Никогда раньше я не слышала об этой книге, а стала читать отзывы, все они оказались эмоционально похожи на отзыв Ирины С. и сводились к одному: от книги невозможно оторваться. Я таких книг не пропускаю. Взяла «Сказочника» на заметку. А вам предлагаю прочитать отзыв Ирины, чтобы самим сделать выводы.
Книга молодой питерской писательницы Ангелины Саратовцевой «Сказочник» — лауреат премии «Рукопись года» 2023 года. В своем отзыве я постараюсь рассказать о том, как небольшая по объему книжка способна сильно удивить.
Встретилась я со «Сказочником» случайно, и ничто, в общем-то, не предвещало, что он меня так зацепит. Нисколько не сомневаюсь, что не меня одну! Сама Ангелина Саратовцева охарактеризовала своего «Сказочника» как уютный триллер. И он и правда уютный (поначалу), хоть и начинается с убийства, но ведь это и было заявлено, что триллер, чего тут удивляться.
Начнем с того, кто такой Сказочник в этом произведении. Это гениальный писатель Владислав Юрьевич Сказочник, один из главных героев. Для Маши, молодой писательницы, – он кумир. Она зачитывалась его книгами с детства, коллекционировала их. Книги на полках были расставлены в логической последовательности. Маша практически влюблена в Сказочника, боготворит его и даже в собственных книгах заметно ее восхищение Сказочником. И у Маши есть заветное желание – сделать так, чтобы и он ее заметил.
Первая глава называется «О вреде исполнения желаний». И в ней мы видим, как Машино желание хоть и криво, но исполнилось, Сказочник ее заметил. Повествование в этой главе ведется из уст Маши, которую похитил тот самый недосягаемый кумир, предварительно огрев ее камнем по голове и везет ее на своем внедорожнике по лесу. Маша не жива не мертва, она не может продышаться, когда Сказочник затевает разговор о том, что он просмотрел ее книги. Эта цитата, как и вся глава — от лица Маши:
«– Неплохо. – Его пальцы нежно погладили мою щеку – так ласкают собак или кошек. Затем он продолжил: – И мне польстило очевидное мое влияние на твое творчество. С тобой можно и поработать. – Сказочник резко открыл бардачок и швырнул туда перчатки. Немного земли с них осыпалось на бежевую обивку. Меня замутило. О чем я думаю? Какие книги?! Нас было четверо… А теперь двое. И на перчатках Сказочника земля».
Похищение не было спланированным. Маша стала случайной свидетельницей убийства двоих человек, мужчины и женщины, которые были вместе с ними на литературной тусовке. Да и убийство по большому счету, тоже не было спланированным, оно было совершено Сказочником спонтанно, они просто ему мешали (удивляет вообще способ, которым человек решает свои проблемы).
Маша напугана и лихорадочно думает, что же будет с ней, ведь что делают со свидетелями..? Маша трясется со страха за свою участь, ждет малейшего шанса, чтобы попытаться сбежать. Но шанса нет. Внедорожник тронулся и поплыл в темноту и Маша поняла, что это путешествие в один конец.
Маша вспоминает, как готовилась к этому вечеру, как мечтала о знакомстве со Сказочником. Желание, конечно, сбылось, но как...
А дальше уже от лица автора идет рассказ о том, что было три дня назад. Мы знакомимся с еще одной главной героиней — Машиной подружкой Женей, она-то и помогла Маше оказаться на этом мероприятии и возможно сыграла роковую роль: если бы у Маши не было соответствующего платья и туфель, то и не случилось бы ничего такого. А Женя постаралась на славу – Маша выглядела очень соблазнительно, платье Женей было выбрано самое лучшее.
«Платье было роскошным, игра света делала его то голубоватым, то кремовым. Длинное, ровное, классическое, но с высоким разрезом сзади, почти до верхней трети бедра. Абсолютно голая спина и вполне прилично прикрытая зона декольте, изящные тонкие бретельки».
Да и туфли были подобраны соответствующие, красивые, но не очень удобные, но мысль, что в них не придется ходить по лесу, была, как выяснилось, обманчивой.
На вечеринке все ей улыбались, Маша понимала, что она тут лучше всех, ее отражение излучает сияние. Сама себе она казалась хрупкой принцессой в струящемся кремовом платье. Их представили друг другу, начиналось их знакомство чудесно, очень красивая принцесса, начинающая писательница знакомится со своим кумиром, опытным писателем, вас застилает розовым туманом.
И вот все переворачивается - случается та самая роковая случайность – Машу настойчиво просят отнести забытую ушедшим с тусовки Сказочником тетрадь, возможно попросили ее об этом из самых лучших своднических побуждений.
И вот тут розовый флёр от их знакомства становится мрачным и черным и все не так, как думалось. Предлог для дальнейшего счастливого знакомства превращается в причину того, что Маша оказалась не в то время не в том месте. Эту ситуацию еще минуту назад никто не мог даже предположить - Сказочник укладывает трупы во внедорожник, сажает туда же Машу...
Начало выглядит вполне традиционно, вполне в рамках жанра: убийство, но никаких особо страшных кровавых подробностей нет. Как будто дальше будет расследование, разоблачение, освобождение заложницы.
