а кто перед ней. Вот, например, взять случай с Горшковым, когда он возвращается домой, выиграв дело в суде и получив от купца хорошие деньги.

Напомню, Горшков встрял под суд, ему пришлось «тягаться с купцом», который сам сплутовал с подрядом и притянул в это дело Горшкова, хотя его вины там так – слеза одна (упустил в этом вопросе казенный интерес). В итоге бедный Горшков пытается с купца заслуженных денег получить, восстановить свое честное имя, а купец всячески петельку за петелькой накидывает и запутывает еще больше дело, хотя и виновен. Горшкова же из-за этого разбирательства уволили со службы, и не берут никуда на работу, при этом, он не виновен ни в чем.

Когда справедливость восторжествовала, Горшков, вся его семья, некоторые жильцы дома и Макар Алексеевич искренне радуются за то, что честь и доброе имя были восстановлены у этого бедного человека, а Ратазяев говорит, что нужно радоваться деньгам:

Что, батюшка, честь, когда нечего есть; деньги, батюшка, деньги главное; вот за что бога благодарите!

Обожаю Ф.М. Достоевского за то, что он способен одной фразой, одной репликой обнажить нутро человека.

Горшков, считай, жил одной только мыслью, чтобы дожить до того момента, когда его оправдают, все силы на это были брошены, чтобы только узрить момент, а когда уж этот день настал, так он тихонечко и помер на своей кровати, уткнувшись в стену.

Заключение. Макар Девушкин – бедняк или все же -невиданная сила, закупоренная в «маленьком человеке»?

Считаю, что это произведение Ф.М. Достоевского несет в себе великую силу, оно показывает: как трудно живется обычному бедному трудовому человеку; какой ценой обеспечивается светская пересыщенная барская жизнь зажиточных людей; насколько значима поддержка одного человека другим; как важно строиться государству на справедливости, чтобы не получить таких вот угнетенных, физически и духовно израненных людей.

Я не случайно назвал свою статью – ««Бедные люди» Ф.М. Достоевского» (небольшая игра смыслов), по итогу бедные люди так и остаются нужными только самому автору. Они предоставлены исключительно себе, изредка может мелькнуть справедливость (победа Горшкова на суде, сто рублей Макара), но кардинально это ничего не меняет. В этом романе богачи символизируют собой биомассу, которая несет в себе заряд философии того, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Ф.М. Достоевский не находит выход для своих персонажей из создавшихся устоев в государстве, обществе. Автор понимает, что в текущих реалиях сохранить человеческое лицо – значит погибнуть, остаться жить в работающей системе (прижиться, хорошо устроиться) – значит потерять свое собственное «Я».

Варвара Доброселова прогибается под укладами общества Российской империи, она понимает, что не способна оставаться в этой нищете, для нее это значит смерть, девушка перестает бороться.

Варвара находит счастье в достатке, в обилии еды, хорошем доме. Ей даже об этом Федора говорит, задавая риторический вопрос, с которым Варя соглашается:

Федора говорит, что своего счастия терять не нужно; говорит – что же в таком случае и называется счастием? Я по крайней мере не нахожу другого пути для себя, бесценный друг мой.

Но цена этому комфорту ее внутреннее «Я», ее честь и самоуважение. Варя выбирает Быкова, который соглашается ее обеспечивать, но этот «господин» страшный подлец. Он испортил ей жизнь, подорвал ее честь. Героиня понимает, что ставит на весы, она, конечно же, не такая подлая, как может кому-то показаться на первый взгляд. Подтверждением тому выступает ее последнее письмо Макару Алексеевичу, которое было в каплях слез.

В этой концовке в полную силу раскрывается мощь и глубина души Горшкова и души Макара Алексеевича. Первый ставит всю свою мобилизацию физических, духовных ресурсов на то, чтобы вернуть свое честное имя, свое человеческое «Я», его не волнуют деньги, он жаждет справедливости, второй же до последнего момента бился и продолжает в конце произведения биться за честь и судьбу Варвары. Он призывает ее не совершать ошибку, не соглашаться на жизнь в золотой клетке, предлагает ей всю свою духовную, физическую, материальную помощь.

Макар Алексеевич и Горшков демонстрируют читателю, что каким бы «маленьким» не был человек с виду, он может обладать феноменальной душой. Маленький человек – огромная душа.

Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте книгу сами - составьте свое.

Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))