Как вы наверно уже догадались, первым делом на День независимости Латвии я отправилась в самый красивый парк Риги – парк Аркадия, где три дня подряд, по вечерам, с 17 по 19 ноября можно было гулять в рамках уникальной аудиовизуальной инсталляции, состоящей из трёх арт-объектов – круга, маяка и лишайника, и льющихся вокруг восхитительных музыкальных импровизаций – джазовых, электронных, поэтических.
Так как на 105-летие Латвии мне пришлось идти одной, то первое время я раздумывала над тем, стоит ли оно того (отправляться на другой берег реки), но, в конце концов, взглянув на пятничные фотографии СМИ с поглотившими парк Аркадия толпами народа, решила рискнуть. Единственное, что не совсем продумала – маршрут.
Общественным транспортом в Риге я почти не пользуюсь. За сменой остановок не слежу. Так что остановку 10 трамвая, которая раньше была у Центрального рынка, я не нашла сразу. Но на этот случай у меня был запасной план – перейти Каменный мост пешком. И я даже как-то вдохновилась это сделать, когда увидела отражение многочисленных огней в водах Даугавы. Но тут мне на глаза, прямо посреди оживлённой автомобильной трассы, попалась остановка. Я решила взглянуть, не ходит ли там 10 трамвай? И бинго - мне повезло дважды: именно сюда она и была перенесена, а сам трамвай, ходящий с ужасно длинным для Риги интервалом в полчаса, должен был прийти с минуты на минуту.
Кстати, по дороге к Каменному мосту мне удалось пройти по новым пешеходным переходам, мимо недавно завершённой эстакады, смотрящейся ночью гораздо круче, чем днём! Но ещё больше меня порадовал сам маршрут, ставший невероятно удобным. Раньше тут… по-моему, и пройти-то толком нельзя было, а сейчас – пожалуйста: появился новый удобный выход на главные рижские набережные – Генерала Радзиня и 11 ноября. Буду пользоваться, короче.
Так вот о 10 трамвае, в который нас набилось порядочно, несмотря на то что половина толпы каким-то чудом уехала за несколько минут до этого на двойке. Поначалу всё было здорово! Мы бодренько ехали в ночь по сияющей Риге и прямо перед самым парком Аркадия вдруг встали. Намертво! Вокруг нас текла человеческая река. Мы стояли. На нас смотрели. Как на зверей в зоопарке. Но выйти было нельзя. Я стала нервничать. Думать, нежели впереди авария? В праздник с народа станется: напиться, врезаться друг в друга, перегородить трамвайные пути. Минута шла за минутой – ничего не происходила. Я сто раз повторила про себя: «Больше никогда в жизни не садится во второй вагон!». Один раз задумчиво посмотрела на аварийную кнопку. Когда же моё терпение стало окончательно лопаться, двери, наконец-то, распахнулись, и нас выпустили!
И что, вы думаете, я увидела на улице? Обычных людей! Идущих сплошным потоком через дорогу в парк Аркадия (и обратно). Никаких тебе аварий. Никакой полиции. Просто люди. Самые обычные люди, которых было настолько много, что все встали. Автомобили, трамвай. Все! Ведь у них не было ни малейшего шанса проехать.
На входе в парк Аркадия меня встретили огромные живые костры, заключённые в хитроумные деревянные конструкции квадратной формы, и ведущая через мост к лестнице на верхнюю площадку парка дорога, обрамлённая огромным количеством самых настоящих круглых горящих свечей на нижнем уровне и чуть меньшим – на уровне, думаю, чуть выше моих колен – ниже бёдер. Запомнился мне этот момент просто потому, что, увлёкшись наблюдением за движущейся огненной инсталляцией, сплошь покрытой всё теми же горящими свечами, я чуть было не столкнулась с одной из обрамляющих дорогу свечей, после чего поняла, что самая главная опасность, поджидающая меня в парке Аркадия это – не толпа народа, в которой могут завестись карманники (по мнению мужа), а горящий повсюду огонь и… не отрывающие глаз от своих мобильных телефонов люди, то и дело норовящие столкнуться со мной, делающей то же самое, лоб в лоб!
И это ещё даже не начала звучать музыка, так как я, видимо, приехала в парк слишком рано (а что делать, если информация о начале мероприятия у одни стояла как в 17:30, у других – в 18:30, а у третьих – в19:00?), что, впрочем, не помешало мне тут же попасть под очарование момента, особенно, когда я увидела горящие свечи, в том числе и на воде – тёмной поверхности текущей через парк Аркадия речки Марупите.
Поднимаясь по лестнице, освещённой сотнями горящих свечей, я только и делала, что смотрела, чтобы чей-нибудь ребёнок не слетел кубарем мне под ноги, и слушала скептические замечания идущих за моей спиной женщин о «страдающей здесь техники безопасности».
Впрочем, поднялись мы без приключений, и дальше мне уже стало всё равно, что со мной станет, так как меня обступили причудливые графические контуры, в которые авторы проекта «Прикосновение света» - Андрис Эглитис и Алексей Белецкий, оказывается, не вносили никаких конкретных ассоциаций, предоставив зрителям самим наделить их тем или иным смыслом.
Под ногами расстилался пышный мягкий ковёр из жёлтых листьев, с неба начали падать первые снежинки (второй год подряд первый снег настигает меня в парке Аркадия – это просто мистика какая-то!), в воздухе вдруг задрожала мелодия, проникнутая поэзией Анны Бригадире, и… картинка из живого огня, тёмной воды, жёлтой земли, задумчивых деревьев, чарующей темноты и раздвигающих её людей у меня, наконец-то, сложилась!
Во всём, что я видела дальше – графическом круге огромных абстракций, держащемся на поверхности воды шарике света, попеременно бьющих в глаза прожекторах, огромной металлической конструкции, периодически поглощаемой драконьей струёй пара – расцветало древнее воспоминание, спящее где-то глубоко в генах каждого из нас – о первоначалах жизни, о единстве человека и природы, о тайных движениях души, устремлённой в Космос, где темнота – не враг, а друг, где огонь – не обжигает, а согревает, где даже холодным ноябрьским вечером можно часами вдыхать снег и выдыхать мелодию, каждая нотка которой – твоя клеточка, согласно кивающая в такт миру, наполненному бесконечным очарованием, предвещающим невыразимое счастье!
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.