октябрь 2002 г., г. Мелучинск
«Дружище, ну неужели для государства и страны важнее, чтобы я имел штамп, пусть липовый, но синий, в паспорте, чем мой труд, налоги?» — недоумевал Игорь, разливая вторые пол-литра и обращаясь к Дойчу, — вот ты, почти русский, хоть и немец, скажи, чтоб бы ты сделал? Давай нарисуем плакат с надписью — «За отмену крепостного права! Нет институту прописки и регистрации!» — и я завтра выйду на площадь, — Игорь махнул на открывающийся вид из окна, — и объявлю бессрочную голодовку. Я не знаю, что делать — это система, а ты и я такие пешки, что нас даже не видно под микроскопом!» Дойч выпил и после паузы, как показалось Игорю, сильно затянувшейся, высказал свою версию возможных ходов — «Заберут. Заберут и вышлют, как персону нон грата, к чёртовой матери из ХМАО… в двадцать четыре часа. Нужно быть сильным, при этом умным, тогда не тронут, потому что побоятся, — пиши статью! Не просто статью, а открытое письмо на имя, градоначальника, например, ты во многом прав, в своём возмущении, но тебе нужно заставить тебя увидеть, услышать, и в целях безопасности, на виду у всего города. Задай свои вопросы в открытом письме! Оно подразумевает открытый ответ того, к кому ты обращаешься! Причём, и это важно, — ответ в том же печатном издании! Газетчики не упустят возможности напомнить власть имущему, что какой-то офицер, с женой и малолетним сыном ждёт ответа на письмо. Думай, а я — спать, всё-таки я здорово придумал…»
К девяти часам утра, Игорь, слегка покачиваясь, с красными от слёз глазами, которые текли самопроизвольно, от злобы на беспомощность, несправедливость и безразличие слуг народа, к нему, его семье и сыну, выгрузил написанную статью на дискету и отправился в ближайшую редакцию, одной из местных газет. Выпив по пути бутылочку холодного пива, чтобы привести себя в чувства и унять головную боль от всенощной пьянки, он зашёл в редакцию газеты «ЛУЧ». Колокольчик на входе мягко звякнул и к нему вышла строго одетая, но улыбающаяся девушка, — «Чем могу помочь?» «Хочу опубликовать у вас свою статью» — выдал с порога, заготовленную фразу Игорь. Девушка ещё больше ему обрадовалась и предложила чаю, с печеньем, пока редактор изучит материал. Игорь чувствовал себя готовым революционером, принёсшим очередную статью в газету «Искра», которая взорвёт глаголом ненавистный царский режим. Выйдя через несколько минут, милая, но уже не улыбающаяся девушка, вручила дискету Игорю, со словами — «Извините, без объяснения редактора, — мы напечатать это не сможем». «Ну уж нет! Революции быть!» — про себя, но громко, произнёс Игорь и отправился на поиски следующей редакции. Та же участь постигла его и в редакции газеты «ВСЯ ЮГРА» — тенденция не радовала, но, пообщавшись с сотрудниками, он понял куда именно ему нужно идти — в независимую и позиционирующую себя как свободную газету «Вечерний Самотлор». Прочитав, главный редактор, без энтузиазма, огласил вердикт — «Опубликуем, при следующих условиях, — фото автора — в статью, копию паспорта — в редакцию и контактный номер телефона — мне». Оставив требуемое, Игорь с чувством выполненного долга, отправился домой, где бодрый и почти трезвый Вовка готовил обещанную утку, в белом вине…
Проснувшись на следующее утро, от телефонного звонка, Игорь с благодарностью, к другу, отметил, стоящую возле его кровати бутылку пива: «Спасибо тебе, добрый человек», — взял трубку и с трудом произнес — «слушаю». «Здравствуйте Игорь Александрович, произнёс мужской голос, — вы Игорь? Это ваша статья вышла в «Вечерний Самотлор»? Если бы Игорь мог встать, подпрыгнуть, то наверняка бы он так и сделал, но только и смог сказать — «Да, это я. Статья моя». Голос продолжил — «Очень рад знакомству, я тот, кому адресована ваша статья… да-да, мэру, ваша статья же называется «Исповедь БОМЖА или открытое письмо к главе города Мелучинска», так вот, это я. Не уделите мне некоторое время — я бы хотел с вами встретиться, когда вам удобно?» Игорь опешил — «Конечно, но поскольку из нас двоих я обладаю большим количеством свободного времени, так как являюсь безработным, то готов подойти куда и когда скажете».
