Приветствую Вас мои дорогие читатели!
Сегодня мы поговорим про сентиментальный роман Ф.М. Достоевского «Белые ночи», а также постараемся ответить на вопрос: «Мог ли мечтатель обрести счастье вместе с Настенькой»?
Приставка «сентиментальный» говорит нам о том, что перед нами труд, в котором упор будет делаться на чувства, эмоции, переживания, взаимоотношения персонажей. Совершаемые действия героев уходят на задний план, поэтому при чтении нет смысла слишком сильно на них зацикливаться, т.к. они второстепенны. Да и если обратить внимание, то видно, что их не так-то и много, а в большей степени действия повторяются.
ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!!!
Мой опыт с этим произведением связывает горькая, тонкая нить. Когда я читал его в первый раз, мне довелось испытать тяжелое душевное переживание за главного героя. На моем личном фронте было не все так однозначно тогда, как хотелось бы, поэтому мой эмоциональный фон синхронизировался с мечтателем. Я стал очень глубоко переживать за его душевные раны, за его неудачи. Тогда я обвинил во всем Настеньку, был раздосадован за ее поступок, но не слишком сильно на ней зациклился, больше просто глубоко сопереживал главному герою, думал, что же с ним станется дальше, фантазировал и не видел для него никакого проблеска света.
Второй раз я читал это произведение уже перед написанием рецензии, прошло изрядное количество лет. Все-таки я подрос по прошествии времени в плане понимания человеческих чувств, поэтому был уже не так однозначен в своей оценке к Насте. Давайте разбираться по порядку.
В центре нашего внимания обыкновенный петербургский работяга (еще не стар, но уже и не юнец), который получает скромное жалованье за свою службу, живет в обычном, тусклом, мрачном доме («четыре стены, выкрашенные непременно зеленою краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные») вместе с пожилой неряшливой женщиной Матреной, которая занимается хозяйством в квартире главного героя, одним словом служанка. Его жизнь ничем непримечательна, в ней ничего не происходит. Серые будни давят большим кожаным сапогом его сознание, одиночество не дает спокойно существовать. У главного героя нет друзей, люди не понимают его, а у него не получается их удовлетворить так своей компанией, чтобы им понравилось. И вот этот «тип», как он сам себя называет, находит выход из этого мучительного положения - мечты.
Страна грез подменяет реальность главного героя. Все его развлечения начинаются в голове фантазиями и там же заканчиваются. Одиночество, которое ему сложно победить, главный герой решается подавить мечтами, а точнее, как мне кажется, это больше защитная реакция его мозга на суровую, серую действительность, чтобы не сойти совсем с ума, но и эта практика забытья подрывает его здоровье, т.к. невозможно так жить долго, он постоянно испытывает лихорадки под утро, у него развивается депрессия. Главный герой доходит до такой стадии, что начинает праздновать годовщины наиболее ярких мечтаний, которые ему довелось испытать:
Знаете ли, Настенька, до чего я дошел? Знаете ли, что я уже принужден справлять годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало, -потому что эта годовщина справляется все по тем же глупым, бесплотным мечтаниям.
Его обыкновенный день до боли скучен и однообразен. После работы, как только он окунается в жизнь города, его сознание спешит наполнить мир разноцветными красками, пока наш мечтатель не возвратится домой. Главный герой не готов сталкиваться с реальностью, идет полное абстрагирование от нее. Проблеск выхода из этого состояния происходит, когда он добирается до дома и кушает, но и в эти периоды робких вылазок его родные четыре стены давят, прессуют, топчут «маленького человека», поэтому мозг, испытавший легкий ожег от реальности, опять спешит провалить мечтателя в сладкие кисельные потоки радости и счастья, которые текут где-то на границе реальности и вымысла. Так происходит до самого утра, пока разум не будет измучен до критической отметки, после чего наш «тип» засыпает лихорадочным сном, а через пару часов ему снова приходится идти на работу:
Чудак уже вошел к себе в отрадную норку, уже сел за обед, уже давно отобедал и очнулся только тогда, когда задумчивая и вечно печальная Матрена, которая ему прислуживает, уже все прибрала со стола и подала ему трубку, очнулся и с удивлением вспомнил, что он уже совсем пообедал, решительно проглядев, как это сделалось. В комнате потемнело; на душе его пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг него, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось. Но какое-то темное ощущение, от которого слегка заныла и волнуется грудь его, какое-то новое желание соблазнительно щекочет и раздражает его фантазию и незаметно сзывает целый рой новых призраков.
