В отличии от греческой мифологии, описанной Гомером, которую мы знаем с детства, скандинавская мифология для большинства является потёмками. Между ними есть сильные различия, хотя и там и там творится дичь, но дичь эта разного порядка.
Предлагаю вместе распутать этот клубок суровой мифологии и разобраться что там к чему.
Итак, погнали!
Сотворение мира.
Зияла бездна.
Не было в ней ничего. Ни времени, ни денег, ни света белого: все как у нас - простых работяг. Даже верха и низа не было. Называлось это скучное место Гиннуангагап. Не пытайтесь это выговорить, или, упаси боже, запомнить. В дальнейшем это слово нам не понадобится.
И там, где ничего нет, внезапно начинают течь реки. Потому что Гиннуангагап – это вам не все пространство, а лишь отдельная локация. Рядом было снежное царство Нифльхейма, где холод собачий, а с противоположной стороны Муспельхейм, где адское пекло. А между ними наша дыра с ничем.
В Нифельхейме есть источник, в котором извиваются множество змей, яд которых смешивается с водой и образует те самые реки.
Суть здесь вот в чем: с одной стороны нашу зияющую бездну разогревают искры и пламя, а с другой, охлаждают ледяные реки. Первичные силы встречаются в пустом пространстве, и из талой воды, пара и яда появляется первый персонаж нашей мифологии: великан Имир.
Имир довольно интересный кадр. Являясь и мужчиной и женщиной одновременно, он настолько большой, что двигаться не может и предпочитает по большей части тюлениться и спать. Вы, наверное, за него начали переживать, мол как же он ест и что, но зря. Его кормит корова Аудумла своим молоком. Откуда там взялась корова, спросите вы? Да кто ее знает, пришла откуда-то. Коровам никто не указ.
А корова и сама бы копыта отбросила без еды, благо кругом соленый лед разбросан, который она и лизала.
Лежит наш Имир и потеет, потому что заняться там больше особо нечем. Из его потных подмышек появляются первые великан и великанша. Затем он соединяет ноги, в поту между которыми зарождается сын.
Напотел детей и спит себе дальше.
А корова, тем временем, облюбовала одну глыбу льда. Лизала ее, лизала, пока там не появился клочок волос. Увидев это чудо, корова принялась лизать с удвоенной силой и вскоре появилась голова. Так постепенно изо льда оттаивает первый бог по имени Бури.
Тут стоит заметить, что мир, так же, как и прародителей великанов и богов-асов никто создавал. Само как-то вышло. Так бывает.
У Бури был сын Бёр. Скорее всего, сына Бури пришлось рожать самому, потому что первый брак с великаншей (больше было не с кем) заключил именно Бёр. Родились у них три сына: Один, Вили Вонка и Ве. Одина мы запомним, а остальные пусть идут лесом. Дальше они особо нигде не упоминаются. Очевидно, не самые любимые дети в семье.
Три брата были молоды, креативны не хотели ютится в этой коммуналке с предками и великанами. Решили строится по программе «Доступное жилье». А из чего строить, когда кругом только лед, пар и корова. Выбор пал на Имира. Потому что он большой, храпит постоянно и вообще всех бесит.
Заточили братья ножи и пошла потеха. Из плоти Имира они начали создавать твердь, из костей горы. Зубы покрошили в скалы и рифы. Обалдевшие родственники Имира не долго наблюдали за этим представлением, потому что крови с Имира полилось столько, что большая часть из них сразу утонула. Выжил только его внук с женой, которые спаслись на корыте.
Разлили кровь боги по новому миру, образуя океаны, озера и реки. В животе у Имира обнаружились глисты слепо копошащиеся черви. Боги наделили их разумом и превратились они в альвов (гномов). Есть светлые альвы, которые прекрасней солнца, и афро-альвы, которые чернее ночи.
Из черепа Имира братья сделали небесный купол. А чтобы тот не упал, поставили его держать четырех гномов. Звали их Север, Запад, Восток и Юг. По сей день бедолаги держат. Респект им.
Мозг Имира они рассыпали по небу и получились звезды.
Теперь стоит отдельно рассмотреть планировку того, что наши юные архитекторы наворотили.
Модель мира имеет горизонтальную и вертикальную проекцию. Горизонтальная – это плоскость, куда и вбухана большая часть плоти Имира строительного материала. Состоит из пяти локаций. Середина – это Мидгард, где и будут позже жить людишки. По краям находятся уже знакомые нам Нифельхейм и Муспельхейм (холод собачий и адское пекло). А еще Ванхейм, где живут боги-ваны (о них позже) и Йотунхейм.
Помните потомство Имира, которое умерло не до конца? Именно эти двое и продолжат род великанов. Их изгнали на Йотунхейм, и они, почему-то затаили обиду на богов. Непонятно с чего бы. Построили им жил площадь, а дед, тот вправду всех бесил. Наверное, такие они великаны, с гнильцой.
Основа вертикальной проекции — мировое древо. Под мидгардом расположен Свартальхейм, обиталище тех самых глистов, наделенных разумом темных гномов. А под ним Хель - царство мертвых.
Над Мидгардом находится Альфхейм, где живут светлые гномы. А выше Асгард, обитель богов-асов (Один с братюнями)
На этом можно заканчивать историю сотворения мира и вступительную часть.
Продолжение в следующих постах.