Весь вечер, переходящий в ночь, Игорь и Владимир готовили речь, при встрече с мэром и рассуждали, на какой именно фразе Игоря закуют в кандалы и выдворят из города, за условный сто первый километр. Абсолютно понятна реакция некоторых СМИ при прочтении статьи, но чего ожидать от мэрии, можно было только гадать. Ведь это был крик души, поднимавший очень злободневные вопросы — на каком основании гражданам Великой России мешают перемещаться и трудоустраиваться в полюбившемся регионе, кому выгодно, что институт регистрации превратился в способ заработка, почему за рекламной строкой «пропишу» через запятую, в прайм-тайм, идет строка «девочки Эроса» и «массаж 24 часа», кто на этом зарабатывает, кто заинтересован в наличии огромной армии бессловесных гастарбайтеров и многие другие, при этом обращённые непосредственно к человеку, которого, в небольшом городе, знали все.
В белоснежной рубашке и чёрном костюме, оставшемся ещё со свадьбы, Игорь вошёл в дверь кабинета мэра, любезно открытой для него секретарём. Вдоль продолговатого кабинета расположился дубовый стол, покрытый зелёным бархатом, во главе стола расположился Борис Сергеевич, весь вид которого выдавал в нём главу почётного собрания и хозяина кабинета. По обоим краям стола сидели люди о роде деятельности и занятий, которых, Игорь не имел ни малейшего представления. Единственное место, куда мог встать, так как стула гостям, предусмотрено не было, была противоположная Борису Сергеевичу, сторона стола, — «Здравствуйте», — произнёс Игорь. «Проходите, рассказывайте, — не дав Игорю даже секундной паузы, начать подготовленную и выученную за ночь речь, продолжил хозяин кабинета — ну что же дамы и господа, все вы ознакомились с ситуацией гражданина, будут ли какие-то вопросы, замечания?» На предложение высказаться встала какая-то очень упитанная дама, но в военной форме и звании полковника — «Да, мы все ознакомились с историей товарища, и я с уверенностью могу сказать, что во всём данный гражданин виноват сам! Образование ему государство дАло, — чудовищно делая ударение на „а“, с каждой фразой повышая тон, начала барышня, — работу — дАло, квартиру в военном городке — тоже дАло! И что же гражданин сделал, дослужившись до высшего руководства колонии? — уволился! И государство, то есть мы все, должны ему теперь чем-то помогать?» «Простите, — попытался вставить свои „пять копеек“ Игорь, — написав статью, я не ставил целью…» Встав со стула и протягивая какому-то мужчине, сидящему по диагонали справа, газету «Вечерний Самотлор», со статьей Игоря, градоначальник, прервал поток сознания барышни — «так, всё понятно, Андрей Валерьевич, — это вам. А вы молодой человек, спасибо, что пришли — с вами свяжутся. До свиданья». Уходя, Игорь увидел на столе лежащую газету, с подколотым к ней стикером, на котором размашистым почерком было написано всего три слова — «Разобраться, помочь, доложить».
«У кого-то щи жидкие, а у кого-то жемчуг мелкий» — гласит народная мудрость, как нельзя больше подходящая к ситуации, которая была нерешаемой для Игоря и стоящая одного росчерка пера, для представителя власти народа. И это не плохо и не хорошо — это данность, поэтому можно только пожелать, чтобы те, от кого зависят судьбы, чаще обращали внимание на протекающую рядом жизнь, смотря из окон своих BMW, видели людей, которым они могут и обязаны помогать. К сожалению, и зачастую это просто лирика из другой, идеальной и выдуманной вселенной. Изменить ситуацию, скорее всего, возможно не решением всех земных проблем, не улучшением благосостояния всех, поскольку это утопия, а только воспитанием.
Друзья, если вам понравилась прочитанная глава, не забудьте поставить лайк! (Вам ведь понравилось прочитанное, а я об этом узнаю и мне будет приятно.)
Приобретать книгу совершенно необязательно – обещаю, я выложу её всю на своём канале бесплатно!
Но если я вас не переубедил и вам не терпится узнать всю историю или вы хотите приобрести книгу в коллекцию, поддержать автора – бумажная и электронная версия доступны по ссылке: повесть «ШраМы».
Кроме того, встретиться с главными героями повести и заглянуть в их прошлое вы можете в уже опубликованной повести «Сценарий Шторм» по ссылке: повесть «Сценарий Шторм».