Стоит отметить, что в этом произведении, Ф.М. Достоевский поднимает сразу несколько животрепещущих тем: первая, самая основная, это проблема того, что «человеку нужен человек», что все мы слишком одиноки в этом мире, хотя и проживает нас на земном шарике 8 миллиардов человек, пожалуй, это самая любимая проблематика Федора Михайловича; вторая тема, это одиночество, и как оно может влиять на человека, при этом одиночество Достоевского усугубляется бедностью его героев, заведенными пагубными порядками в государстве; третья тема, это любовь между мужчиной и женщиной и все, что из этого вытекает, со всеми желаниями, стремлениями, душевными взлетами к райскому небу и головокружительными падениями. Вернемся к нашему главному герою.
Изредка мечтатель любит разбавить свои вечера прогулками по Санкт-Петербургу, он приходит в те места, которые посещал еще в своих сновидениях. Это делается для того, чтобы собрать как можно больше материала для своего сознания, чтобы ему было с чем работать, плюс таким образом, он все-таки пытается выбраться из состояния одиночества, мечтатель старается быть ближе к другим горожанам, быть рядом с другими людьми, ему не хватает общения и понимания.
В один из таких вечеров главный герой и встречает Настеньку, которая наполняет его жизнь смыслом, возвращает его к реальности, не дает окончательно сойти с ума. Ей он изливает всю свою душу, все, что накипело за все эти годы сиротства от других людей:
Я расскажу вам, что несколько раз думал заговорить, так, запросто, с какой-нибудь аристократкой на улице, разумеется, когда она одна; сказать, что погибаю один, чтоб она не отгоняла меня, что нет средства узнать хоть какую-нибудь женщину… Что, наконец, и все, чего я требую, состоит в том только, чтоб сказать мне какие-нибудь два слова братские, с участием, не отогнать меня с первого шага, поверить мне на слово, выслушать что я буду говорить, посмеяться надо мной, если угодно, обнадежить меня, сказать мне два слова, только два слова, потом пусть хоть мы с ней никогда не встречаемся!
Из этих его слов мы видим, что ему не нужна плотская любовь, мечтатель хочет, чтобы его просто банально выслушали, не отгоняли, не отталкивали, а проявили внимательность, участие в его судьбе, дали излить душу. Еще Роберт Рождественский в своем стихотворении писал:
Человеку надо мало:
…
Утром свежую газету –
С Человечеством родство.
…
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то ждал.
Мы все социальные существа и хотим простого человеческого внимания и общения, нас создали не одиночками в этом мире. Если бы все жили по принципу «каждый сам за себя», то нас бы уже давно не было. Природные катаклизмы сделали бы свое дело, искоренили бы нас всех. Поэтому и мечтатель тянется к обществу, он хочет исцелиться от одиночества, но не может, не может собой заинтересовать других, но перед Настей ему это удается сделать, потому что в тот самый момент знакомства, мечтатель тоже был нужен бедной девушке. Они «совпали» в этот момент, в «день, запомнившийся навсегда».
Она, предвидя всю ту драму, которая может разыграться между их изнемогающими сердцами, просит главного героя не влюбляться в себя:
Не влюбляйтесь в меня… Это нельзя, уверяю вас. На дружбу я готова, вот вам рука моя… А влюбиться нельзя, прошу вас!
Мечтатель же в этот момент испытывает настолько мощные, светлые, добрые, признательные чувства, настолько остро он чувствует весь спектр происходящих с ним эмоций, что не сдерживает себя и расплывается в благодарностях перед Настенькой:
Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым. Да! счастливым; почем знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…
Он уже потихоньку начинал умирать, потому что за все время так и не испытал ни разу упоительных моментов, которые совершаются у других людей, например, семейный отъезд в загородный дом, но Настенька сделала для него невозможное, недостижимое, она не вышвырнула его, как котенка, и это дало возможность мечтателю не разочароваться окончательно в жизни, не уйти в омут грез полностью и тем уничтожить себя.
Эти слова про две минуты от главного героя будут звучать не один раз, что говорит о том, что порой человеку и правда достаточно уделить всего одну, две, три минутки, чтобы он стал счастливым на всю жизнь.
Когда Настенька предлагает рассказать главному герою о себе, он конфузится, не знает, что ответить, т.к. привык жить мечтами, но рассказывать их, выдавать желаемое за действительное, значит обмануть девушку, а он этого всячески не хочет делать, не желает привносить в только что начавшиеся отношения обман. Поэтому его вступление звучит очень странно:
-Извольте, я - тип. Тип – это оригинал, это такой смешной человек!
Конечно же он бы хотел, как дворяне и аристократы, поехать в расписной карете к актрисам в театр дождливым питерским вечером, просидеть там до глубокой ночи, болтать с какой-нибудь брюнеткой, пить горячительное, потом отвезти ее домой и на прощание поцеловать, оставшуюся ночь проиграть в штосс с товарищами, а под утро водить на цепи медведя по улицам Санкт-Петербурга и тем устроить перфоманс для общества, чтобы тебя как минимум недельку да вспоминали все.
Если бы он вел эту жизнь, то ему было бы что рассказать, но главному герою приходится каждый день раскрашивать этот мир, используя свое единственное бесплатное средство – мозг, который не дает мечтателю сойти с ума от обреченности бытия, где у одних каждый день – это праздник наяву, а у других - это серая, скучная кинолента, с которой еще нужно повозиться, чтобы она стала интересной, подменить фрагменты, вырезать, вставить, удалить, но это все является самообманом.
Одиночество мечтателя настолько серое, что рассказывая про себя Настеньке, он указывает на то, что даже солнце для таких как он светит совершенно иным светом. На его территории обитания жизнь скучная, однообразная, совсем неинтересная. Все более погружаясь в свой рассказ, мечтатель приходит к выводу, что продолжать вещать от первого лица он не может, т.к. ему становится неприятно и стыдно:
В этот час и наш герой, - потому что уж позвольте мне, Настенька, рассказывать в третьем лице, затем что в первом лице все это ужасно стыдно рассказывать.
Результат исканий средства главного героя от одиночества – это мечты. Парень признается, что все его богатство – это часы, проведенные в вымышленном мире:
Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений.
В реальном же мире мечтатель не тешит себя иллюзиями, он понимает, что это все вымысел и существовать в нем постоянно невозможно, рано или поздно, но придется столкнуться с действительностью. Свое состояние забытья главный герой называет ядом:
Новый сон – новое счастие! Новый прием утонченного, сладострастного яда!
Полное понимание между главным героем и Настенькой достигается в тот момент, когда он заканчивает свой рассказ, «свой приговор», как заявляет мечтатель, а девушка не осуждает его:
Я ожидал, что Настенька, которая слушала меня, открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо-веселым смехом, и уже раскаивался, что зашел далеко, но, к удивлению моему, она промолчала, погодя немного, слегка пожала мне руку и с каким-то робким участием спросила:
- Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?
Выслушав сожаления Настеньки, главный герой понимает раз и на всегда, что доброе, счастливо чувство, испытанное единожды наяву, стоит всего дороже, чем годы мечтаний. Оттого-то мы и мотивируемся представлениями о будущем у себя в голове, нам видится, что мы непременно станем космонавтами, великими учеными, почтенными врачами, программистами, выдающимися режиссерами, музыкантами, спортсменами, и долго идем к этой цели – испытать счастье достигнутого результата в реальности, иначе нам хватило бы просто одного вечернего размышления на диване, если бы это было равносильно.
Чтобы это подтвердить, мечтателю нужно было встретить чуткую, добрую душу, и он встретил ее:
И теперь знаю больше, чем когда-нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы! Теперь это я знаю, и чувствую больнее от того сознания, потому что бог послал мне вас, моего доброго ангела, чтоб сказать это мне и доказать.
