Найти тему
Stratege.ru

Обзор Talos Principle 2

Перемена, произошедшая со студией Croteam, любопытна. Когда-то они начинали с веселых и бездумных шутеров Serious Sam, посвященных промышленному покосу монстров при помощи пулемета. Но однажды разработчиков переклинило так, что она создали Talos Principle – головоломку с философским сюжетом. И ведь игра вышла хорошей! Правда, переход не прошел бесследно: последние части Serious Sam оказались паршивенькими. Если судить по качеству «четверки», то ее делали новички и провинившиеся разработчики. Не суть. Нам куда интересней, смогли ли авторы пойти дальше в своем новом, головоломочном направлении. Представляю обзор Talos Principle 2.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Готовьтесь, сейчас будет много букв, ведь для объяснения местной картины нужно первую часть вспомнить. Итак, ледники растаяли, из вечной мерзлоты вырвался злой вирус и начал неумолимо выкашивать человечество. Небольшая команда ученых создает проект нового человечества: разумных мыслящих андроидов. Однако формирование мыслящего сознания, еще и со свободой воли — та еще задача. Поэтому создается виртуальный мир, который при помощи головоломок и испытаний будет "лепить" нового, цифрового, человека. Ученые проект завершают, и на этом ставится точка в истории старой цивилизации.

[
быстрая перемотка вперед]

Начинаются события первого Talos Principle. Мы в роли андроида, позднее известного как Афина, просыпаемся в виртуальном мире, где под присмотром бестелесного бога решаем задачки и потихоньку идем к некоей награде. Однако в истинной концовке нужно было проигнорировать надсмотрщика и пойти к запретной башне. Поднявшись на вершину, мы доказываем, что Афина свободна в своих решениях и вырываемся в реальный мир. На том заканчивалась первая часть.

[
быстрая перемотка вперед]

Афина вместе с другими андроидами создает город. Со временем она обретает мифический статус и прозвище «Зодчая», а местные все меньше решают за себя и больше молятся на героиню, ожидая чудесных решений. Она в какой-то момент уходит, оставляя Цель: довести численность города до одной тысячи человек.

[
быстрая перемотка вперед]

Собственно, начало Talos Principle 2. Мы оказываемся в роли последнего, тысячного, андроида. Нам даже не дают выбрать пафосное имя, типа Разрушитель или Коммод, а попросту зовут Тысячным или 1k (сами-то ходят с именами философов и поэтов!). Не успели жители города отпраздновать достижение Цели, как появляется голограмма некоего Прометея, которая приглашает андроидов на загадочный остров. Для экспедиции сразу собирается маленькая команда, и нас как безработного новичка зовут в поход. Уже на месте исследователи находят Мегаструктуру, гигантскую пирамиду, напичканную невиданными технологиями. Отсюда и начинается основная история. Что таится в постройке? Кто такой Прометей, и какова его роль в происходящем? Как Афина связана с островом? Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Фух, прорвались. Итак, уже с порога вырисовывается хорошая такая научная фантастика. Сюжет начинается не без пафоса: у всех сюжетных персонажей «говорящие» имена, а записи встречают пространными рассуждениями на разные философские темы. Впрочем, игра не пытается сильно грузить и не заставляет с ходу вникать в сложные вопросы. К тому же, за основным сюжетом про первопроходцев следить легко: бодрые диалоги, хорошая характеризация персонажей и отсутствие каких-либо затянутых сцен.

Хотя дальше должны пойти размышления, я бы предложил сначала поговорить об игровой части. Итак, что из себя представляет Talos Principle 2? Всё действие вертится вокруг Мегаструктуры и ее окрестностей. Глобально нужно посетить двенадцать земель, решить там головоломки и активировать местные башни. После запуска каждой тройки нас ждут визит внутрь исполинской постройки и массивный сдвиг в сюжете.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Спускаемся на уровень ниже. Каждая земля — просторная локация с универсальным набором: восьмерка основных комнат-головоломок плюс две посложнее, пара монументов с побочными задачками и золотые ворота, про существование которых можно забыть до финала. И еще тут и там раскиданы аудиозаписи и прочие коллекционные мелочи. Собственно, чтобы добраться до башни, нужно пройти любые восемь из десяти комнат, построить мост и подняться на вершину.

