Найти в Дзене

Жемчужина Клеопатры - талисман рода Юсуповых

В музее-заповеднике «Архангельское» хранится картина, которая неизменно вызывает интерес у посетителей. Это – огромное полотно «Пир Клеопатры», написанное в середине 1740-х гг. величайшим венецианским художником эпохи барокко Джованни Баттиста Тьеполо и приобретенное в 1800 г. князем Николаем Борисовичем Юсуповым у итальянского торговца П. Конколо в Санкт-Петербурге.

Д. Б. Тьеполо «Пир Клеопатры». Сер.1740-х гг. ГМЗ «Архангельское»
Д. Б. Тьеполо «Пир Клеопатры». Сер.1740-х гг. ГМЗ «Архангельское»

Картина привлекает внимание не только своими художественными достоинствами, связанными с виртуозным мастерством художника, но и сюжетом, который положен в основу ее композиции. Тьеполо изобразил пир царицы Египта Клеопатры и ее возлюбленного римского консула и полководца Марка Антония. Считается, что источником сюжета послужила история, описанная древнеримским писателем Гаем Плинием Старшим в сочинении «Naturalis Historiae» («Естественная история», или «Естествознание»). В книге IX «О свойствах» Плиний рассказывает, что Клеопатра обладала доставшимися ей от восточных царей двумя уникальными, самыми крупными в истории жемчужинами, которые она носила как серьги. Желая превзойти Антония в роскоши, Клеопатра заключила с ним пари, что истратит на один пир 10 миллионов сестерциев (сестерций – древнеримская серебряная монета). Во время пира Клеопатра растворила одну из жемчужин в бокале с винным уксусом и выпила его содержимое. Она собиралась проделать то же и со второй жемчужиной, но ее остановил консул Луций Планк, выбранный в качестве третейского судьи в споре, который провозгласил поражение Антония.

Эта история в качестве легенды бытовала в семье Юсуповых применительно к легендарной жемчужине «Пелегрине», которая входила в их коллекцию драгоценностей и презентовалась как парная к жемчужине Клеопатры.

К. Робертсон. Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (с жемчужиной «Пелегрина»). 1841. ГЭ, СПб.
К. Робертсон. Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (с жемчужиной «Пелегрина»). 1841. ГЭ, СПб.

Так, в «Мемуарах» Феликс Юсупов вспоминал: «В мае 1935 года в Лондоне должна была открыться выставка русских ювелирных изделий. Устроители ее попросили нас предоставить им «Перегрину», и мы самолично повезли ее <…> В каталоге выставки наша «Перегрина» значилась как жемчужина историческая, принадлежавшая в XIV в. к сокровищам испанской короны. Упоминалось даже о Клеопатре как первой ее владелице». Однако, согласно тому же Плинию Старшему, вторая жемчужина Клеопатры, попавшей в плен к Октавиану, после ее смерти была вывезена в Рим, где ее распилили на две части для серег статуи Венеры в римском Пантеоне.

А. А. Пазетти. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (с жемчужиной «Пелегрина»). Фото. Начало 1890-х годов. ГМЗ «Архангельское».
А. А. Пазетти. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (с жемчужиной «Пелегрина»). Фото. Начало 1890-х годов. ГМЗ «Архангельское».

Феликс ошибочно называет жемчужину «Перегриной». В истории мирового ювелирного искусства есть две жемчужины с практически идентичными именами: «Пелегрина» и «Перегрина». Из-за схожести названий их часто путали как историки, так и сами владельцы. «Перегрина» - это жемчужина, входившая в коллекцию герцогов Аберкорнов, представителей шотландского рода Гамильтонов. Юсуповская жемчужина – «Пелегрина», или «Пелегрин», как именуется она в архивных документах, связанных с именем княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, которая приобрела ее между 1835-1840 годами. Совершенная по форме и блеску, весом в 36,6 карата (7,32 грамма), жемчужина переходила из поколения в поколение, ей дорожили, ее очень любила и часто носила княгиня Зинаида Николаевна, считая своим талисманом.

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой (с «Жемчужиной Регента»). 1894. ГЭ, СПб.
Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой (с «Жемчужиной Регента»). 1894. ГЭ, СПб.

«Пелегрину» нередко путают и с «Жемчужиной Регента» из коллекции Юсуповых. На знаменитом портрете княгини Зинаиды Николаевны, написанном в 1894 г. французским художником Франсуа Фламенгом, украшением княгини служит не «Пелегрина», как отмечается в отдельных публикациях, а «Жемчужина Регента».