На российском рынке снизились продажи кнопочных телефонов на 11% в штучном и 17% в денежном выражении, подсчитали в МТС. Причина представляется нам очевидной: это эффект «высокой базы»: в прошлом году в этом сегменте наблюдался всплеск, поскольку кнопочные телефоны покупали мобилизованные на СВО; смартфонами в зоне боевых действий пользоваться нельзя. Поскольку волна мобилизации была однократной, то рынок просто вернулся к прошлым стагнирующим показателям.
Спрос на кнопочные телефоны не растёт и не падает уже почти десять лет, на них приходится порядка 20% продаж всех мобильных телефонов. В основном кнопочные телефоны покупают старикам (им не нужно ничего, кроме звонков, а разобраться проще) и детям дошкольного и младшего школьного возраста (чтобы не играли в игры и не смотрели глупые видосики), также они востребованы у людей рабочих профессий, поскольку такие аппараты сложнее разбить, а при выходе из строя или потере их не так жалко, как смартфон, из-за низкой цены.
При этом растёт доля российских брендов кнопочных телефонов: вместо полумёртвой Nokia и ушедшего из России Panasonic теперь берут технику российских марок типа F+, Maxvi, Strike – конечно, российские они только по происхождению, вся продукция – китайская, производящаяся по ODM-контрактам. Качество тоже «китайское» в плохом смысле слова: это и «глючное» программное обеспечение, и тихие динамики, и хлипкие кнопки – в общем, с кнопочными телефонами периода их расцвета в начале нулевых эта продукция не имеет ничего общего.
Типичный кнопочный телефон сегодня поддерживает сети GSM 900/1800 и имеет базовые функции вроде будильника, калькулятора и т.п.; некоторые модели имеют камеру и плеер, однако пользоваться ими невозможно из-за качества камеры и небольшого объёма памяти, более востребованы FM-радио и фонарики. Отдельная категория устройств – «бабушкофоны» с большими кнопками, однако спрос на них постепенно снижается из-за того, что «дремучее» поколение, которому нужны такие устройства, уже перевалило за 80 лет и стремительно сокращается количественно, а поколение 60-70-летних уже активно пользуется смартфонами, поскольку застало их расцвет ещё в возрасте ясного ума.