Наконец завуч Раиса Ивановна вернулась. Уставшая учительница математики Алла Викторовна быстро покинула помещение, пока её ещё не задержали. Она была зла на Раису Ивановну, но не имела права возмущаться и даже делать недовольное лицо. Оставалось только быстро убегать.
- В осенние каникулы мы поедем в музей, - сообщила Раиса Ивановна родителям. - С нами поедет пятый класс!
Родители удивлённо переглянулись между собой. Они не поняли, зачем к десятому классу добавлять пятый класс. Что у них общего?
- Алла Викторовна будет главной - она поведёт детей, - продолжала говорить Раиса Ивановна. - От нашего класса нужны будут родители, которые поедут с детьми.
- Мы должны следить за пятиклассниками? - удивился тот самый разговорчивый папа.
- Нет, у них будут свои родители, - ответила Раиса Ивановна. - Но и за десятиклассниками нужен глаз да глаз. Могут убежать, могут дорогу переходить в неположенном месте, могут курить. Это тоже дети, только они считают себя взрослыми.
Когда утрясли вопрос с музеем, Раиса Ивановна перешла к следующей теме.
- Итак, как вы знаете, наш десятый класс поделили на два профиля - гуманитарный, который веду я, и социально-экономический, который ведёт Алла Викторовна. Только вот у нас неравенство. У Аллы Викторовны в подгруппе 22 человека, а у меня только 8. Может, кто-то из ребят передумал и хочет перейти ко мне в гуманитарный профиль? Я бы его взяла хоть сейчас! Я предлагала Алёше Синицыну перейти в гуманитарную группу. Он же пишет замечательные стихи! Почему бы ему не перейти ко мне? Как вы думаете, Олеся Григорьевна?
Мама Алёши, Олеся Григорьевна с грустью помотала головой.
- Я уговаривала его пойти на ваш профиль, - сказала она. - Но он не хочет ни в какую! Когда я говорю об этом ему, он начинает плакать.
Меня, честно говоря, удивило такое откровенное признание. Зачем позорить своего сына перед всем собранием? Ведь родители точно передадут это детям, дети посмеются, а потом будут на этого Алёшу косо смотреть. Десятиклассник плачет! Плачет, когда у него возникает спор с мамой! Вот какие факты открываются на родительском собрании! Да, Олеся - странная мама! А может, она специально хотела этим самым обидеть Раису Ивановну? Ведь это при воспоминании о ней её сын начинает плакать и кричать: "Я к ней не пойду! Не пойду ни за что!" Может, это был камень в её огород?
Другие родители, конечно, сочувствовали Раисе Ивановне, но никто не хотел переводить своего ребёнка к ней. В конце концов, она уже и так классный руководитель! Куда уж больше? Вот была бы Елена Николаевна... Если бы была Елена Николаевна, то все бы пошли на физику. Она очень хорошо вела уроки! Главное - понятно! Но о Елене Николаевне нельзя было говорить в присутствии Раисы Ивановны - все это понимали даже без слов.
***
Раиса Ивановна активно работала над проблемой травли. Собственно, для этого она и взяла классное руководство над этим классом. И были у неё даже воспитательные приёмы, направленные на то, чтобы сплотить группу. Поскольку эксперимент с насильственным приветствием друг друга провалился, Раиса Ивановна взялась за другой приём. И приём этот назывался "поздравление с днём рождения". Заключался он вот в чём. Когда у кого-нибудь из учеников наступал день рождения, весь класс должен был на большом листе написать коллективное поздравление. Каждый ученик обязан был написать несколько строчек от себя лично. Кто-то умел это делать, а кто-то нет, но каждый должен был поздравить в обязательном порядке. А потом, после уроков, все шли в класс к Раисе Ивановне и под её присмотром поздравляли именинника и желали ему всего хорошего.
Аня писала тексты такого типа очень хорошо. Когда у одного мальчика был день рождения, Аня написала прекрасное поздравление. Мальчик был очень рад! (Помните, как Аня подписывала валентинки в День всех влюблённых!) Девочки, конечно, обиделись. И когда появился следующий именинник, они просто не дали ей лист. Всем дали, кроме неё.
Опять началось!
- Может, надо сообщить об этом Раисе Ивановне? - спросила я.
- Да надоело мне жаловаться! - ответила Аня. - Сколько ж можно! Не хочу вести себя как бедный родственник и что-то просить!
***
Однако в этом жутком классе появилось и что-то хорошее. Соня! Ещё одна отличница, которая была сама по себе и не подключалась ни к каким компаниям.
Когда Раиса Ивановна на собраниях говорила о травле, мама Сони почему-то стала считать, что именно её дочь в этом виновата. На самом деле Соня была нейтральной, и никакого негатива с её стороны в адрес Ани не было. Однако мама Сони взялась за воспитание дочери засучив рукава. Когда Аня звонила Соне, а Соня не брала трубку, мама требовала, чтобы она перезвонила. Мама следила, чтобы не было никакого игнорирования. Всё началось именно так, а потом Соня и Аня начали переписываться и им обеим это понравилось. Их диалоги становились всё больше и интереснее. Поднимались новые темы. Соня рассказала, что она мечтает после школы стать военной, но мама против. Мама хочет, чтобы Соня играла на пианино. Поэтому Соня ждала дня, когда она будет самостоятельной и уйдёт от мамы в казарму. И станет военной! Аня даже не представляла, что у такой скромной девочки может быть такое призвание! А ещё Соня рассказала, что она рано начала встречаться с мальчиками и поэтому имеет некоторый опыт. Её мама, конечно, об этом не знает. Так общение с одноклассницей у Ани неожиданно началось. Сколько лет она знала Соню - наверное, со второго класса, но никогда не догадывалась, что она такая. Аня думала, что Соня - это скучная отличница, которая боится своей мамы и старается стать правильной, положительной девушкой. Но не тут-то было!
Продолжение: