Выдающиеся певцы и педагоги и сами разбирались во многих видах искусства и призывали своих учеников делать тоже самое для более глубокого понимания искусства, для расширения кругозора певца, для того, чтобы быть всесторонне развитым и знать и разбираться не только в пении, но и живописи, хореографии, литературе, кино и т.д.
Сегодня речь о глубоком восприятии в искусстве на примере художника, чья выставка открылась в Питере 1 декабря 2023.
Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ.
Суриков писал огромные полотна на исторические темы и прописывал фанатично детали. Он глубоко их чувствовал, а значит умел глубже современников воспринимать эти детали и их значение в то время. Для него это были не просто детали, а сама жизнь сквозь них идущая. А как у него выписано каждое лицо, каждая фигура на полотне, где всегда много народа.
Так и в пении в любом произведении должна быть глубоко воспринята вами каждая деталь, каждая пауза, каждый проигрыш, а не только слова и мелодия, потому что каждая деталь важна и представляет собой одну единую ткань.
И, если певец во время проигрыша, выпал из состояния песни, то ткань разрывается. Нарушены процессы течения жизни, ее единого дышащего организма. Каждую ноту надо воспринимать как звуковую энергию голоса, каждое слово, как послание, через которое вы несете людям добрые чувства, каждый такт, как биение вашего сердца в ритме жизни...Тогда то, что вы поете станет монументальным полотном.
Это какой глубиной восприятия надо обладать, чтобы это слышать?
ВОСПРИЯТИЕ У ВСЕХ РАЗНОЕ.
Многие современники не видели и не слышали и воспринимали по-другому.
И когда Репин увидел «Утро стрелецкой казни» еще в работе, то он Сурикову сказал: «А где же повешенный, ну хоть один? Никто ведь не поверит!» А Суриков говорит: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». То есть Суриков пошел по совершенно другому пути и был на нем единственным.
Русская критика, художники и все прогрессивное общество суриковского времени привыкли оценивать историческую картину с точки зрения того, кто в данном событии прав или виноват. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог? Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи, и нечего ее так поэтизировать.
На самом деле Суриков поэтизировал не боярыню, не казнь стрельцов, не Меншикова; поэтическим зарядом у него обладало само понятие истории, и это та история, в которой нет правых и виноватых.
На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, потому что там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Посмотрите, как ненасильственно и бережно он его ведет: они — не враги, человеческого противостояния нет. Просто над ними есть история — то, что нельзя изменить.
цитата статьи "За что любить Сурикова?"
«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 1880-х годов — «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) — картину «Утро стрелецкой казни» иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков.
И то, что сейчас Сурикова любят и хотят видеть миллионы людей, о чем и говорит открытие такой грандиозной выставки, говорит о многом и о том, что восприятие стало глубже в первую очередь.
ЧТО ЕСТЬ ГЛУБИНА ВОСПРИЯТИЯ И ЧТО ДАЁТ.
Глубина восприятия жизни-состояния погружённости в настоящее, проживание момента в полноте внимания, всеми ощущениями и чувствами, в погружении переживания бытия, оттуда где твое истинное существо соединяется со всем происходящим. Потому что за завесой обыденного восприятия, происходит более реальная и интенсивная жизнь, в каждый момент всё существование ликует, празднует жизнь! Это -творческое состояние. Сравните с эти просто внимательность к настоящему и осознание внешнего, как чего -то очевидного, привычного и уже неинтересного и даже скучного, а внутреннего, как просто биение сердца и ощущений тела, желания вкусно поесть и сладко поспать.
У певца есть состояние ликования и праздника жизни ,когда он поет. А когда тебе хорошо и ты при этом в настоящем моменте испытываешь полноту ощущений, чувств, переживаний со всем что есть сейчас, то ты максимально созвучен с жизнью, созидателен и полезен. Ты заодно с жизнью и она для тебя распахивает все двери и возможности даром.
Вот, что дает глубина восприятия.
Глубину или высоту восприятия можно сравнить с подъёмом по лестнице.
Пока человек находится внизу, видение его очень ограниченно и зависит от местности, если это город, то линия обзора горизонта его реальности очень мала, она ограничена строениями зданий. В тонком плане восприятия она ограничена людскими мыслями, догмами и гипотезами.
И только, если человек вступает на вертикальный, революционный, духовный путь своего развития, тогда постепенно, с каждой ступенью вверх, начинает расширяться и изменяться его видение. Тогда мир постепенно приобретает свою целостность и Единство.
Согласитесь с четырнадцатого этажа можно увидеть гораздо больше, чем с первого, а с самолёта ещё больше. Путь к свету лежит через преодоление и рассеивание тьмы и невежества в самом себе, подъёма самого себя на более высокую ступень самосознания.
