Найти тему
Рассказы Анисимова

Это только мой опыт

Сын, ты не понимаешь, что ты творишь
Сын, ты не понимаешь, что ты творишь

Профессор, он же - доктор наук - Иван Сергеевич только что прилетел из столицы, где участвовал в очередном научном симпозиуме.

Поднявшись на лифте на свой этаж, он, как всегда, позвонил сначала в квартиру, которая находилась напротив его жилища, чтобы забрать корреспонденцию, которая накопилась за время его отсутствия. У них с соседями давно уже была договорённость, что во время его отъезда, эти милые люди забирали из почтового ящика все его бумаги. Хоть и существует теперь электронная почта, но обычные бумажные деловые письма ещё пока полностью не отменили.

Когда Иван Сергеевич подходил к этой квартире, он услышал странные подозрительные крики хозяйки. А когда дверь открылась, Инна Вагановна, увидев профессора, отчаянно воскликнула:

- Иван Сергеевич, как хорошо, что вы пришли именно сейчас! Может быть вы ему на место мозги вправите!

- Что у вас такое случилось, дорогая соседка? - испуганно спросил профессор. - Вам нужна моя помощь?

- О, да! – продолжала надрывно говорить женщина. - Проходите скорее в комнату, и можете не снимать обувь. У нас случилось чрезвычайная ситуация! Наш Лева бросает университет!

Профессор поспешил за хозяйкой в гостиную. В это время из другой комнаты появился Михаил Борисович, муж хозяйки. Кивнув гостю, он тоже сокрушенно закачал головой.

- Да, Иван Сергеевич, представляете, наш сын сошёл с ума. На последнем курсе взял, и решил всё бросить. Какое-то помешательство с нашим ребенком случилось, честное слово...

- Лева, иди немедленно сюда! - истерическим голосом закричала Инна Вагановна в сторону комнаты сына. - Если ты не желаешь слушать маму с папой, послушай уважаемого во всём мире человека! Ты бы мог, если бы одумался, стать академиком, как Иван Сергеевич! Ты знаешь, сколько у него государственных премий! И его, между прочим, возят на работу на казённом автомобиле! Иди сюда, кому говорю! Быстро!

Наконец, из комнаты появился сын, и нехотя поздоровался с гостем.

- Здрасьте, Иван Сергеевич...

- Здравствуй, Лева, - заулыбался приветливо профессор. - Что, неужели родители говорят правду?

- Ну, да... - недовольно ответил парень. - А что?

- Ничего. Просто, мне интересно, почему ты бросаешь университет?

- Потому что я понял, Иван Сергеевич, что экономика меня не интересует. И никогда, оказывается, не интересовала. – Парень тяжело вздохнул. - И вообще, мне скучно там учиться...

- Замолчи немедленно! - опять закричала хозяйка. - Подумай, кому ты такое говоришь? Человеку, который закончил три института! Да, Иван Сергеевич? Объясните ему, пожалуйста, что экономика - это главная наука! Ведь так? И скажите, что бросать на пятом курсе университет, это настоящее преступление. Вы ему расскажите, пожалуйста, свой опыт. Чтобы он вас послушал, и ему стало стыдно.

- Мой опыт? - улыбнулся профессор.

- Да! Объясните ему, как нужно жить молодому человеку, чтобы достичь того же, что достигли вы. Расскажите, почему вы захотели выучиться, и стать большим человеком!

- Ну, если вы хотите мой опыт… - Иван Сергеевич внимательно посмотрел на молодого человека. - Тогда вашему Лёве нужно было сначала в школе учиться на троечки...

- На какие ещё троечки? - Отец Лёвы немедленно напрягся. - Наш мальчик, между прочим, был всегда круглым отличником. И закончил спецшколу с золотой медалью.

- Вот-вот, уважаемый Михаил Борисович, - кивнул профессор. – Я это прекрасно знаю. Вы же его сразу с младенчества засунули в такое учреждение, где напрочь отбивается интерес к обычной жизни.

- К какой ещё обычной жизни? - напряглась и хозяйка. - Зачем ему обычная жизнь? О чем вы, дорогой профессор?

