Найти тему

Синдром удобного человека: истоки проблемы

Как и зачем взращивают удобных людей?

Обычно исключительно из благих побуждений этим занимаются общество и семья. Зачем? Для поддержания стабильности системы. Удобный человек не представляет опасности, агрессия у него обычно исключительно пассивная, он редко совершает противоправные деяния по собственной воле.

Удобные люди не нарушают правил, с ними приятно общаться и легко договориться, они всегда оплачивают свои счета и выполняют обещания, пусть порой и с опозданием. Этими же качествами обладают в разной степени все порядочные люди, но взрастить нравственность гораздо сложнее, чем просто привить человеку чувства вины и стыда, и конечно установку – «ты недостаточно хорошо(а)».

Где может произойти заражение «вирусом удобства»?

˗ В любом социальном институте: детский сад, школа, детский лагерь и пр. Несколько унизительных сцен, где ребенка публично отчитывают, стыдят, высмеивают, упоминают вслух в списке отстающих, и на выходе можно получить очень удобного человека. Сюда же отнесем буллинг в школе; манипуляции от учителей и воспитателей по типу «от такой хорошей девочки я точно такого не ожидала, ты меня разочаровала».

˗ Через любой канал массовой коммуникации: телевизор, интернет, книги. Конечно, я не говорю, что одна книга или мультфильм сделает ребенка заложником стереотипов на всю жизнь. Однако если постоянно включать мультфильмы и читать сказки, где ребенок, который ослушался взрослых, попадает в беду или подводит друзей и семью, то эффект будет стойким.

˗ Через любую социальную практику. Главное, чтобы посыл был соответствующим (стыд и вина). Даже фраза, что дедушка Мороз любит только хороших и очень послушных мальчиков и девочек, повторенная несколько раз значимыми взрослыми приведет к нужному результату. Также сюда относятся поздравления по типу «будь всегда послушным мальчиком и радуй маму с папой», установки «ты же девочка, разве можно так себя вести», «ты же мальчик, разве можно быть такой нюней».

Как семья растит удобного человека?

Обычно используются следующие механизмы:
˗ манипуляции «это всё из-за тебя случилось», «ты, что хочешь, чтобы мама заболела и умерла», «ты смерти моей хочешь», «это только твоя вина», «ты совсем меня не любишь» и любые другие угрозы и запугивания, манипуляции чувством вины;

˗ наказание молчанием за любую провинность. Наказывать ребенка молчанием – это каждый раз осуществлять маленькую казнь. Подобное наказание является видом психологического насилия. По сути, ребенку внушается программа «тебя нет, ты не нужен, не живи». Вполне нормально, если родитель сразу скажет: «я люблю тебя, но сейчас злюсь на тебя и не хочу разговаривать, мы поговорим попозже», но просто внезапно объявлять холодную войну маленькому ребенку – пытка.

˗ навязывание стыда и постоянная критика: не так ешь, не так сидишь, не так стоишь. Особенно часто ребенка стыдят за его поведение с другими людьми. Например, «ты почему Мише не отдал свою игрушку, ты что жадный», «ты почему с тетей Аллой не хочешь говорить по телефону, она расстраивается, а ты эгоист бесчувственный», «что это за тон такой, разве я так учила тебя разговаривать», «опозорила меня перед всеми гостями, бестолочь».

˗ чрезмерная похвала за послушание при отсутствии похвалы за другие достижения ребенка и черты характера. Особенно часто встречается при воспитании девочек: «мамина помощница», «маленькая няня с лялькой возится, смотри как любит братика/сестричку», «хозяюшка, обо всех позаботилась», «такая послушная, скромная девочка». Опять же в самих фразах ничего плохого нет, однако если есть перекос в эту сторону и при этом не отмечается интеллект, сила воли, смелость, честность и другие качества дочери, то проблема, скорее всего, будет.

˗ родители сами являются удобными людьми и передают неосознанно установки своим детям. Например, «всё лучшее для гостей», «себе можно и похуже сделать, главное другим угодить», «чтобы быть не хуже других». Дети очень быстро считывают, если родители кого-то боятся и пытаются этому человеку угодить.

˗ желания и потребности ребенка не учитываются. Например, ребенка заставляют тесно обниматься со всеми гостями и малознакомыми родственниками, общаться с людьми, с которыми он не хочет, ходить на кружки, которые ему категорически не нравятся, носить не любимую одежду.

Можно ли стать удобным человеком во взрослом возрасте?

Да, однако это происходит сравнительно редко. Обычно под влиянием череды тяжелых ситуацией и потерь, сильного стресса, когда человек выживает только благодаря помощи других людей и запоминает бессознательно данную стратегию поведения. Удобным может сделать человека искусный манипулятор, психологический садист.

И конечно, все мы иногда ситуативно становится удобными, если считаем, что дело того стоит. В последнем случае помощь психолога не нужна, а вот если эта модель, эта часть идентичности сформировалась ещё в детстве, то предстоит много работы для того, чтобы вернуть себе себя. И это того стоит.

с уважением и верой в Вас, психолог Галина Губанова
Записаться на консультацию: +7(985)226-64-65 (WhatsApp, Telegram)
Принимаю очно в Москве, а также веду приемы онлайн.

Первая часть