Продолжаю писать о фильме Андрея Богатырева «Легенда о самбо»
Начало здесь: https://dzen.ru/a/ZVmkC2j3lh4vbwb2?share_to=link
Продолжение здесь: https://dzen.ru/a/ZVrqMol-lDm0sb3I?share_to=link
Наблюдаю странное затишье на своем дзен-канале. Просмотры буквально рухнули. Как будто кто-то поставил блок? Конечно, ни о каком тотальном контроле в интернете не может идти и речи, это все моя мнительность и болезненное воображение, а фейковые аккаунты, которые начали ставить мне лайки под постом, когда я написал, что иду на это кино, также мне привиделись.
Но не суть, это все элементы маркетинга, а вот разобраться, о чем же хотели сказать авторы фильма все равно нужно. И честно скажу, я очень благодарен им за то, что появилась возможность поговорить о самбо и о роли этого вида борьбы в становлении российского общества, пусть даже и через критику фильма, потому что это важно. Важно показать, с кем и с чем сегодня идет борьба, а также за что.
При этом я глубоко убежден, что режиссер фильма Андрей Богатырев, к сожалению, попал в ловушку общих мифов о самбо, которые начали возникать в конце 90-х годов на волне развала Советского Союза, потому что по самбо тогда стали бить из всех орудий, поливая грязью его создателя и продолжателей традиций, чтобы подорвать победное шествие этого вида спорта по планете.
Но вернемся к фильму. Прежде всего скажу, что мне сейчас придется очень аккуратно разделять реальную историю от сюжета фильма, так сказать, отделить «зерна от плевел» и скажу, что это очень сложная задача, потому что правда и вымысел в фильме настолько переплетены, что разобраться в нем, наверное, сегодня могут два-три человека в стране, одним из которых, по странному стечению обстоятельств являюсь я. И еще вчера вечером, я даже думал, а вообще стоит ли поднимать эту тему? Опять придется выслушивать, что пишу бред, что у меня болезненное воображение и прочее, прочее, прочее.
Тем не менее, пальцы сами тянутся к клавиатуре. Что поделать «диванный воин». Теперь можете смеяться.
Итак. Ключевым моментом фильма «Легенда о самбо» является поединок Спиридонова и Ощепкова. И вот тут уже надо делить на реальность и фильм. Сам Богатырев мне написал, что в реальности эти люди не встречались никогда, а он сделал этот поединок по законам драматургии. Если рассуждать таким образом, то стоит говорить о том, что в таком случае фильм вообще следует назвать «Фантазии о самбо», где автор пофантазировал на тему о том, что было бы если...
Но, на самом деле в реальности Спиридонов и Ощепков вполне могли пересекаться, даже наверняка общались и вполне могли спорить и ругаться. Речь идет о периоде работы Ощепкова в Центральной школе милиции, которая естественно относилась к НКВД, и где методические пособия для подготовки милиционеров готовил Спиридонов, как сотрудник аппарата НКВД по линии спортивного общества «Динамо».
И такой спор вполне себе нормальное явление для образовательного процесса. Есть план, нужно научить милиционеров таким-то и таким-то приемам за условные десять занятий, а все остальное в свободное для учебы время. И если кто-то нарушает этот план, его за это будут ругать и наказывать, потому что от этого зависит в первую очередь жизнь учеников, милиционеров, которым скоро идти на улицы ловить преступников. Это не бирюльки про жизненный путь в позе лотоса, это просто жизнь.
Если на этом эпизоде строится фраза Спиридонова из фильма: «Это моя борьба и я ее тебе не отдам!», то это говорит о тотальном непонимании процессов изучения единоборств в нашей стране. (Тут немного выскажусь об том, как показано в фильме тот самое НКВД. Буду краток: «катить баллоны» на НКВД, это все равно, что «катить баллоны» на столпы или основу государства. Особенно если речь идет о собирательном образе. Снова не понимаю, почему эту клюкву пропустил Минкульт?)
Но снова вернемся к фильму. Итак: киношный Спиридонов, матерый оперативник в черных сапогах, который только что поймал банду грабителей, вызывает на бой тренера по дзюдо Ощепкова, пижона в белых штанах и мягких тапочках. Идет поединок, где они ловят себя на какой-то хитренький приемчик (которой в реальности просто невозможен) и происходит ничья. Они становятся друзьями и единомышленниками.
Так и хочется крикнуть: «Что? Ничья?» Да любому мало-мальски знакомому с реальностью человеку понятно, что в реальности «киношный» Спиридонов должен вырубить «киношного» Ощепкова с одного удара: сапогом по ноге. И все. Сапог на улице, в Москве 1936 года, это явное преимущество и вряд ли бы Спиридонов им не воспользовался, хотя бы по тем же законам драматургии, а Ощепков бы прыгал по лужайке перед домом с криком: «Ой, больно!»