И читатель, начав читать, чувствует себя достаточно уютно, хочет уже укрыться пушистым пледом и читать, читать.., а потом вдруг замечает, что уют уже и не уют. Автор умудряется так завернуть повествование, что не знаешь, что и думать о том, что будет не то чтобы в конце книги, а даже в следующей главе… И книга написана автором так, что шансов подтвердится хотя бы одной из версий ноль целых и столько же десятых.
Такие там повороты начинаются и перипетии, что зачастую сводит дух. И вся книга мной была прочитана в режиме – открыть новую главу - замереть, вдохнуть – и снова читать, пока не настанет последняя страница и в конце подумать – «что же со мной сделала эта небольшая книжечка?».
А вот что. По ходу развития событий несколько раз меняется рассказчик, несколько раз приходится сменить мнение, кто тут жертва и кого жалеть. То же самое и с симпатиями, которые возникают и бесследно развеиваются.
Читатель несколько раз придумает шаблон, на что похожа книга, и столько же раз откажется от него.
А с самого начала она кажется любовным романом (правда, с похищением и фоновым убийством неглавных героев). Ну похитили главную героиню, стукнув камешком, увезли в темный лес... Ну дальше по мере нарастания сюжета начинают лезть воспоминания о таком термине как «стокгольмский синдром», это уже тема любви жертвы к своему похитителю… Ну а дальше, чего только нет – вообще уже пропадают всякие попытки угадать, что будет в следующей главе, не говоря уже о том, что будет в конце. Желание ставить штампы тоже пропадает – «Сказочник» наступает на нас по всем фронтам сразу. А как вы думали – книга с предсказуемым содержанием могла бы победить в Спецноминации «Триллер»?
Да и сама автор – это сгусток такой энергии, что она напоминает приближающийся метеорит. Мне довелось несколько лет назад видеть, как пролетал мимо, уже утративший свои силы и готовящийся приземлиться в озере Челябинский метеорит. Мы с коллегами наблюдали это явление, вообще не понимая, что происходит. Первое что подумали, что это надвигающееся зарево — какой-то сильный пожар на производстве, располагающемся поблизости. Но потом стали долетать новости в виде звонков родственников и разноречивых статей в интернете, что пролетело что-то глобальное — то ли ракета, то ли комета, побило стекла, где-то поломало стены зданий. Поначалу никто не понимал, что это было. И все мы пребывали тогда в растерянности, даже когда первоначальный страх прошел, все равно было непонятно, что же это было то такое. Вот такое же непонимание – что это за явление такое «Сказочник» у меня было в конце книги – пролетело что-то не похожее ни на что. А пролетело – это потому что я прочла книгу от корки до корки стремительно, не отрываясь.
Конечно, стало очень интересно, что это за автор такой – Ангелина Саратовцева. Покопавшись на просторах, нашла много любопытного. А из удивительного было то, что она, как Антон Павлович Чехов – врач. А в своей соцсети ВКонтакте Ангелина умудряется это обставить с достаточной степенью юмора – в графе «О себе» она описывает жизненные приоритеты таким образом:
«МатЬ, Писатель, Врач (читать с интонацией Тони Старка «миллиардер-плейбой-филантроп»))».
Вообще у Ангелины Саратовцевой уже несколько книг (включая написанные под псевдонимом Хэля Хармон), и ко всему прочему Ангелина врач не в прошлой жизни - она практикующий уролог (видимо к этой ее ипостаси относится – филантроп, см. выше). В том же ВКонтакте она предлагает подписчикам такое сказочное распутье – пойдешь налево... пойдешь направо... Хочешь – почитай книжек на разных ресурсах, хочешь – купи «Сказочника» с автографом, а хочешь – можешь записаться на прием-консультацию к урологу.
Посмотрела ее встречу с читателями в одном из издательств: маленькая миниатюрная девочка завладевает всеобщим вниманием и заполняет собой все.
Не знаю, сможете ли вы составить такое же восторженное мнение о «Сказочнике», но думаю, что большинство из тех, кто начнет читать произведение, не сможет затолкать эту небольшую книжецу в список – «не читается» и большинство прочтут «Сказочника» не останавливаясь.
Для тех кто думает, что это исключительно детектив, скажу: это так и не так. Сюжет развивается и быстро перерастает в нечто новое, поражает неожиданными поворотами: все герои не те, кем кажутся поначалу, у всех свои тайны и желание их разгадать заставит читать до последней страницы. Кто дочитает до конца, будет сильно удивлен и самой Машей, просто обещаю… До самого конца повествования нашему разуму так и не будет удаваться навести хоть какой-то порядок во всей этой истории.
P.S. Для любителей фэнтези скажу: в романе «Сказочник» есть много того, что будет как бальзам на ваше сердце.
***
Большое спасибо Ирине за интересный отзыв и открытие нового имени!
Статья была написана в рамках марафона «Читаем Набокова, Рушди, Диккера, Казанцеву и других премиальных писателей».
Каналы-организаторы: Библио Графия, БиблиоЮлия, Longfello, чопочитать и Ариаднина нить