Сколько же я начитался разных комментариев по поводу этих двух сериалов, пока их смотрел и готовил эту статью. Черкасов вышел онлайн ещё весной, добравшись до телезрителей в ноябре. Я не видел смысла спешить смотреть его в интернете, не дождавшись выхода в эфир Первого Канала. Ведь гораздо интереснее и приятнее смотреть, когда знаешь, что пол-страны смотрит вместе с тобой.
Такая же ситуация с Екатериной. 4 сезон вышел онлайн в октябре, а в ноябре был показана в эфире России. Тоже не было никакого смысла спешить и платить за подписку, с учётом того, что после выхода серии в эфир федерального канала, онлайн она становилась бесплатной, не учитывая десятки сайтов, где можно всё посмотреть и скачать бесплатно в отличном качестве. Ну да ладно, это всё техническая сторона вопроса.
Начнём с Черкасова. Увидев сколько было про «Последнее дело» гневных комментариев, не стал про него писать, решив подождать несколько дней, пока шумиха уляжется. Теперь всё-таки скажу пару слов.
Во-первых, этот сезон не основан на реальном деле, как и предыдущие «Западня» (2021), «Катран», (2020) и «Формула мести» (2019). Авторы ушли от реалистичности первых 5 сезонов в сторону интересности. Хотя, и первые сезоны тоже значительно изменяли реальные истории. Это же всё-таки художественный сериал, а не документальный. Надо это понимать. А то некоторые требуют прям 100% достоверности. Так что и 9-тый сезон надо воспринимать, как художественную фантазию с определёнными огрехами.
Во-вторых, согласен в некоторых деталях, этот сезон уступает предыдущим. История с побегом из тюрьмы маньяка по кличке «Мосгаз» из 1 сезона, которого на самом деле расстреляли 31 января 1964 г. через 2 недели после ареста, действительно интересный сценарный ход, но реализован он плохо. Сам побег из особо охраняемой тюрьмы выглядит очень неправдоподобно. Из разряда: дал охраннику табуретом по башке и убежал, успев за несколько минут устроить пожар, а потом каким-то образом переодеться в пожарную форму. Да, и сбежал Мосгаз по сюжету спустя 18 лет после ареста, уже больной и старый, так что, после того, как он сбежал, у него бы не получилось далеко уйти, при том, что действие происходит зимой. А наш маньяк спокойно добирается на попутках до Москвы. Ну ладно, все эти грехи можно простить сценаристам. Всегда же хочется, чтобы опасный преступник вступил в схватку со своим главным противником, тем кто его посадил, предварительно помучав его близких, как в старых «добрых» боевиках 80-90-тых. Внимательные зрители справедливо заметили аналогии с фильмом «Молчание ягнят» (1990; вышел 30 января 1991; экранизация книги Томаса Харриса). В сериале, как и в фильме, старый маньяк из тюрьмы помогает психологу ловить молодого, но в фильме только в конце, когда молодого маньяка ловят, старый обманув всех сбегает из тюрьмы; в нашем же сериале старый маньяк сбежав, решает найти молодого и использовать его в своих целях. Не знаю, возможно сценаристы действительно вдохновились историей Ганнибала Лектора, а возможно, аналогии получились случайно.
Не буду раскрывать, прям все детали сюжета, для тех кто ещё не смотрел. И так, уже достаточно раскрыл. В целом, при всех своих грехах, события в сериале развиваются интересно и динамично, хоть и не правдоподобно. В этом сезоне помимо постоянных актёров в качестве приглашённых звёзд были Алексей Гуськов и Леонид Ярмольник. Гуськов как всегда молодец, убедительно вжился в роль опытного психолога, а вот у Ярмольника слишком короткая роль подпольного искусствоведа и особо стараться ему не пришлось.
Также новый персонаж, скорей всего временный, это молодая психологиня, попавшая под влияние старого маньяка, сыгранная Ольгой Лерман. Недавно я писал про фильм «Поехавшая» (2023), где она сыграла главную роль путешественницы Анны Смолиной. Также видел Ольгу в фильме «Белый снег» в роли нашей знаменитой спортсменки Елены Вяльбе. Об этом фильме я писал в декабре 2022. Актриса неплохая, кому-то она сильно не нравиться, кому-то нравиться. Лично у меня Ольга отторжения не вызвала. Ясно, что её лучшие роли ещё впереди.
Кроме Черкасова и новичка майора Виктора Ковалёва в исполнении Андрея Мерзликина, все другие оперативники отдела отошли на второй план и стали нужны в сериале только для вида. По сути, Алексей Бардуков, Александр Голубев и Марина Александрова стали почти статистами.
А вот по поводу персонажа Мерзликина ясно, что именно он в дальнейших сезонах станет главным героем вместо Черкасова. Да, не сомневаюсь, что следующие сезоны будут, вопреки названию 9-того. Простите, но не могу не сообщить важный спойлер: в финальной серии до конца непонятно убит ли Черкасов или всё же выживет? Если выживет, то уж точно будет на пенсии, в отставку он уже ушёл. Так и хочется сказать штампованную фразу: Черкасов уже не тот. Видно, что Смоляков старается, но уже устал от роли. Возможно, это было его решение, красиво уйти из проекта, в лучших традициях детективного жанра. А вот про героя Мерзликина мы ещё не все тайны узнали, кроме того, что он был во Франции и у него есть психически больной брат, которого пока не показывали.
