Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Большая Ордынка. Часть 3. От храма Иверской иконы Божьей Матери до Марфо- Мариинской обители.

Вот второй части прогулки прошлись от Храма великомученицы Екатерины на Всполье до Храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Всполье окраина поля. Когда храмы строились- тут так и было. Пойдем дальше. От окраины- к центру. За Иверским переулком- не слишком примечательный особняк (№37). 1868 г. Даже не купеческий. Мещанина Кондратия Саврасова. Следующий дом поинтересней. Особняк Петрова (№35). Появившаяся позже левая пристройка несколько портит первоначальный замысел первого владельца. С такой редкой на Руси фамилией. Особняк напротив (№ 38)- еще более причудливый. «Особняк бережно отреставрировали в 2014 году, укрепили фундамент и перекрытия, инъектировали кирпичную кладку стен цокольного этажа, восстановили исторические деревянные окна и двери, воссоздали тонкие элементы декора на фасаде. Особняк является ярким примером деревянного жилого дома в стиле русского зодчества. Построен 1851 году на территории усадьбы купца 3-й гильдии Филиппа Куницына После 1917 года особняк занимало

Вот второй части прогулки прошлись от Храма великомученицы Екатерины на Всполье до Храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье.

Всполье окраина поля. Когда храмы строились- тут так и было.

Пойдем дальше. От окраины- к центру.

За Иверским переулком- не слишком примечательный особняк (№37). 1868 г.

Даже не купеческий. Мещанина Кондратия Саврасова.

Следующий дом поинтересней. Особняк Петрова (№35).

-2

Появившаяся позже левая пристройка несколько портит первоначальный замысел первого владельца.

фото 1930-х годов
фото 1930-х годов

С такой редкой на Руси фамилией.

Особняк напротив (№ 38)- еще более причудливый.

«Особняк бережно отреставрировали в 2014 году, укрепили фундамент и перекрытия, инъектировали кирпичную кладку стен цокольного этажа, восстановили исторические деревянные окна и двери, воссоздали тонкие элементы декора на фасаде. Особняк является ярким примером деревянного жилого дома в стиле русского зодчества. Построен 1851 году на территории усадьбы купца 3-й гильдии Филиппа Куницына После 1917 года особняк занимало жилищное товарищество с коммунальными квартирами, а после 1926 года управление автобусного парка. В XXI веке реставрация и приспособление особняка к современному использованию были признаны одним из лучших образцов по сохранению памятников архитектуры в Москве». Это из рекламы об аренде особняка (https://osobnyaki.com/na-bolshoy-ordinke-38). Всего за 2 500 000 ₽ в месяц.

За особняком Петрова- еще один особнячок (№33).

Построен в 1890 году С 1980 года в здании располагалась мастерская Вячеслава Михайловича Клыкова. Известного скульптора. В 40 лет персональную мастерскую получил. В центре столицы.

Справа от входа, под козырьком, барельеф Богоматери. Одна из работ скульптора. Обладавшего, к тому же, активной жизненной позицией.

В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. А незадолго до ухода из жизни в 2006 году требовал лишить раввина Берла Лазара российского гражданства.

Мастерская по наследству перешла сынишке. Тоже скульптору. Но и Андрей Вячеславович в прошлом году ушел в мир иной.

Так что, кто теперь тут хозяин- не знаю.

За мастерской скульпторов- длинный забор.

За которым скверик. И дома, похоже, советской постройки. У корпуса в глубине уже адрес по Малой Ордынке. Которая параллельно идёт.

На самом деле- старинная усадьба Сысолиных. Которые владели этим участком в 1830-х годах.

В начала 1920-х годов всё владение арендовал Всероссийский текстильный синдикат. Объединили все постройки в один корпус, надстроили третий этаж, посбивали ненужные детали. И получился прекрасный жилой дом для сотрудников синдиката.

А напротив- Марфо- Мариинская обитель.

Этот старинный особнячок (№ 36)- теперь тоже обители принадлежит.

А когда-то- это часть усадьбы, которую А. Т. Карпова прикупила. Дочка Тимофея Саввича Морозова, магната и мецената, жила неподалеку. В особняке Киреевских- Карповой. А эту недвижимость сдавала.

Страшную историю про этот дом рассказывают. https://vk.com/@pub.hischnik-proklyatyi-dom-na-bolshoi-ordynke-36.

Мол, снимал одну из квартир некий присяжный поверенный. Жил один. Но каждый день огромные сумки с продуктами таскал. Когда помер, нашли записку. Мол, не могу больше терпеть. Карлики замучили. «Каждый день они появляются из стены, как к себе домой… Я беру им еду, лишь бы меня не трогали».

Последующие жильцы тоже жаловались. Пока Марфо- Мариинскую обитель рядом не возвели.

После революции Анне Тимофеевне пришлось тут поселиться. Все имущество капиталистки национализировали. Но заместителем наркома просвещения оказался бывший студент ее мужа. Вот он и порадел за вдову своего учителя.

Вдова переехала практически без вещей.

«Прошу о возвращении мне оставшегося в Сушневе Владимирской губернии Покровского уезда Болдинской волости принадлежащего мне имущества: одежды, белья, обуви и т. д., так как я абсолютно не имею таковых более»

Другие постройки усадьбы снесли. В 1950-х годах. Жилой дом построили (дом № 34–38). Для трудящихся.

-8

Сейчас дом занимает Елизаветинская гимназия Марфо-Мариинской общины. Подарок Лужкова обители.

А вот и вход в монастырь.

-9

Что там, за воротами, я уже писал.

А о дальнейшей прогулке по Большой Ордынке- напишу. В следующей заметке.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь