Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.
Рассмотрим сведения по теме "Простое предложение с осложняющими элементами".
Простое предложение может быть односоставным, двусоставным и, в то же время, осложнённым.
Осложнённое предложение — это такое предложение, в состав которого входит один или несколько осложняющих (уточняющих или расширяющих мысль говорящего) элементов.
Оно остаётся простым предложением (то есть, имеет одну грамматическую основу), но его осложняют дополнительные элементы.
Задание 2.
Рассмотрим Таблицу 1, какими элементами может быть осложнено простое предложение.
Задание 3. Раскроем разделы Таблицы 1 подробнее, с позиции правил пунктуации.
1.Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения важны в языке.
Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении и являются одним и тем же членом предложения. Они соединены между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Например. Лето пришло яркое и звонкое.
Если однородные члены предложения соединены между собой только интонационно, то на письме отделяются запятыми.
Например. Лето пришло яркое, звонкое.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и более точного описания.
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий: Лето пришло и зазвенело разноголосьем птиц.
Если в простом предложении есть однородные члены предложения, то оно считается осложнённым.
Члены предложения бывают неоднородными тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае они произносятся без перечислительной интонации, между ними невозможно вставить союз И, и на письме они не отделяются запятой: Девочка лежала в густых душистых зарослях ромашки. В этом случае предложение не осложнено.
Потренируйся в определении предложений, осложнённых (с однородными определениями) и неосложнённых (с неоднородными определениями).
Прочитай предложения. Определи, какое предложение с однородными членами предложения, а какие - с неоднородными. Спиши, расставляя знаки препинания, простые предложения, осложнённые однородными членами.
Старый кирпичный дом стоял на пригорке. Ночь была лунная светлая. Ветер дул холодный пронизывающий насквозь. В углу была большая железная печь. Тёмные грозовые тучи медленно заполняли небосвод. Девочка в нарядном зелёном платье спешила домой.
Проверь правильность выполнения задания.
Ночь была лунная, светлая. Ветер дул холодный, пронизывающий насквозь. ( являются осл.).
*****************
2. Обращения.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Они всегда стоят в именительном падеже и произносятся с особой интонацией – звательной. Это помогает отличить обращение от подлежащего. Используют обращения, чтобы привлечь к себе внимание.
Обращения бывают нераспространёнными и распространёнными (имеют при себе зависимые слова). Ребята, скоро наступят каникулы. (Нераспространённое обращение). Ожидающие рейс 101, пройдите на посадку. (Распространённое обращение).
Обращения не являются членами предложения. Если их убрать из предложения, то смысл не потеряется.
Обращения могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращения могут быть в предложении с разной целью высказывания.
Коля, подойди к учителю. Подойдёшь, Коля, к учителю? Подойди к учителю, Коля!
На письме обращения выделяются запятыми, восклицательным или вопросительным знаком в зависимости от вида предложения.
Если в простом предложении есть обращение, то оно считается осложнённым.
3. Междометия.
Междометие (слово или выражение) - это особая часть речи, которая используется для выражения чувств, эмоций, просьб, приказов, команд, вежливого обращения.
Междометия обозначают в письменной речи эмоции и чувства, но не называют их. Это восклицания, звуковые жесты и этикетные слова: ах, ох, ух ты! Ура! Здравствуйте! Стой!
Междометия всегда отделяются от предложения знаками препинания (, !,?,...)
Междометия не являются членами предложения. Но являются осложняющими элементами.
Междометие О, стоящее перед обращением, не отделяется от него знаком препинания: О Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя!
Тем не менее есть исключение — иногда слово, которое сначала было междометием, по смыслу текста может превратиться в самостоятельную часть речи, и тогда оно может быть выделено в качестве члена предложения. В этом случае предложение уже не будет считаться осложнённым.
Громкое «браво» (подлежащее) раздалось с балкона театра. А ну, кышь отсюда! (сказуемое). Дед Тарас первым выкрикнул свое "ату!" (дополнение) и ринулся в бой.
4. Вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции (сочетания слов).
Вводные слова в русском языке могут быть представлены одним словом, словосочетанием, целым предложением или вводной конструкцией.
