Государство огуских ябгу (или Огузский Эль) возникло после 766-го года и существовало до середины 11-го столетия, прежде чем было завоевано соседями, а основная часть его населения разошлась по всем сторонам света. Оно занимало степи от Аральского до Каспийского моря и играло немаловажную роль в политике своего времени. Именно от огузов отсчитывают свою историю турки, туркмены и азербайджанцы, а также ряд меньших этнических групп.
Значение слова «огузы» не вполне ясно. Но, по всей видимости, это название означает «племя» или «племена». В период раннего средневековья такое имя носили многие тюркские конфедерации с добавлением числительного: уч-огузы – «три племени», токуз-огузы – «девять племен» и так далее.
Но уч-огузы (предки карлуков) и токуз-огузы (предки уйгуров) нашим огузам не были близкими родственниками. Согласно китайским источникам, группа кочевников под названием гусу, занимала регион Семиречье на стыке нынешних Киргизии и Казахстана в 7-8-х веках. Там их столицей был город Гузия. Предполагается, что изначально их союз состоял из 24-х племен, но два клана халаджей очень рано вышли из его состава.
В 766-м году карлуки захватили власть в Тюргешском каганате, подданными которого являлись огузы. После того, как последние уступили в борьбе за лидерство, они были вынуждены уходить на запад. Арабский историк Ибн уль-Асир сообщает, что эти кочевники поселились в степях к северу от Мавераннахра и Хорезма во время правления третьего халифа из династии Аббасидов Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, т.е., в 775-785-е годы.
Так была основана держава огузских ябгу, которая первоначально простиралась от Иссык-Куля на юге до Сайрама (юг Казахстана, рядом с Шымкентом) на западе, от устья Сырдарьи и до Каракума. Их столицей стал Джанкент («новый город»). В начале 9-го столетия временный союз огузов, карлуков и кимаков разгромил и вытеснил печенегов и кангаров.
Часть из них присоединилась к победителям, остальные мигрировали в Северное Причерноморье. После этого огузам стали принадлежать степи в районе Аральского и восточного побережья Каспийского моря. В это время один из вождей стал использовать титул ябгу. Изначально в кочевой иерархии он стоял ниже титулов хана и кагана, но постепенно сравнялся с ними.
По сути, Огузский Эль представлял из себя классическую конфедерацию слабо связанных степных племен, в состав которой вливались некоторые подчиненные кочевые группы. Также, власть ябгу распространялась на жителей нескольких городов и небольшие оседлые сельские общины.
Тем не менее, имелись некоторые элементы централизации: у ябгу был заместитель – кюль-эркин, сюбаши командовал войском, собирались налоги. Власть передавалась по наследству внутри правящего рода. Однако, конкретного государя назначали путем выборов, в которых участвовала высшая аристократия. Основой ее могущества была частная собственность на скот и командование ополчением своего племени.
Поскольку со временем интересы враждебных карлукских племен переместились в оседлую часть Средней Азии, главным внешнеполитическим противником огузов стал могущественный Хазарский каганат. Заключив союз с русским князем Святославом Игоревичем, ябгу в 960-х годах сокрушили его основные силы. А через пару десятилетий принимали участие в походах Владимира Святославича против волжских булгар.
Тогда контролируемая ими территория достигла своих исторических пределов. Но после веков процветания численность населения значительно выросла. И на всех кочевников уже не хватало пастбищ. Это привело к росту налогов, а в дальнейшем – к междоусобицам и распаду огузской конфедерации.
Около 985-го года один из князей по имени Сельджук поселился в городе Дженд и принял ислам. На этом основании он отказал ябгу в уплате налогов, поскольку «не может мусульманин платить дань немусульманину». Его потомки и подвластная им часть огузских племен стали известны, как сельджуки, и основали величественную империю в Западной Азии, названную собственным именем.
И хотя ябгу и их народ обратились лишь через пару десятилетий позже, это не привело к примирению между сельджуками и основной линией тюрок-огузов. Последние также были серьезно ослаблены нападениями державы Газневидов и вторжениями кипчаков из Кимакского каганата.
Впрочем, в правление последнего ябгу Шах-Малика огузское государство несколько восстановилось. Этот правитель сумел отвоевать у Газневидов Хорезм, но только для того, чтобы через два года пасть под ударами Сельджукской империи. В конце концов, лидер огузов попал в плен, после чего был отправлен на небо. Его жена стала супругой султана Тогрул-бека, а сын и наследник был воспитан простым воином при сельджукском дворе.
Владения огузов были разделены между кипчаками, Караханидами и сельджуками. С того момента этот народ исламизировался, и стал известен под именем туркмены в мусульманских странах. Причем, на родственных сельджуков тоже распространялось это название.
Таким образом, в середине 11-го столетия Огузский Эль навсегда распался. Население либо мигрировало на запад вместе с сельджуками, либо растворилось среди бездны тюрок Дешт-и-Кипчака. Впрочем, часть из них сохранилась, как этнос и в следующие столетия снова находилась на пике славы. Так, грандиозная держава Хорезмшахов была основана и управлялась туркменскими племенами. Часть из них снова ушла на запад, спасаясь от монгольского нашествия, но многие все равно остались и оказались основой для возникновения современных туркмен.