Найти тему
Revocars

5 основных причин взлета популярности китайских «электричек»

Помните, как еще 5-7 лет назад фраза «китайский автомобиль» вызывала в основном снисходительное сочувствие к его владельцу? Мол, бедняга — не может себе позволить «нормальный» автомобиль традиционного бренда, приходится довольствоваться «чайнакаром». Но прошло совсем немного времени, и теперь реакции на продукт китайского автопрома полностью противоположные: автомобиль, а тем более электрокар из Китая вызывает интерес, восхищение и даже зависть. Но что конкретно привело к таким радикальным переменам?

Премиальный китайский электрокар Hi-Phi X
Премиальный китайский электрокар Hi-Phi X

Причина №1

В КНР происходит настоящий бум производства автомобилей. Внутренний рынок Китая превышает 23 миллиона штук в год, и до недавнего времени потребности в экспансии не было. Но в 2021 году на фоне стагнации внутреннего рынка Китая страна поставила экспорт автомобилей в приоритет. И пока других производителей тормозил микропроцессорный кризис, автопром КНР наращивал объемы выпускаемой продукции — теперь они настолько велики, что не только удовлетворяют внутренний спрос, но и позволяют осуществлять масштабный экспорт.

В 2022 году Китай занял вторую позицию в топ-листе экспортеров автомобилей, обойдя при этом Германию. А в 2023 году прогнозные показатели таковы, что КНР обгонит и мирового экспортного лидера — Японию.

Партия китайских электромобилей в ожидании отгрузки на экспорт в порту Сучжоу, 11 сентября 2023 года
Партия китайских электромобилей в ожидании отгрузки на экспорт в порту Сучжоу, 11 сентября 2023 года

Лучшее подтверждение серьезности масштабов роста атвтопрома КНР — это реакция стран «другого лагеря». В сентябре 2023 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о начале расследования касательно наводнения европейского рынка электрокарами из Китая. Чиновники ЕС всерьез размышляют о введении защитных таможенных тарифов на эти автомобили— уж слишком они привлекают потребителей Европы своим качеством, футуристичным дизайном, экологичностью и доступной стоимостью.

Немцы осматривают китайские машины на салоне в Мюнхене, сентябрь 2023 года
Немцы осматривают китайские машины на салоне в Мюнхене, сентябрь 2023 года

Но все же на чей счет записывать такой ошеломляющий успех китайского автопрома? Есть ли у него могущественные авторы или все это — плод удачного стечения обстоятельств? Как обычно бывает, сыграла комбинация первого и второго.

Причина №2

Планомерные усилия однозначно производились: власти КНР десятки лет стремились к максимальному развитию автомобильной промышленности. Важным пунктом поддержки стало обеспечение доступа автопроизводителей к литию и другим ресурсам для отрасли за ее пределами. Коммунистическая партия Китая работала над достижением трех главных целей: очищение воздуха в мегаполисах, импортозамещение и лидерство в технологиях электромобильной индустрии, чтобы опередить Запад. Это логично: догнать мировых конкурентов по части производства и сбыта автомобилей с ДВС Китай уже не в состоянии, а вот занять лидирующие позиции на старте эпохи электрокаров — вполне выполнимая (и уже во многом выполненная) задача.

По оценкам консалтинговой фирмы Alixpartners, с 2016 по 2022 годы власти КНР заложили в бюджете страны 57 млрд долларов США на поддержку производства автомобилей с электрическими и гибридными двигателями. А в 2023 году была объявлена новая четырехлетняя программа налоговых льгот на 72 млрд долларов.

Презентация китайского электрокара BYD R2
Презентация китайского электрокара BYD R2

Результат двух десятилетий господдержки превзошел все ожидания: Китай выбился в лидеры мирового рынка батарей для электромобилей. Компания CATL сейчас контролирует 37%, а BYD — почти 15% глобального рынка. Батареи CATL ставят на свои машины Tesla, BMW и Volkswagen, а Ford пошел дальше и купил технологию и ноу-хау, чтобы построить завод в Мичигане. За батареями (самой главной запчастью в электромобиле) в лидеры выбилась и готовая продукция — машины собственной китайской разработки.

Причина №3

Случай и фортуна также были на стороне китайского автопрома. Тот скачок в производстве электрокаров, который мы наблюдаем сейчас, уходит корнями в коронавирусную пандемию и промышленный кризис, который охватил Европу и США в 2020-2021 годах. А вот производители КНР использовали время застоя на Западе как фору и, не находясь в зависимости от поставок электроники и микропроцессоров из других стран, запустили тренд на максимальное развитие электромобильной отрасли.