Они вводятся в предложение информатором для того, чтобы выразить свое отношение к тому, что он сообщает. Например: Художник, несомненно, очень талантлив. Он, самое главное, всегда верен себе.
Предложения с вводными словами, предложениями и конструкциями содержат 1)основное сообщение о фактах, явлениях и событиях действительности и 2)добавочное, в котором выражается отношение говорящего к сообщаемому.
На письме водные слова, вводные предложения, вводные конструкции выделяются запятыми, тире, круглыми скобками.
Распространённые вводные предложения чаще всего выделятся знаком ТИРЕ. Например: Заподозрить друга в обмане - теперь уже казалось ему - было нелегко.
Вставные конструкции носят пояснения (дополнения) в содержание предложения. Выделяются они знаками ТИРЕ или круглыми скобками. Например: Наконец она решилась ехать, оделась потеплее (это был уже конец сентября) и вышла на улицу.
Вводные слова, вводные предложения и вводные конструкции можно отличить от других членов предложения тем, что их можно убрать из предложения, и смысл при этом не изменится.
Например. Художник, несомненно, очень талантлив. Художник очень талантлив. Он, самое главное, всегда верен себе. Он всегда верен себе. Смысл предложений не изменился.
Потренируйся в определении осложняющих элементов в предложениях. Спиши предложения (без авторов), расставляя, где требуется, знаки препинания. В скобках обозначь, чем осложнено предложение.
Или бури завываньем ты мой друг утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена (Александр Сергеевич Пушкин). Друзья мои прекрасен наш союз! (Александр Сергеевич Пушкин). Здравствуй пёстрая осинка ранней осени краса! (Александр Трифонович Твардовский). Ах, няня, няня, я тоскую... (Александр Сергеевич Пушкин). Горный воздух без всякого сомненья действует благотворно на здоровье человека (Иван Сергеевич Тургенев). Дерсу был безусловно прав (Владимир Клавдиевич Арсеньев).
Проверь правильность выполнения задания.
Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. Друзья мои, прекрасен наш союз! Здравствуй, пёстрая осинка, ранней осени краса! (Предложения осложнены обращением). Горный воздух, без всякого сомненья, действует благотворно на здоровье человека. Дерсу был, безусловно, прав (Владимир Клавдиевич Арсеньев).(Предложения осложнены вводной конструкцией и вводным словом).
Ах, няня, няня, я тоскую... (Предложение осложнено междометием и обращением).
5. Чужая речь (прямая речь, цитаты).
Прямая речь
Часто бывает, что в повествование автора бывает включена чужая речь, то есть высказывания других лиц. Такая речь называется прямая речь, которая воспроизводится дословно (непосредственно) или опосредовано (со ссылкой на информатора).
Для передачи чужой речи на письме существуют несколько способов, которые легче всего понять и запомнить, используя их схемы.
1. Предложения с прямой речью.
Схематически это записывается так: слова автора, если с них начинается предложение, обозначаются прописной (заглавной) буквой А; если слова автора стоят после прямой речи или в середине, то они обозначаются строчной (маленькой) а (автор); чужая (прямая) речь берётся в кавычки "П"(прямая речь). В кавычках речь записывается с заглавной буквы. Если предложение прямой речи "разрывается" словами автора, то после слов автора она "дописывается" с маленькой буквы.
Рассмотрим несколько видов пунктуационно правильной записи прямой речи. А: "П". А: "П!" А: "П?" А: «П…».
"П",- а. "П !"- а. "П ?"- а. «П…» - а. "П!- а.- П". "П,- а,- п". "П,- а: - П", П!- а,- п". Примеры: -слова автора стоят перед прямой речью: Я сказала маме: «Я пришла». А: "П". Варя обрадовалась: "Завтра мы идём в театр!" А: "П!" Оля спросила: "Ты идёшь с нами в кино?" А: "П!" Андрей подумал: «Как здесь тихо и темно…». А: «П…».
-слова автора стоят после прямой речи:
"П"- а. "Открывайте! я пришла!"- крикнула Оля, позвонив в дверь. "П !"- а. "Ты идёшь с нами в кино?"- спросила Оля. "П ?"- а. «Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей. «П…» - а.
