Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему колёса паровозов в СССР и Царской России обязательно красились в красный цвет, хотя все остальные детали - чёрные?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я дам ответ на довольно популярный вопрос, а именно, почему колёса (а точнее колёсные центры) на паровозах всегда были окрашены в красный цвет. Для чего это делалось?

Автор: Lasselan
Автор: Lasselan

Если мы посмотрим на фотографии паровозов, причём неважно - пассажирских, грузовых или маневровых (в роли которых, как правило, были танк-паровозы), то мы увидим, что грузовые паровозы окрашивались в чёрный цвет, а пассажирские - в цвета поярче, но, как правило - в зелёный. Однако, одна деталь у них всё же неизменна - это окрашенные в красный цвет спицевые колесные центры, а также бандажи, окрашенные в белый цвет.

Грузовой (товарный) паровоз Л | Автор: crazyrussianturist
Грузовой (товарный) паровоз Л | Автор: crazyrussianturist

Кто-то думает, что связано это с тем, что это сделано для того, чтобы более эффективно выявлять трещины на колесных центрах, дескать «черные трещины лучше видно на красном фоне». Во-первых, почему трещины обязательно должны быть чёрные, во-вторых, трещины лучше видно вообще на неокрашенном металле, да и в-третьих, трещины выявляются не визуально, а постукиванием молоточком о металлические части, если звук звонкий - значит всё в порядке, глухой - стоит задуматься.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Версию о том, по аналогии с красными палубами на военных кораблях, что колёса красные, дабы не было видно крови от сбитых паровозом людей - даже не будем рассматривать.

На самом деле всё проще

А ведь на самом деле - всё действительно гораздо проще. Колёсные центры, окрашенные в красный цвет - это просто элемент эстетики, который, при этом, можно себе позволить. До этого додумались ещё в Российской империи, а позже - эту традицию сохранили и в Советском Союзе, где паровозы дожили свой век.

Автор: Машинист пивного крана
Автор: Машинист пивного крана

Довольно большая часть поверхности деталей паровоза была либо под слоем смазки, либо под слоем сажи, поэтому, по большому счёту, неважно в какой цвет они были бы покрашены, если в скором времени их цвет всё равно станет чёрным, или близким к нему. Собственно, по этой причине их и красили в чёрный цвет.

А вот в случае с колёсами - красоту можно себе позволить, так как источников постоянного и, при этом, сильного загрязнения у них просто нет. Вот и вся разгадка, и никаких сбитых людей или чудес дореволюционной дефектоскопии.

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5