Производство микропроцессоров на фабрике в КНР
Производство микропроцессоров на фабрике в КНР

Все благодаря сильной административной поддержке со стороны властей Китая. Еще в апреле 2020 года они приняли стратегию для обеспечения стабильности и устойчивого роста китайской экономики во времена пандемии — так называемую «Лювэнь — любао» («12 факторов гарантии и стабильности»). И результаты не заставили себя долго ждать: по итогам 2020 года рост китайской экономики составил 2,3 процента, став единственным положительным показателем среди всех крупных стран мира.

Причина №4

Современные китайские электрокары — это предмет восхищения для ценителей автомобильной эстетики. Причин такой резкой перемене во внешнем виде «чайнакаров» несколько, в том числе и смелость китайских разработчиков, которых не пугают футуристичные формы и дерзкие цветовые схемы. Но в первую очередь нужно сказать о ловком трюке, который автоконцерны КНР провернули для улучшения экстерьеров и интерьеров своей продукции: они устроили хэдхантинг самых громких имен в мире автомобильного дизайна.

Джайлс Тейлор на презентации новой модели
Джайлс Тейлор на презентации новой модели

Расскажем только о самых громких переходах: главный дизайнер Rolls-Royce и Jaguar Джайлс Тейлор сейчас создает электрокары для китайского премиального бренда Hongqi (один из бестселлеров — кроссовер класса «люкс» E-HS9). Создатель внешности легендарных Volvo XC90 и Volvo S60 Питер Хорбери перешел в концерн Geely и теперь занят разработкой моделей для суббренда, производящего электромобили Lync&Co. Также Geely переманили Штефана Зилаффа — еще одного авторитетного специалиста, ранее занимавшего позицию шеф-дизайнера Bentley. На новом месте Зилафф уже также успел прославиться: именно он руководит разработкой экстерьера и интерьера моделей популярного электро-суббренда Geely под названием Zeekr.

Штефан Зилафф и Zeekr 009
Штефан Зилафф и Zeekr 009

Причина №5

На китайском рынке за год появляется по несколько новых брендов электрокаров, которые в непостижимо краткие сроки разрабатывают и представляют все больше новых моделей. Упомянутый выше Zeekr — яркий тому пример: компания была основана около двух лет назад, в марте 2021 года. А уже в октябре, всего через 7 месяцев, начались поставки первой модели Zeekr 001. Сейчас, спустя два с половиной года с момента создания бренда, выпущено уже 4 модели, и все они, кроме самого свежего Zeekr 007, еще не поступившего в продажу, — настоящие бестселлеры в сегменте электрокаров. В качестве подтверждения: свой 100 000-й автомобиль компания отгрузила покупателю 19 апреля, а по состоянию на июнь 2023 года их совокупные продажи в Китае достигли более 120 000 электромобилей.

Новинка от Zeekr — седан под индексом 007
Новинка от Zeekr — седан под индексом 007

Компания Nio — еще одно подтверждение сумасшедшей продуктивности китайских автобрендов. Nio запустила 8 серийных моделей электрокаров (ES8, ES6, EC6, EC7, ES7, ET7, ET5, ET5 Touring) с 2018 по 2023 гг. — т.е. всего за 5 лет! А еще эта компания построила и управляет более чем 1500 станциями замены батарей, под брендом Nio выпускают премиальные потребительские товары, разрабатывают собственный смартфон и в ближайшие два года запустят два новых автомобильных суббренда (Alps и Firefly). Невероятная работоспособность китайского автоконцерна!

Электрокар Nio ES8
Электрокар Nio ES8

Если Zeekr и Nio выпускают электрокары, которые имеют хоть и гармоничный, но вполне привычный экстерьер, то бренд Hi-Phi создает автомобили, похожие на космические корабли премиум-класса. Эта компания была основана относительно недавно, в 2017 году, но за это время уже успела представить три модели — X, Z, Y — и завоевать если не рынок, то многочисленные симпатии поклонников футуристичного стиля. Традиционные западные бренды за такой небольшой период времени успели бы в лучшем случае только разработать концепт, а еще реалистичнее — просто провести опрос фокус-групп насчет того, насколько им нравится та или иная форма дверных ручек.

Электромобиль-седан бизнес-класса Hi-Phi Z
Электромобиль-седан бизнес-класса Hi-Phi Z

Экономисты, изучающие азиатские государства, любят говорить об «экономическом чуде» — когда промышленность внезапно начинает переживать невиданный расцвет. Хотя в данной ситуации «внезапно» — не то слово. Обычно за подобными изменениями стоят десятилетия работы, колоссальные инвестиции, поддержка государственных органов и представителей финансовых кругов. А поэтому стремительный рост популярности китайских электрокаров — прямое подтверждение простой истины: что посеешь, то и пожнешь.

Если вы в тренде и хотите стать владельцем транспорта будущего, то обращайтесь в REVOCARS: мы проконсультируем, какой электрокар подойдет лично вам, и доставим его в кратчайшие сроки.

Телефон: +7 (812) 770-62-21

WhatsApp: +7(958)111-98-88

Сайт: revocars.ru