-слова автора стоят внутри прямой речи. Например:
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (И. Крылов). "П!- а.- П". «В нашем саду, — тихо сказала Лера, — вот-вот распустится роза». «П, - а, - п».
«Это плохо, - сказал Егор и, вздохнув, добавил: - Не ходи туда» . "П,- а: - П".
-прямая речь стоит внутри авторских слов.
Она сказала: "До свидания",- и вышла из комнаты. А: "П", - а.
Раздался чей-то голос: "К вам можно?"- и кто-то вошёл в комнату.
2. Цитаты (от лат. cito - «привожу чьи-либо слова»).
Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо произведения или высказывания с указанием на автора или источник. Люди употребляют цитаты для подтверждения своих мыслей. В русском языке цитирование применяется с 1820 года.
Способы пунктуационно правильной записи цитат. Схемы оформления цитат.
-Цитата может быть записана в виде прямой речи, так как передаёт точное высказывание другого человека. Например. Грибоедов словами Чацкого выразил своё отношение к службе: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". А: "Ц"
"Все мы друг другу нужны", - писал Лев Николаевич Толстой. "Ц",- а. ************* -Цитата в авторском тексте может быть записана как самостоятельное высказывание. Источник указывается ниже в скобках или без скобок. 1.С сохранением деления на строки.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф. И. Тютчев. "Ц". А.
2.без сохранения деления на строки. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, с великой милостью, со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным!
(Народная песня). "Ц!"(А).
-Цитата может быть вставлена в текст автора как его фрагмент. Для этого используется косвенная речь с использованием союза "что". Цитата при этом берётся в кавычки и записывается со строчной (маленькой) буквы. Например. Фаина Раневская говорила, что "одиночество - это состояние, о котором некому рассказать". А: "Ц". Антон Павлович Чехов подчёркивал, что "праздная жизнь не может быть чистою". А, что "ц".
-Цитата может быть вставлена в текст автора с помощью вводных слов или без них.
По словам Горация, «гнев - это кратковременное безумие». А, "Ц".
Людвиг Бетховен "не знал иных признаков человеческого превосходства кроме доброты". А "Ц".
-При цитировании ставится многоточие, если приводится только часть высказывания. Мне близки слова Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа». А: "Ц".
-При цитировании ставится точка перед открывающимися кавычками, если внутри высказывания или после него находится фраза цитирующего.
Эмиль Золя был прав. «Мысль — тоже действие; нет ничего плодотворнее ее влияния на мир», — писал он. А. "Ц",-а.
Кавычки не ставятся, если при цитировании стихотворного текста сохраняются строки и строфы подлинника.
Ему нравилось цитировать строки из стихотворений А. С. Пушкина:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. А: Ц.
-При цитировании после закрывающихся кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению, если цитата не является отдельным предложением.
Фазиль Искандер заметил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести». А, что "ц".
-При цитировании точка не ставится после кавычек, если в конце цитаты стоит вопросительный (восклицательный) знак или многоточие
Белла очень любила читать эти строки Омара Хайяма: «Ты сегодня не властен над завтрашним днем, твои замыслы завтра развеются сном!» А: "Ц!"
Дополнительная информация.
1. Если рассмотреть последний пример Таблицы (с чужой речью), то синтаксический разбор этих предложений представляет определённую сложность. Сегодня в науке имеется на этот счёт два мнения.
Некоторые учёные считают сочетание авторских слов с прямой речью сложным бессоюзным предложением или, в некоторых случаях, сложно-подчинённым предложением.
Другие считают, что авторские слова и прямую речь нужно рассматривать не как простое или сложное предложение, а как особую конструкцию, состоящую из двух синтаксически самостоятельных частей.
/В.А.Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958 г./
2. Те осложняющие элементы, которые могут быть членами предложения, обособляются знаками препинания и рассматриваются как один член предложения.
Потренируйся в пунктуационно-правильной записи осложняющих элементов в предложениях: прямой речи цитат. Придумай и запиши предложения с прямой речью и цитатами по предложенным схемам.
А: "П". А: "П?". "П",- а. "П !"- а. "П,- а,- п". П!- а,- п". А: "Ц". А, что "ц". А: "Ц!"
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. -
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
***************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.