цитата статьи ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ. ГЛУБИНА ВОСПРИЯТИЯ.
КОГДА НЕТ ГЛУБИНЫ ВОСПРИЯТИЯ.
Если вокалист не приступил к практике:
- чуткого наблюдения своего звучания,
- самопознания голосового аппарата и исследования звукообразования и звуковедения через него,
- к проверке знаний от кого-то на собственном опыте,
следовательно, нет глубины восприятия.
Вы уже знаете, что ваш вокальный слух с годами развивается и глубина восприятия меняется.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Картины Сурикова вызывают у зрителей массу эмоций, причём не всегда положительных. Ваше пение тоже должно вызывать массу разных эмоций. Держите эту задачу в голове.
При этом нельзя показывать конкретно то, о чем поёте. Надо показывать гораздо глубже и больше, тогда вы интересны. Умейте создать атмосферу.
Опять же на примере Сурикова.
Стенька Разин есть, а персидской княжны рядом с ним нет. И почему, собственно, художник не показал «самого интересного», не отразил тот момент, когда Степан «за борт её бросает в набежавшую волну»?
Это умение создавать на экране напряжение, тревогу, беспокойство, чтобы само пространство кричало во весь голос: «Скоро случится что-то страшное, роковое!» А дальше идут в ход спецэффекты, о которых Суриков говорил так: «Суть-то исторической картины в угадывании!"
Тот же фокус с пространством, которое Суриков демонстрирует в «Утре стрелецкой казни».
Каждый может убедиться в том, что в реальности стена Кремля не смыкается с Собором Василия Блаженного, а уходит в другую сторону. Но Суриков ломает пространство и историческую правду об колено, чётко показывая — с места казни не выйдет никто. Потому что это физически невозможно — стены сошлись, всё, приехали. Выхода нет.
цитата статьи "Василий Суриков — гений саспенса. Почему его картины так привлекательны?"
А вот вам совершенно фантастические факты, благодаря глубине восприятия.
Однажды Суриков рассказал про импульсы к своим картинам ,поэтому:
1.Известно, что из вороны на снегу родилась «Боярыня Морозова».Посмотрите на боярыню Морозову: она черная, и явно видно, что импульсом была ворона на снегу.
2.Также известно, как родился замысел «Стрельцов». Утром, уже не при сумеречном, а почти дневном свете вышел в белой рубахе со свечой во двор, увидел рефлексы от свечи на белой рубахе, и у него все связалось: свеча днем — это смерть, смерть — это казнь.
3.Как написал «Меншикова в Березове»? Это он сам сидит на даче в дождь: и скучно, и тоскливо, и погода паскудная. "И тут, стал я размышлять: кто мог бы так в избе сидеть? И понял: это Меншиков."
Вот откуда идет замысел: это замысел, во-первых, живописца, который шел от холста, от рефлекса, от света, и, с другой стороны, замысел человека истории, который чувствует ее.
Суриков действительно говорил: "я иду от холста, от него только все и возникает". У передвижников такое было не принято: сначала — что, потом — как. Еще говорят ,что у Сурикова было генетическое видение: кто-то из его предков участвовал в стрелецких бунтах, и он все про них понял. А это видение гораздо глубже, чем у большинства людей. Суриков, будучи ребенком, действительно видел казнь на площади — поразительно для середины девятнадцатого века, поэтому писали, что он "человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый".
Почему на примере живописи я пишу сегодня про глубину восприятия.
Живописная картина, можно сказать, вещь одномоментная. Запечатлён момент. Песня, которая исполняется в моменте, тоже самое. Вот она прозвучала и тишина. ЗАПЕЧАТЛЕНА В МОМЕНТЕ.
И картина, и песня возникли от импульса. Если художник пишет, а певец поет как бы желая самовыразиться от этого импульса, то это идет от его личности и ее убеждений, а значит ограничений. Нет истинной свободы в этом.
А, если это идет от глубокого восприятия жизни, то это всегда свежо, интересно, непохоже ни на кого. И вот здесь отгадка и ключ творческого исполнительства.
И тут есть над чем поразмыслить...
Кстати, знаменитый актёр кинорежиссёр Никита Михалков-прямой потомок Василия Сурикова ,он правнук по матери. И в его работах слышно глубокое восприятие в каждой детали и у него тоже проявлена тяга к монументальным историческим полотнам, только в кино.
Вот почему так запоминается его песня песня из кинофильма "Я шагаю по Москве" с первых слов "Бывает все на свете хорошо"? И так по -доброму его тембр голоса окутывает тебя с первых секунд, так уютно и тепло становиться на душе. Как это получается, что так просто звучит его голос, но так проникновенно?
Потому что поет он ее из глубины своего существа. Из той самой безусловной глубины восприятия жизни за пределами социума, мыслей, условий и ограничений.