Найти тему

"...ТАКУЮ ЛИЧНУЮ НЕПРИЯЗНЬ Я ИСПЫТЫВАЮ …"

История – крайне интересная наука. Здесь есть немало «скользких моментов», на которые с ходу ответить правдиво и однозначно. Почему? Потому что сложно, неудобно и порой невыгодно знать правду.
Прямо как в песне из замечательной советской киносказки «Не покидай»:

Есть правда скромная, есть правда гордая,
Такая разная всегда она,
Бывает сладкая, бывает горькая,
И только истина всегда одна.

Как результат – туманные и расплывчатые формулировки, мало кому понятные.
В общем, на скользкие вопросы отвечать никому не хочется – а вдруг неправильно ответишь. Тогда, как? И работы лишишься и авторитета заодно!
В своё время, изучая историю КПСС даже в технических вузах, мы, словно роботы, повторяли какие-то общие формулировки, абсолютно не внимая в смысл сказанного. Главное было – в точности вызубрить и произнести так, чтобы преподаватель был доволен сказанным. Иными словами, сказать то, что от тебя хотели услышать! А понял человек, что сказал или нет, было не важно.
Однако, наверное, всё же кое кто хочет знать её, правду-то. По крайней мере, такую, какая бы удовлетворяла наше любопытство в должной мере.
Вы никогда не задавались вопросом, почему, например, «братушки-болгары» так поступили по отношению к России? Мы, мол, их в 1878 году освободили от ненавистного османского ига, когда башибузуки вырезали всех, включая сущих младенцев, а они отплатили за это незаслуженной бессердечностью. С чего вдруг?

Вспомним, с каким жаром Иван Фёдорович Карамазов в разговоре с братом Алёшей рассказывал о зверствах, творимых турками и черкесами на Балканах:

«… Эти турки между прочим с сладострастием мучили и детей, начиная с вырезания их кинжалом из чрева матери, до бросания вверх грудных младенцев и подхватывания их на штык в глазах матерей. На глазах-то матерей и составляло главную сладость. Но вот, однако, одна меня сильно заинтересовавшая картинка. Представь: грудной младенчик на руках трепещущей матери, кругом вошедшие турки. У них затеялась веселая штучка: они ласкают младенца, смеются, чтоб его рассмешить, им удается, младенец рассмеялся. В эту минуту турок наводит на него пистолет в четырех вершках расстояния от его лица. Мальчик радостно хохочет, тянется ручонками, чтоб схватить пистолет, и вдруг артист спускает курок прямо ему в лицо и раздробляет ему головку...»
Кирилл Лавров в роди Ивана Карамазова. Фильм "Брать Карамазовы" (1968)
Кирилл Лавров в роди Ивана Карамазова. Фильм "Брать Карамазовы" (1968)

Без слёз не дослушаешь…
Обрыдаешься!
Правда, Иван в самом начале оговорился, что СЛЫШАЛ СИЕ ОТ ОДНОГО БОЛГАРИНА в Москве (т.е. в переводе на русский язык «сам лично не видел, а поверил на слово» некоему искусному рассказчику).
В предисловии к своему знаменитому изданию «Восточная война и брюссельская конференция» русский юрист Ф. Ф. Мартенс, один из организаторов Гаагских конференций и разрабочик современных «правил ведения войны», писал:

«… Цель последней войны - освобождение христианского населения Балканского полуострова и уничтожение порядка, основанного на диком произволе и не ограниченных никакими законами насилиях …» .


В общем, Россия в этой бойне 1877-78 годов положила кучу народа, а они, неблагодарные, в Первой и Второй мировых войнах воевали на стороне наших противников. Мало того, и в нынешнее непростое время болгары опять занимают отнюдь недружественную России позицию.
За них же старались!
Это что же? Как же так? Да мы их… да мы им…

-3

Поступите, как советовал в своё время Жеглов Шарапову - остановите на улице 10 человек и спросите, что они думают по этому поводу. Уверен, что 9 из 10-ти Вам с жаром ответят:
- Да, они нам обязаны по гроб жизни! Мы же их освободили…
В общем, таких друзей – как говориться, за одно место, да в музей…

Собственно, а чего удивляться? Моему поколению и тем, кто старше, ещё в школе основательно объясняли, для чего Россия воевала на Балканах.
Возьмём, к примеру, учебник по новейшей истории для 9-го класса средней школы под редакцией академика В. М. Хвостова издания 1976 года, где «чёрным по белому» написано -

«…Результаты русско-турецкой войны явились крупным шагом вперёд в освобождении южных славян…» .
-4

Т.е. освобождение от турок – это хорошо, упор делался на их избавлении от гнёта. Иными словами, российские интересы заключались вовсе не в овладении Царьградом, и проливами, многовековой мечте русских монархов, а в спасении болгар, которых резали турки!
Ну, хорошо. А почему же всё-таки так произошло, что «благодарные болгары» вдруг отвернулись от своих вчерашних благодетелей?
Тот же учебник сводил всё к «человеческому фактору»:

«… К несчастью для болгарского народа, положение осложнялось тем, что на княжеском престоле водворились немецкие принцы. Они стали проводниками влияния германского и австро-венгерского империализма, глубоко враждебного интересам болгарского народа…» .


Что значит, «водворились» - не совсем понятно и слово это явно нехорошего оттенка. Создаётся такое впечатление, что взявшаяся из ниоткуда некая знатная немчура самозвано захватила болгарский трон, и начала проводить совсем не ту политику, о которой мечтали миллионы болгар.
В общем, тронулись братушки в одночасье! Рассудок помутился. Причём акцент тут сознательно сдвинут с болгар на немецких правителей. Мол, это не «простые болгары», а заезжие варяги (что такое «простые болгары», правда, не совсем ясно).
Но давайте правильно расставлять акценты.
На самом деле, кандидатуру первого болгарского князя
Александра Баттенберга на вновь образованный болгарский трон сразу по окончании войны предложил не кто иной, как … сам русский царь Александр II, поскольку Баттенберг являлся племянником царской жены (т.е. сыном её родного брата Александра Гессенского). Т.е. уже слово «водворилось» не совсем подходит, поскольку первый болгарский князь был российской креатурой и родственником.

-5

Т.е. и креатура была наша!
Так почему же тогда?
Удобный ответ на все вопросы – человеческий фактор. Так сказать, «не сошлись характерами». Ну а что? Бывает. Вы мне понравились, я Вам. А бывает наоборот! Как сказал булгаковский Коровьев:
- А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!
На самом деле «младший брат» нигде и никогда не любит быть «младшим». Да и не брат он вовсе!
Намекну Вам из современности примером отношения «большого брата» к бывшим нацменьшинствам СССР произошёл совсем недавно -
15-го сентября 2022 года в Душанбе состоялся Международный инвестиционный форум «Таджикистан — Россия», на котором от России присутствовал лишь чиновник невысокого ранга – всего-то замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач.
Это вызвало у Президента Таджикистана прямо-таки взрыв негодования. Пылкий восточный бай Эмомали Рахмон возмутился тем, что «на какой-то несчастный форум в Таджикистане» прилетели всего лишь заместители министров из России, а не сами должностные лица выше рангом! Его упрёк был адресован в первую очередь Президенту России:

«… Нас не 100–200 миллионов. Но мы хотим, чтобы нас уважали. Где мы что-то нарушили? Где-то не так поздоровались? Мы всегда уважали интересы своего главного стратегического партнера. Мы хотим, чтобы нас уважали. Владимир Владимирович, просьба к вам, чтобы не было политики к странам Центральной Азии как к бывшему Советскому Союзу…».


В общем, обиделся Эмомали Шарипович – не проявил «старший брат» положенного должного уважения. Вот и всё!

Эмомали Рахмон
Эмомали Рахмон

Короче, всякий суслик мечтает быть в поле агрономом.
Скорее всего, истинная причина болгарского конфликта заключалась в желании местного правительства проводить свою собственную политику. Хотим рулить самостоятельно, без указки и подсказки. «Партия дай порулить», мы сами разберёмся. Ну, и, безусловно, личная неприязнь имела место быть.
Как сказал один из героев фильма «Мимино» Рубик Хачикян:
- Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу.
Собственно, какая для тех же болгар была разница – что османские чиновники, что российские, если те и другие ими кукловодили, а любое проявление инициативы было мнимым?

Фрунзик Мкртчян в роли Рубика Хачикяна. Кадр из фильма "Мимино".
Фрунзик Мкртчян в роли Рубика Хачикяна. Кадр из фильма "Мимино".

Едва ли не главная причина конфликта заключалась в том, что председатель Совета Министров Болгарии Димитр Цанков не поладил с военным министром генерал-лейтенантом Казимиром Энротом, назначенным Александром II для того, чтобы присматривать за новоиспечённым князем.
Т.е. местные чиновники, аборигены, вошли в конфликт с пришлыми, назначенными извне. И, судя по всему, проблема заключалась как раз в личной неприязни – т.е. неправильном взаимодействии между личностями.
Царские чиновники никак не хотели воспринимать болгар как равных и относились к ним свысока, точно так же, как раньше турки (а может и ещё хуже).
Сам Эрнрот называл пребывание в Болгарии «каторгой» и не раз изъявлял желание вернуться в России, но Милютин передавал ему распоряжения Императора Александра II, «что, учитывая его хорошие отношения с князем Александром, он должен оставаться на своем посту как можно дольше».
В общем, все эти «освобождения» - это на самом деле обычный передел колоний. А понятие «обязаны» потому, что и в XIX веке получалось «нас опять обманули».

Казмир Эрнрот
Казмир Эрнрот

А «обманули» потому, что и болгары и сербы и румыны прекрасно понимали, что вместо османов пришла просто новая метрополия.
И какая им, собственно, разница? Что один хозяин, что другой (пусть и «старшим братом» называется).