Еще на уровень ниже!
Наконец-то мы дошли до головоломок. Задача в каждой комнате — добраться до терминала и его активировать. Разумеется, всё не так просто, ведь комнаты полны преград. Например, цель закрыта барьером, а чтобы его снять, нужно подать синий лазер на приемник. Находим источник энергии и кристалл, а затем с помощью второго перенаправляем луч. Лазер попадает в цель, барьер спадает, а мы завершаем головоломку. Дальше дело становится только сложнее: нажимные плиты, вентиляторы, ящики и деактиваторы. Вот это всё приходится использовать в самых разных, порой изощренных, сочетаниях ради достижения цели.

Между делом: Внезапно понял, что продавать головоломки — та еще задача. С экшенами легко: взрывы, перестрелки и зрелищные сцены. А тут?.. Можно перенаправлять лазеры? Ставить ящики на кнопки? Не заполнение налоговой декларации, конечно, но при кратком пересказе мало вдохновляет.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Хорошо, но чем игра будет удерживать? К тому же все перечисленные предметы были и в первой части. Что предлагает сиквел?

Во-первых, новая механика в каждой земле. Например инвентор, меняющий цвет лазерного луча с красного на синий и наоборот. Или летающие платформы, которые при подаче энергии везут различные предметы. Причем игра построена грамотно: первые две комнаты в каждой земле доходчиво и без слов объясняют, как работает новинка, а дальше мы переходим к серьезным задачкам.

Во-вторых, у Talos Principle 2 отлично построена сложность, причем как на уровне отдельных локаций, так и игры в целом. Просто идите от первой к восьмой, и «жесткость» загадок будет плавно расти. Впрочем, вам никто не мешает проходить комнаты в любом порядке. Хотя насчет сложности есть одна мыслишка. Опираюсь чисто на предположение, что для игроков, пропустивших оригинал, игра может показаться сложной. Да, пролог в экспресс-порядке объясняет базовые системы, но дальше сиквел отталкивается от оригинала и начинает привносить новинки.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

В итоге из этих вещей складывается отличная игра-головоломка. Задач много, они продуманы и отполированы, а поток механик регулярно смывает с мозгов любые намеки на пыль и заставляет осваивать всё новые и новые инструменты. Между делом вспомнилась недавняя игра ViewFinder. Вот она на контрасте смотрится куда хуже: и короче, и многие идеи не раскрыты в полной мере. А Talos Principle 2 выжимает каждую механику. И задачки по сложности прям хороши: в некоторых я застревал на полчаса, а затем радостно растекался по креслу, найдя ответ.

К основным головоломкам вопросов нет, а вот к побочным активностям они возникли. Ранее я уже упомянул про монументы, которые по сути эдакие задачки в открытом мире. Например, у одной статуи видим плиту, указывающую на определенное место. Находим там рычаг и дергаем его. В иных случаях нужно разыскать сгусток частиц и сопроводить до статуи. В третьих — подать лазерный луч из комнаты с головоломкой. В награду за телодвижения монументы вручают частицы пламени. Вроде хорошо, побочное развлечение. Но с ним есть две проблемы. Первая — задачки порой требуют слишком много суеты. Если на ранних этапах игры найти рычаг или подать лазер — дело легкое, то позже приходится оббегать всю локацию в поисках подходящего угла для луча. Здесь виден проигрышный контраст с классическими головоломками. Те разворачиваются в компактных комнатах, а ради монументов приходится носиться по немаленьким декорациям. Вторая проблема — непонятно, зачем нужны частицы. Их можно собрать и принести к машине в центральной локации, но предназначение этого священнодействия мы узнаем только в самом конце игры. Нечто похожее есть и у сложных комнат. Сами по себе они хороши, но смысл тоже скрывается до финала.
Спойлер: частицы пламени нужны чисто для достижения, а вот усложненные задачки связаны с золотыми воротами и требуются для лучшей концовки.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Вернемся к сюжету. Между делом игра подкидывает множество тем. Главный конфликт нового человечества: противостояние рискованного прогресса и уютной стагнации. К моменту нашего пробуждения андроиды забросили исследование новых мест и научные изыскания, а вместо этого живут мифом о Зодчей и толкованием мнимых знамений. А мы можем своими действиями и репликами поддерживать одно из двух направлений. Конфликт понятен, но выходит он несколько однобоким. Хотя сюжет предлагает примеры того, что безрассудный прогресс таит в себе опасности, всё же авторы склоняются к нему. А лучшая концовка подразумевает полную приверженность прогрессу и покорению новых горизонтов. И, в конце концов, какая научная фантастика будет всерьез выступать за стагнацию?