Поддержка Настеньки заставила главного героя поверить в себя, понять себя, принять свою жизнь, осознать то, что нельзя витать исключительно в райских облаках, нельзя смотреть на жизнь через стекла калейдоскопа:
Знаете ли, как надолго вы помирили меня с самим собою? знаете ли, что уже я теперь не буду о себе думать так худо, как думал в иные минуты?
Мне нравится, как великий мастер Ф.М. Достоевский описывает то, что происходит в их сердцах, почему они смогли понять друг друга:
Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастье других; чувство не разбивается, а сосредоточивается…
Это же гениально!
Настенька тоже является несчастным человеком, как и главный герой. Она вспоминает свою первую любовь, с которой ей пришлось расстаться на один год и с которой девушка была связана обещанием воссоединиться и никогда больше не расставаться. Мучительные 12 месяцев прошли, а ее возлюбленный так и не ехал.
Настенька понимает, что мечтатель влюбляется в нее, но она не может ответить ему искренним взаимным чувством, т.к. не смеет изменить своей первой любви. Осознавая всю эту бедственность, девушка видит в главном герое себя, ничего не может сделать, но очень сильно сожалеет.
Мечтатель же глубоко воспринимает все душевные терзания Насти, ему больно наблюдать, как она раз за разом приходит на установленное место, но не наблюдает своего франта:
-Да, одиннадцать, - сказала она, наконец, робким, нерешительным голосом. Я тотчас же раскаялся, что напугал ее, заставил считать часы и проклял себя за припадок злости. Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение.
Он настолько сильно с ней воссоединился, что ее грусть – это и его грусть тоже, которая в нем отзывается с еще большей силой.
Мечтатель понимает, что очень сильно любит ее, но не может сознаться в своих чувствах, т.к. считает, что это будет эгоизмом в сложившихся обстоятельствах, когда она чахнет от отсутствия своей первой любви.
И все же решительный момент наступает, видя ее муки, понимая, что в его сердце столько любви, что ею можно окружить Настю, вытеснить прежние ее чувства и тем сделать ей лучше, облегчить страдания, мечтатель сознается:
Я не сяду; я уже более не могу быть здесь, вы уже меня более не можете видеть; я все скажу и уйду. Я только хочу сказать, что вы бы никогда не узнали, что я вас люблю, оттого, что вас отвергают, оттого, что оттолкнули вашу любовь, я почувствовал, я услышал, что в моем сердце столько любви для вас, Настенька, столько любви!.. И мне стало так горько, что я не могу помочь вам этой любовью… что сердце разорвалось, и я, я – не мог молчать, я должен был говорить, Настенька, я должен был говорить!..
Мечтатель любит Настеньку настолько сильным чувством, что признается ей в том, что, даже если она продолжит любить своего франта, он со своей любовью никак не будет ее тяготить, не бросит и малейшей тени на ее отношения, и этим словам он не изменит, что подтверждает концовка романа.
Настенька в этот момент испытывает эмоциональные качели, ее сердце любит и бедного мечтателя, оно благодарно ему, но и оно же не может оставить первую любовь, не может изгладить светлые воспоминания и данные обещания. Девушка решает, что если ее первый мужчина не придет, то она будет любить мечтателя всю оставшуюся жизнь, что первая любовь однозначно выветрится и тогда, свободная полость в сердце сможет заполниться чувствами главного героя. О чем она и сообщает бедному мечтателю. Настенька дает надежду.
Но все же им не суждено быть вместе, долгожданная любовь возвращается к Настеньке, и девушка срывается со своим первым мужчиной, лишь оставляя прощальный поцелуй мечтателю:
Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих.
Я не виню Настю, разве что в одном, я скажу об этом позже. Мне видится, что в определенный момент времени судьба их свела для того, чтобы они оба не погибли. Эти двое нужны были друг другу, поэтому они и встретились.
Любовь есть лишь две параллельные прямые, которые в определенный момент времени начинают двигаться в одном направлении, рядышком. В этот временной отрезок между двумя людьми может быть действительно много общего: горе, радости, печали, поводы для грусти, взгляды, увлечения. Но этим параллельным прямым не суждено никогда соединиться вместе в одной точке, а порой, они и вовсе расходятся в разных направлениях…
Что-то похожее произошло с Настенькой и мечтателем, они спасли друг друга. Каждый выполнил свою миссию. Девушка вытащила главного героя из абстрактных миров и доказала ему, что чувства наяву во сто крат сильнее вымышленных, а мечтатель помог ей пережить момент тяжелых душевных переживаний, момент незнания явится ли ее первая любовь или нет.
