Все мы прекрасно помним прославленный в кино и прочем изобразительном искусстве пулемёт Максима. Американский конструктор Хайрем Стинвенс Максим запатентовал его в 1884 году в Великобритании, потому как на Родине его новинку приняли довольно холодно. Зато в Европе она разошлась весьма широко, и в 1905 году начала производиться по патенту в далёкой России, на Тульском казенном заводе. Однако потомки знаменитого тульского Левши были верны себе и наделали к пулемёту столько полезных нововведений, что если бы сам Максим глянул на свою конструкцию в российском варианте году этак в 1910, ещё когда сам он был вполне себе жив и здоров, то едва ли его признал. Более сорока конструктивных изменений и более ста лет использования, превратили максимовское детище в нашего родного "максимку", который нет-нет, да мелькает до сих пор в военных хрониках. Повторить хорошее не зазорно. Куда труднее сделать его значительно лучше, что тульским инженерам и удалось. И видимо, эта традиция живет где-то на подсознательном уровне.
Если какая-то иностранная конструкция или прогрессивная идея хороши, то в привычках отечественных оружейниках было не делать реплики, как те же китайцы, а всячески их переосмыслить, упростить и превратить в ещё более безотказные и функциональные. Теперь такую практику можно отнести и к беспилотным системам. Надо прямо сказать, что беспилотник-камкадзе Shahed 136 получился у иранской аэрокомической компании Shahed Aviation Industries действительно по-своему уникальным. И по компоновке, и по дальности и точности действия, и особенно, по ударной мощи. Всё это вместе порождало такое впечатляющее соотношение цена\эффективность, что можно только похвалить инженеров страны, уже более полувека находящейся под огромным количеством санкций и технологических ограничений. Shahed 136, к примеру, до сих пор держит первенство по самому дорогому удару беспилотником в истории, когда два хуситских БПЛА на его базе поразили завод крупнейшей в мире нефтяной компании "Сауди Арамко". Да и в нынешних реалиях ему удавались невероятно результативные попадания.
Казалось бы, от добра добра не ищут. Но уже через два месяца после начала применения Вооруженными силами России"Гераней-2", западные разведки, изучающие каждую мелочь в ударном потенциале российской армии, начали отмечать постоянное внедрение в "иранский" дрон новых деталей уже однозначно российского происхождения. Сначала это были блок спутниковой навигации и антенный модуль, затем средства механизации системы управления, затем дело дошло и до основного корпуса, который производится теперь из "бутерброда" стекло- и углородного волокна, произведенного в российском Обнинске. Работа "Гераней" заиграла после этого новыми красками и стала ещё более результативной, когда казалось, противоядие против их жалящих огнём "укусов" неприятелем было найдено. Единственное что долго оставалось неприкосновенным, это боевая часть дрона. Кстати, именно она у иранцев представлялась наиболее продуманной и сделанной по оригинальной и вполне доступной по деньгам схеме.
"КНДР - новая снарядная фабрика России. На ВС РФ работают 9 заводов северян". Пхеньян поставил первый миллион снарядов. Есть отзывы.
Оригинальная "боеголовка" этого БПЛА состоит из трёх уровней: кумулятивного заряда в передней части, осколочно-фугасной гранаты и специальной части, предназначенной для разрушения конструктивной основы здания. Благодаря этому, "Герань-2", чьи ударные возможности по мощи должны быть идентичны 152-мм снаряду, наносила целям куда более серьезные и внушительные повреждения. Но никогда нельзя зацикливаться на чём-то одном. И вот буквально накануне, сначала восточно-европейские информационные каналы, а затем и специалисты из "независимой" организации Conflict Armament Research, якобы отслеживающей нелегальные поставки оружия по всему миру, а на деле, очередного гражданского "аватара" РУМО (Военной разведки США), начали сообщать о том, что в ход пошли "Гераньки" с совсем новой взрывной начинкой нескольких видов. В частности, было замечено, что парами стали прилетать БПЛА фугасные, и с термобарическим зарядом, по мощи соответствующие однотипному выстрелу "Урагана" или ТОС-1А. Разница состоит в том, что как ни крути, а "Герань" оружие высокоточное и дальнобойное. И дел в глубоком тылу неприятеля такая парочка может наделать много.
В целом, приятно удивляют темпы, с которыми начала развиваться наша беспилотная отрасль. Без всякого преувеличения, по всей стране, от Ближнего Подмосковья, до острова Сахалин открылось более десятка промплощадок, где штампуются беспилотники разных типов. Несомненно, качественные изменения в отношении к этой теме должны уже в обозримом будущем дать хороший результат. Уже к середине 2024 года новые предприятия способны выйти на необходимые количественные показатели. Так что у "Герани-2" вполне есть шанс стать "максимкой" нового тысячелетия. Может и не такой долгоживущей, зато давшей стимул новой отрасли военной промышленности. Кстати, после пулемёта Максима, на вооружении СССР и России были только собственные ручные и станковые пулемёты, многие из которых стали по-настоящему легендарными. Ну а что касается того, почему мы раньше не развивали эту отрасль такими темпами, это скорее можно отнести к чертам национального характера. И тут уж кому что нравится. Кому: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится", кому:" "Русские долго запрягают, но быстро ездят". Исход видится один. Как говорил один печально известный исторический персонаж - процесс пошёл!
Разведки Запада встревожены, что стратегическая авиация ВКС не работает уже месяц. "Производство ракет растёт, но расход упал до минимума".
Ставьте нравится и подписывайтесь на кагнал, если материал показался вам интересным. Спасибо!