Не без приключений посетила Международную ярмарку интеллектуальной литературы "Non/fiction №25", которая проходила в эти выходные в Гостином дворе. Буквально неделю назад была там же на "Российском Антикварном Салоне" (ссылку на обзор оставлю внизу). Впечатления от обеих выставок разнятся, как небо и земля.
Если "Антикварный салон" - это поездка в Благородное собрание на личной карете («Пышные экипажи такие, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк…", как говорил когда-то Макар Девушкин в романе Ф.Достоевского "Бедные люди"), то выставка "Non/fiction №25" - это езда на гоночной машине по многополосному современному шоссе: "вжух", "вжик" и"что это было?"
Тех, кто утверждает, что современная молодежь ничего не читает, смело посылайте - недалеко, на выставку. И сами идите туда же, только не забудьте захватить тележку на колесиках. Я вот опять не взяла и страшно об этом пожалела.
Тут ведь как: пока собираешься и стоишь в прихожей перед тележкой, все в тебе восстает против мысли взять ее с собой. В голове стройными рядами маршируют полезные советы:
- "да зачем тебе это надо, по интернету лучше книги закажешь, а там просто посмотришь",
- "только представь, как ты потащишься с этой тележкой через всю Москву",
- "все будут смотреть на тебя и пальцем крутить у виска",
- "да-да, еще и валенки прихвати, составь полный комплект, или, как сейчас модно говорить, look, образ: "...на Интеллектуальной ярмарке я была в юбке Prada и с последней моделью тележки фирмы "Рынок-Садовод" - просто прекрасно..."
Но где все эти умные мысли, когда тебя пригибает к линолеуму под тяжестью пакетов с книгами, а ты еще только вошел? А все остальные, сплошь с тележками, спокойно переходят от стенда к стенду, наслаждаясь процессом, и руки у них свободны, и спина у них не болит? Так что в следующий раз только с тележкой. И в валенках.
Чтобы вы понимали, что такое "Non/fiction", приведу несколько цифр:
40 000 посетителей, среди которых книгоиздатели, литературные критики и читатели, ценящие качественную литературу;
более 300 крупных издательств, книготорговых компаний и малых издательств;
13 000 книг-новинок;
400 мероприятий;
100 лекций.
Я посетила только одно мероприятие - оглашение итогов премии "Электронная буква" крупнейшей платформы самиздата "ЛитРес". Мне было интересно, как это происходит, потому что я собираюсь завести там аккаунт и в дальнейшем участвовать в конкурсах.
Было весело. Журналист и писатель Стас Бабицкий честно признал, что до работы в жюри он не относился серьезно к авторам, пришедшим в литературу не из больших издательств, а из самиздата, но теперь понимает, что "молодежь наступает на пятки", и что как минимум двадцать работ, представленных на конкурс, были написаны лучше, чем его собственные. Из-за одного произведения ему пришлось поменять финал своего детектива, который уже готовился к печати, так как они почти совпали с автором-конкурсантом.
И еще несколько выдержек из выступления Стаса Бабицкого:
"Я всегда сторонился женских романов, а оказывается, любовные романы в жанре фэнтези - это круто, это можно читать!"
"Раньше все говорили о том, что автору нужна начитанность, но теперь молодые авторы пишут по пять-восемь книжек в год, и им просто некогда читать. Зато они смотрят много сериалов, поэтому вместо начитанности можно говорить о насмотренности. Но самое интересное, что и читатели у них "насмотренные", поэтому они хорошо понимают своих авторов, ловят их идеи на лету."
"В написании книг важны четыре момента: 1. книга должна быть написана про себя, в том смысле, что писатель должен ее пережить, неважно, личный ли это опыт или сказка о гоблинах; 2. в основании должен быть яркий конфликт; 3. читатель идет в литературу за эмоциями - так дайте же их ему; 4. нужно внимательно относиться к языку, и даже если вы пишете стилизацию под старину, язык повествования должен быть благозвучным для современного читателя, не усложняйте его специально."
Еще одним выступающим был актер, режиссер дубляжа Павел Дорофеев - он входил в состав жюри, которое определяло шорт- и лонг-листы среди чтецов.
Павел несколько раз повторил, что даже самую неудачную книгу можно вытянуть за счет озвучки, но в таких случаях артисту приходится подключаться к редактуре и предлагать писателям, как можно улучшить текст.
Третьей приглашенной была эксцентричная писательница любовных романов в жанре фэнтези Матильда Старр. Из-за метели она приехала с большим опозданием, но внесла дополнительные краски в церемонию - в основном ярко-розового цвета:
Матильда рассказала, как важно молодым авторам уметь работать с аудиторией, и что самое главное в книгах - это создание яркого, харизматичного главного героя, только тогда книгу будут читать.
Листайте галерею для дополнительной информации:
Продолжение обзора опубликую завтра: поделюсь книгами, которые купила, и тайными знаниями.
Обещанная ссылка и другие публикации:
Расскажите, пожалуйста, в комментариях, на какие выставки вы любите ходить и где были в последний раз?
Подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу: в нем собраны уморительные истории и интересные факты о животных и людях - жмите на синие буквы!