Ее вина лишь в одном, что она бросила мечтателя резким порывом. Настенька заложила в его сердце надежду, потому что именно в последнюю роковую ночь, она встала на путь забывания первой любви. Девушка не должна была так резко рвать с человеком, который уже вверился всем сердцем, в которого она вселила надежду. Как обычно говорят, что нужно уметь расставаться, нужно уметь расходиться с друзьями, нужно уметь увольняться с работы. Настенька же взяла кухонный здоровый нож и отрезала себя от мечтателя одним резким движением.
Какая смысл в том, что она написала уже после в письме? Наибольшее впечатление останется именно от расставания, а не от бумаги.
Им не суждено было быть вместе. Единственная возможность, которая могла состояться, если бы первый мужчина забыл про Настеньку, но он этого не сделал (Ругать его тоже глупо, потому что, возможно, он просто утрясал какие-то дела в Санкт-Петербурге или подыскивал жилье на пару ночей. Да, не явился сразу, ну что поделаешь, так получилось, в жизни полно таких нелепых ситуаций.), в сухом остатке остается, что девушка не изменила своему первому чувству, своей первой горячей одурманивающей любви, и в этом тоже заключается ее сила. В этом сила ее молодого незапятнанного сердца, перед которым все еще впереди. Настенька поверила тому первому и осталась с ним.
Да, она допустила минутную слабость, ее обида сыграла на ее же чувствах, ей было досадно. Настенька заложила надежду в другое сердце, но это было больше от тоски, грусти, печали, неуверенности в том, что первая любовь явится. Возможно, она побоялась остаться одна. В остальном же девушка чиста. Никакой ветрености в ее поступках не усматривается. Я напомню, Настенька говорила мечтателю, что влюбляться не нужно.
Утро после всех ночей было для главного героя контрастным душем, оно действовало на него отрезвляюще. Мечтатель так и говорит:
Мои ночи кончились утром.
В конце своего прощального письма Настенька даже не замечает, как просит, чтобы он уже был им, хотя изначально она хотела в своей первой любви увидеть мечтателя:
-О, боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!
О, если бы он были вы! – пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька!
Девушка запуталась, но она чиста и воздушна. Настенька благодарна во всем мечтателю и говорит ему в письме об этом:
Благодарю! да! Благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…
В самом конце главный герой видит в Матрене и своем доме одну ветхость и старость. Мечтатель чувствует подступающее одиночество вновь. Он понимает, что ему приходит конец в его столь небольшие еще годы. Мне хочется верить, что главный герой справится с этим, но Федор Михайлович, как я понимаю, не дает ему этой возможности, раз персонаж видит подступающий мрак.
Вместе с ее уходом в его сердце что-то оборвалось. Мечтатель утратил надежду, которая вдруг в одну ночь так свалилась неожиданно на него, как в жаркий день с человеком происходит солнечный удар, и также стремительно эта надежда растворилась, жизнь опять сыграла с ним злую шутку.
Человек, который говорит эти слова:
Однако, как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить все свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб все было весело, все смеялось. И как заразительна эта радость!
, - не может винить предмет своей любви, поэтому мечтатель даже малейшую тень злобы не бросает на нее. Главный герой благодарен Настеньке за одну минуту счастья и говорит в конце:
Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..
Тут читатель уже твердо понимает, что никакие годы мечтаний не стоят и одного упоительного момента счастья наяву, нужно жить в реальности, именно сегодня, сейчас!
В заключение хотелось бы привести стихотворение Роберта Рождественского «Я жизнь люблю безбожно…», мне кажется, будет очень уместно:
Я жизнь люблю
безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что
рано или поздно
настанет
мой черёд.
Я упаду
на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму...
Хочу,
чтоб не поверили,
узнав,
друзья мой.
Хочу,
чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!
Чтобы
впадая в ярость,
весна
по свету
шла…
Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива
была.
Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте книгу сами - составьте свое.
Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))