Что до других тем, то игра задает множество наивных вопросов. Почему старое человечество занималось междоусобицами, а не вкладывалась в медицину? Или с чего вдруг многим «старым» людям наука казалась скучной, хотя, по мнению одного персонажа, познание нового увлекательно? Тут сразу хочется привести множество всяких примеров из биологии и психологии, показывающих, что человек разумный таскает с собой наследный багаж от разных предков. Возьмем вопрос про науку. Живые организмы в принципе стремятся к экономии усилий, а всякая интеллектуальная деятельность — дело крайне энергозатратное. Что за глупости спрашивает игра? - хочется сказать. Но, может быть, в этом и идея? Авторы при помощи сюжета отстранились от современности и теперь спрашивают: то, как мы живем, — единственный путь? Или можно пойти иначе? Как по мне, в том задумка сценаристов, чтобы хоть немного растормошить игрока и подтолкнуть его к размышлениям о мире. Я, например, заинтересовался местной идеей веры в человечество. Сценаристы ставят вопрос так: почему циничное отношение к людям как к безнадежным созданиям считается чем-то мудрым? Не лучше ли вместо самобичевания идти дальше и расти над собой? В этом-то и особенность Talos Principle 2. Игра продвигает свои идеи, но всё, что она предлагает, воспринимается как свободное размышление на тему, а не как назидательная лекция. В таком случае даже заметная доля пафоса произведению ничуть не мешает.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Пожалуй, пора завершать с обзором игры. При разборе «Талоса» мне вспомнились две игры, ViewFinder и The Invincible, которые воплощали странные крайности. Первая была пусть неидеальной, но изобретательной головоломкой с поверхностным сюжетом. The Invincible, в свою очередь, предлагала отличную научно-фантастическую зарисовку, но в плане занятий ограничивалась бродилками с разговорами. Talos Principle 2 — лучшее от двух миров: и продуманный сборник головоломок, и хороший Sci-Fi-сюжет. «Талос» замахивается на множество заумных тем, но делает это ненавязчиво, а все разговоры разбавляются интересными задачками. Да и без сюжета головоломки хороши: механики подвозят регулярно, а сложность аккуратно, но неотвратимо растет. В общем, Talos Principle 2 — отличная головоломка и одна из лучших игр этого года.
Вдогонку: на всякий случай предупреждаю, что игра может быть суровой к новичкам. По идее, и сюжет оригинала объясняется, и обучение знакомит с фундаментом. Но для понимания сюжета лучше прийти с багажом из первой части. Да и задачки быстро начинают испытывать вас на остроумие.

Talos Principle 2 — масштабный сборник головоломок и, вдобавок, недурная научная фантастика. Сюжету свойственна тяга к пафосу, однако местные размышления не особо навязчивы и регулярно перебиваются разнообразными задачками. Что до испытаний для игрока, то здесь полно головоломок, а кроме того авторы постоянно вносят новые идеи и наращивают сложность. В итоге получается гармоничная игра, где повествование и механики отлично уживаются друг с другом. Как ни странно, такое встречается куда реже, чем хотелось бы.90

Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.