Некоторые источники уже указывают, что сериал продлён до 11 сезона, хотя никакой официальной информации пока нет. Видимо, дальше сериал будет известен под неофициальным названием «Майор Ковалёв». Сыграл Мерзликин, как всегда, отлично. Он будет достойной заменой Черкасову.
С сериалом «Екатерина» похожая ситуация: исторические факты сочетаются с вымышленными. Такие сериалы не ставят себе задачу пересказать историю государства как можно более правдиво, их задача, как любого другого исторического проекта, вызвать повышенный интерес к истории. В «Гардемаринах», например, вообще всё выдумано, почти что альтернативная история России, хоть и используются некоторые исторические персонажи и войны, но никто же не обвинил эти фильмы в историческом несоответствии. Новые «Гардемарины», кстати, вышли совсем недавно: в октябре и в ноябре. Историю показывают, опираясь не только на факты, но и на домыслы и слухи. Ведь никто уже не может точно знать, как оно там было, 300 лет тому назад, а точнее 245 лет назад.
В 4 сезоне «Фавориты» (16 серий) действие происходит с 1779 г. вплоть до окончания правления Екатерины II и соответственно её смерти в 1796. Напоминаю, Екатерина правила страной 34 года: с 1762. Меня интересовали не любовные похождения Екатерины с её фаворитами, а внутренняя и внешняя политика. Внутренней было мало, в основном, внешняя. Центральной темой финального сезона стало присоединение и освоение Крыма и Херсона, последующая за этим очередная русско-турецкая война 1787-1791 за эти земли, и за сферы влияния. Тут очевидна параллель с сегодняшним временем. История, как известно, развивается по спирали. Знаю, что многие не любят Марину Александрову, хотя, и не поминаю причин этой нелюбви. Как хотите, но в роли Екатерины она мне понравилась с самого начала, а первые 3 сезона (2014-2017-2019) сериала я посмотрел в прошлом году.
Да, Александрова мало похожа на Екатерину и в последних сериях специально состарили с помощью гримма и графики, но играла она убедительно. Претензии отдельных комментаторов в том, что актёры не стареют, хотя в сериале проходит несколько лет, и их надо было заменить, справедливы, но, подумайте, если бы актёров меняли каждый раз, когда время уходит вперёд, а это примерно каждые 4 серии, то когда возникал бы некоторый диссонанс. Вчера этот персонаж выглядел и говорил вот так, а сегодня он же выглядит совершенно по-другому. А найти похожих актёров, чтобы было соответствие молодости и старости, задача достаточно сложная, а уж всех заменить невозможно. Вероятно, создатели пытались это сделать, учитывая большой перерыв между сезонами, но ничего не вышло. Уж лучше пусть будут те актёры, к которым уже привык. Впрочем, некоторых актёров всё же поменяли.
Вообще, Екатерину кто только не играл в разных фильмах и сериалах, и немногие актрисы были действительно на неё похожи. А некоторые так рассуждают о похожести, как будто реально видели живую Екатерину, а ведь все видели только её портреты и не факт, что она именно так выглядела на самом деле.
В конце концов, главная задача актёра, не во внешнем сходстве, а в умении передать характёр. Большинству актёров в сериале это удаётся, хотя, опять-таки, мы не можем знать наверняка, какой характер был например, у Потёмкина.
Отмечу, что ещё мне понравилось в сериале, так это то, что были показаны многие исторические личности, которые раньше в кино никогда не появились. Многочисленные князья и графы, занимающие важные государственные посты.
Не могу не сказать, что у Черкасова и Екатерины разная, но очень хорошая, запоминающаяся музыка, которая так и крутиться в голове после просмотра. По стилю эту музыку можно назвать неоклассикой.
Сериал «Екатерина: фавориты» закончился, но история династии Романовых продолжиться. В следующем году зрители увидят сериал об Александре Первом, внуке Екатерины Второй, который должен был занят трон после её смерти, но Александр отрёкся от престола в пользу своего отца Павла, который очень долго ждал своего часа, но правил страной всего 4 года, пока его не убили. Про Павла есть хороший фильм «Бедный, бедный Павел» (2003), где его сыграл Виктор Сухоруков.
А про Екатерину в онлайн-кинотеатрах уже вышло два новых сериала: «Великая: Золотой век» (12 серий), где ёё играет Елизавета Боярская. Это продолжение сериала 2015 г. но там Екатерину играла Юлия Снигирь;
И второй сериал «Царская прививка» (8 серий), где Екатерину сыграла Ирина Пегова. Если Боярскую многие не любят и я тоже, то на Пегову я с удовольствием посмотрю, когда сериал выйдет в телевизионный эфир в следующем году.
Такие вот сериалы.