Теперь, собственно, давайте поговорим об Ощепкове: реальном и вымышленном. В кино это такой рыцарь без страха и упрека, который учит благородному искусству дзюдо всех, потому что он уверен, что эта борьба способна только самим фактом тренировок перевоспитать любого хулигана, но злые «орки», то есть «нквдшники», скрывают это от людей.
В реальности японский центр Кодокан был и остается до сих пор центром влияния японского правительства, тесно связанный с разведывательной деятельностью. Сам же Ощепков, получивший образовании в семинарии и Кодокане, служивший при Колчаке, пойманный за растрату казенных средств во время заграничной командировки, избежавший ареста, вернув деньги в казну из собственного кармана, и удачно внедрившийся в структуры РККА, которые занимаются составлением уставов для армии, а затем пытавшийся внедриться в структуры НКВД, вполне мог попасть под подозрение спецслужб, и вполне мог заниматься тем, в чем его обвиняют, а именно в разведывательной деятельности в пользу иностранных государств.
А погиб ли он в застенках НКВД? Или сам себя убил, чтобы не выдать тех, на кого он работал? Или умер от сердечного приступа, потому что вдруг стал много болеть. Это никакого отношения к самбо вообще не имеет. Вернее не так, а дзюдо – это версия для прикрытия, но к самбо Ощепков все равно имеет очень поверхностное отношение, потому что развитие самбо в это время шло своим путем: по линии органов внутренних дел для служебного пользования, через спортивное общество «Динамо» его развивал Спиридонов (учебник 1927, 1928 и 30-х годов), а затем его ученик Волков (учебник 1940 года), который помимо разработок Спиридонова опирался также на работы Ознобишина (учебник 1930 года), по гражданской линии, через институт физкультуры и спортивное общество «Буревестник» на уровень массовой доступности самбо выводил Харлампиев.
Именно поэтому Спиридонова считают основателем самбо, а Харлампиева создателем самбо. Ощепков здесь настолько сбоку припеку, что даже можно говорить о случайности.
Да Ощепков является разработчиком наставлений по физической культуре по РККА, где есть раздел «рукопашный бой», но кто листал эти наставления понимает, что речь идет об одной-двух страницах текста, где показано несколько примитивных приемов защиты и нападения пехотинца. Аккурат для новобранца, которому нужно идти в атаку из окопа. Там совершенно нет никакого «дзюдо», и любой офицер генштаба мог составить такое наставление, но считается, что это был Ощепков, хотя никаких подписей там не стоит.
Другое дело, что Ощепков был арестован в 1937 году, а в 1940 году эти наставления были уже переписаны. Делайте выводы сами, почему это было сделано. Просто сравните эти наставления, они есть в интернете.
Из конспектов институтов физкультуры, где засветился Ощепков, видно, что он как раз повсеместно внедрял модное «дзюдо», где он четко указывал на то, что «дзюдо» вышло из старого самурайского «джиу-джитцу». При этом Спиридонов в своих разработках по самозащите также опирался именно на устаревшее «Джиу-джитЦу», первые навыки которого вполне мог получить служа в конной разведке во время русско-японской войны, а затем изучая модные тогда самоучители, но уже в первой же своей работе по самозащите (1927 года) Спиридонов писал, что в современных условиях приемов джиу-джитсу недостаточно и следует развивать самостоятельную систему самозащиты, комбинируя технику из нескольких других видов единоборств.
Собственно, об этом говорили все, кто в тот период времени выпускали учебники по самообороне.
Да, Ощепков был преподавателем института физкультуры, куда пришел Харлампиев и Ощепков учил какое-то время Харлампиева, даже, наверное, принимал зачеты, и потом даже доверил ему кафедру и ведении секции, но... не потому что Харлампиев был любимым учеником, которому тот передал свои секреты, а потому то Харлампиев уже был специалистом и методистом, который занимался собиранием и изучением приемом борьбы различных народов, в силу традиций своей семьи, и в силу уже имеющегося образования и прежнего места работы (Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), он всегда был тем самым «тренером по физкультуре».
В каком-то смысле Харлампиева можно сравнить с собирателем сказок Астафьевым. Да, Астафьев не придумал сказки, но он их собрал и систематизировал. Тоже самое с приемами борьбы сделал Харлампиев и его ученики, а также все те, кто развивал самбо в СССР. Я намеренно сейчас не пишу ничьи фамилии, потому что это будет бесконечный список.
А сейчас посмотрите на фото Спиридонова в окружении своих учеников. Посмотрите на лычки, на форму спортсменов. Зачем?
Продолжение следует.
Почитать о развитии самбо в 90-х годах можно уже прямо сейчас в моей книге «Бои без правил»: https://author.today/work/18799
На Литрес тоже, конечно, есть: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/boi-bez-pravil-38007584/