"Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен".
Помните эти строки из "Медного всадника" Пушкина? Так Александр Сергеевич описывал знаменитое наводнение в Санкт-Петербурге в ноябре 1824 года, которое вошло в историю города, как самое сильное за всю историю существования Северной Венеции.
По новому стилю оно случилось 19 ноября, по старому - 7 ноября.
"Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной".
Весь этот холодный ноябрьский день дул пронзительный ветер, хлестал сильный дождь, и к вечеру вода стала резко подниматься, превысив отметку ординара на 4 метра.
"Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!"
Помимо строк Пушкина остались и другие воспоминания очевидцев наводнения: "Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с рёвом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа, на Неве вода кипела, как в котле ...". Та к и представляется буря на море, чего даже не подумаешь, что речь идёт о реке.
Но на следующий день грянул мороз, и всё, залитое водой, заледенело. Так и стояли нижние этажи домов всю зиму необитаемые. Ущерб, нанесённый наводнением, был велик, не считая человеческих жертв. Вспомним печальную участь пушкинской Параши, жившей в домике петербургского района Коломна.
Но знаете ли вы о том, что нечто подобное пережила и Москва в апреле 1908 года? 23-27 апреля древнюю русскую столицу постигло самое сильное за всю её историю наводнение.
Тогда за сутки вода поднялась на более чем девять метров, сто километров улиц полностью ушли под воду, более 200 тыс. человек оказались блокированы водной стихией. Москва превратилась в Венецию, и по её центральным улицам плавали лодочники, перевозя горожан и грузы.