Никита Сергеевич, я считаю, очень переживает за страну, в которой живёт, за образование в ней, как неотъемлемую ее часть. И его мнение по вопросам образования считаю важным.
Поэтому интересно было послушать фрагмент одного из его недавних выступлений на Культурном форуме в Санкт-Петербурге.
Как и всегда, он говорит совершенно правильные вещи.
Например, Никита Михалков говорит о суверенной системе образования.
Понятно, что наша страна во всем сейчас стремится к суверенитету, поэтому такая же цель и в образовании.
Если кто не знает, суверенитет - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Министр Просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на лекции в Московском государственном областном педагогическом университете (в настоящее время – Государственный университет просвещения) отметил: «Когда мы говорим о суверенной системе образования, мы прежде всего говорим о том, что да, есть предложения, есть различные подходы в разных странах, но если они вредят нашей стране, нам, нашим детям, то такие подходы нам не нужны».
Так вот Никита Сергеевич говорит о том, что мы слушаем выступления Министра Просвещения о суверенной системе образования, а фактически не знаем, что это такое.
К слову, задает вопрос, как так получается, что дети на новых территориях страны учатся по учебникам, утверждённым другой страной. Хотя все отрапортовали, что учебники есть.
А ещё с грустью предполагает, что, наверное, суверенная система образования - это когда на экзамене можно пользоваться гаджетами. Предполагаю, что он об этом:
Вообще, Никита Сергеевич очень негативно отзывается о тенденциях российского образования.
Конечно, он категорически против цифровизации образования. Особенно это касается идеи товарища Грефа. Если не в курсе, поищите в интернете фразу "образование - 2035". Это где предполагается, что детям не нужны книги, что им надо только уметь на кнопочки нажимать. И где не будет оценок, учителей и экзаменов.
«В свое время бывший министр образования господин Фурсенко сказал такую легендарную фразу: „Мы воспитываем не творцов, а грамотных потребителей“. Это концептуальная вещь. Что будет потреблять грамотный потребитель, если не будет тех, кто будет творить?» — считает Михалков.
И вот совсем недавно, месяц назад, Михалков выступал на заседании Интеллектуального клуба Института наследия и современного общества РГГУ, посвящённом качественному образованию детей будущего:
Попустительство и безнаказанность, умноженные на беззащитность и беспомощность учителей и родителей, – всё это, вместе взятое, привело нас к реальной потере ориентиров, представления, что такое совесть. Вдруг стало понятно, что существуем мы в огромном котле звенящей пошлости. Она льётся из телевидения, кино, со сцен театров и концертных залов. Ощущение свободы, к которой мы так стремились и которая, как нам казалось, пришла, когда распахнулось окно в светлый цивилизованный мир, быстро угасло, потому что нам в это распахнутое окно вставили канализационную трубу и слили через неё всё то, что уже самим не нужно. Понадобилось несколько лет, чтобы мы поняли, что это ярко, но пошло и плохо. Это точно так же, как, например, драпировать Мавзолей разноцветными плакатами или фанерой, как будто его нет.
И главное, нельзя сказать, что в чем-то он не прав. Ведь фактически все так и есть...