- Как о чем? - засмеялся Иван Сергеевич. - Помните наше с вами детство босоногое, Михаил Борисович? Как мы после уроков, вместо того, чтобы садиться дома за стол и зубрить ненавистные нам правила, мчались на улицу, чтобы кататься на трамвайной колбасе? Или, плющили на тех же самых трамвайных рельсах крышки от лимонада, и потом играли этими кругляшками в чику. Как взрывали бомбочки из карбида, который воровали на стройке. А, Михаил Борисович? Вы, наверное, тоже занимались этими весёлыми и опасными шалостями после школы?

- Иван Сергеевич, прекратите вспоминать это, - заволновался хозяин. - Время у нас было тогда совсем другое.

- Отличное было время, - возразил профессор. - Как же мы, подростки, тогда быстро умнели. А знаете - почему? Потому что для того, чтобы ребёнок повзрослел, ему надо сначала сполна насладиться детской жизнью, и испытать тысячи эмоций. А мальчишке хорошо бы при этом ещё и пару раз попасть в милицию. Сейчас, правда, она по-другому называется.

- Бог с вами, профессор, вы что опять говорите? - ужаснулась хозяйка.

- Да, Иван Сергеевич, вы чего-то не то несете… - испугался и хозяин. - Зачем мальчику попадать в полицию?

- А затем, чтобы научиться не сдавать своих друзей. Когда ему говорят люди в форме: "А ты, мальчик, напиши вот здесь, что зажженную спичку в урну бросил твой друг Петя, и мы тебя сразу отпустим." Любой мальчик должен ещё в детстве понять, что стучать на других - это всегда позор и предательство идеалов.

- И для чего ему все это надо понять? - хмуро спросил хозяин.

- Для того, чтобы уже во взрослом состоянии, когда на тебя давят - а подпишите-ка вот это письмо, Иван Сергеевич, в нём ваши коллеги очень осуждают вашего начальника, а мы вас, за это, может быть, потом даже поставим на его место, - ты бы мог автоматически, не задумываясь послать подальше мерзавца, который предлагает тебе это. Дело в том, дорогие соседи, что только прожив наполненную всевозможными уроками юность, у молодого человека открывается другой взгляд на мир. Он вдруг начинает понимать, что теперь он в силах противостоять злу и несправедливости. И тогда молодой человек начинает страстно хотеть учиться, чтобы воплотить в жизнь свою мечту - жить во благо этого прекрасного мира, и каждодневно бороться с его несправедливостью.

- Позвольте, Иван Сергеевич! - гневно воскликнула вдруг Инна Вагановна. - Наш мальчик учился не для того, чтобы бороться с какой-то там несправедливостью. Вы зачем всё это говорите?

- Так я же рассказываю вам свой опыт, как вы и просили, - пожал плечами профессор. - А мой опыт, это только мой опыт. Вы, Инна Вангановна, когда-либо спрашивали у Левы, для чего он учится? - Иван Сергеевич с любопытством посмотрел на замершего молодого человека. - А, Лева, когда ты поступал в университет на экономический факультет, ты о чем мечтал?

- Я ни о чем не мечтал, - признался парень. - Меня туда родители заставили пойти. У меня же была золотая медаль, и победы в олимпиадах. Меня туда и взяли-то без экзаменов.

- А сейчас ты куда собрался уходить?

- Да так... - Парень покосился на отца. - Хочу на инженерный перевестись… В будущем... Но сначала - поработаю автослесарем. Меня друг зовёт, напарником. Он в автосервисе работает.

- Какой-такой друг? В каком сервисе? Где ты, вообще, нашёл такого друга? - опять закричала на сына мать. - У тебя друзья должны быть не автослесари, а работники банков!

- Извините, уважаемые соседи, дайте мне мою почту, пожалуйста, и я пойду, - вежливо попросил профессор. – Устал я чего-то с дороги…

Хозяйка скорее взяла с полки пару больших пухлых конвертов, с недовольным лицом вручила их важному соседу, и тот не спеша пошёл на выход.

Чем окончился этот разговор родителей с сыном, Иван Сергеевич так и не узнал, но с тех пор Инна Вагановна и Михаил Борисович здоровались с ним уже без привычных доброжелательных улыбок. И почту его они забирать перестали.