«Я Магалиф», этой короткой, но емкой фразы было достаточно, чтобы напугать революционных матросов и защитить известного писателя.
Время было суровое, участники революционных событий отличались недоверчивостью ко всем лицам, напоминающим интеллигенцию.
Если шляпа, белая рубашка, да еще при галстуке, то могли и в контрреволюции обвинить.
А Пришвин, как раз собирался переезжать из Ельца в Москву.
В то не простое время на узловых станциях боевую службу несли отряды балтийских матросов – авангарда революции. Выискивали врагов нового строя.
Писатель все свои вещи, включавшие в себя рукописи, книги упаковал в тюки и погрузил в вагон.
Во время рейда с проверками документов, матросикам приглянулись вещички Михаила Михайловича, ну, раз такое дело, то и отобрать не грех.
Ни просьбы, ни уговоры не помогли.
Тогда Пришвин отправился на вокзал искать начальника отряда. Зайдя в помещение, он увидел скуластого матроса с маузером на боку и оловянной серьгой в ухе. Поскольку революционный боец принимал пищу, то слушать Пришвина он не стал, пригрозив арестом за саботаж.
Вслед за Пришвиным, вошел человек в шляпе с отвисшими полями. Он остановился в дверях и потребовал, мол, немедленно верните гражданину вещи.
Матрос попытался что-то возразить, но заявление вошедшего,
– Я Магалиф, –привело командира балтийцев в недоумение и даже напугало.
Впервые годы Советской власти были приняты разного рода сокращения типа ВЦИК, ЦК, СНК, ВЧК. Видимо, начальник заградотряда подумал, что МАГАЛИФ – это аббревиатура какой- то важной организации.
С трудом выдавив извинения, он отдал распоряжение вернуть то, что было отобрано, сославшись на распоряжение уполномоченного «Магалифа».
На платформе Пришвин начал благодарить невзрачного человека, но тот, в ответ только посоветовал Пришвину написать на всех тюках химическим карандашом слово «фольклор».
– Русский человек, – объяснил он, – с уважением относится к непонятным, особенно к иностранным словам. После этого никто ваши вещи не тронет. Я за это ручаюсь.
Извинившись за свое невежество, Пришвин, поинтересовался у незнакомца, мол, что это за такое учреждение, этот «Магалиф»?
На что спаситель ответил: «Это моя фамилия. Она иногда помогает».
А писатель послушался Магалифа и написал на тюках загадочное слово «фольклор». С тех пор ни один заградительный отряд не решился тронуть эти тюки.
Ну, Пришвина знают многие, если не знакомы конкретно с его творчеством, то вероятно слышали о таком писателе, а вот с личность под именем Магалиф вряд ли обладает такой известностью.
У Пришвина с советской властью взаимоотношения складывались не безоблачно.
Ни одно из крупных произведений писателя, над которыми он работал в 1940-е годы, не было опубликовано при его жизни в значительной степени по цензурным соображениям.
Правда, знаете ли, глаза колола. Ну хорошо хоть не отправился в след за своим спасителем
Яковом Мареевичем Магалифом. Кто же был этот самый Магалиф?
· «Дата рождения: 1895 г. Место рождения: Ельце
· Национальность: еврей
· Социальное происхождение: из служащих
· Образование: среднее
· Профессия / место работы: атташе Полномочного представительства СССР в Германии». Источник информации: https://ru.openlist.wiki/Магалиф_Яков_Мареевич_(1895).
В 1922 он был принят на работу в Наркоминдел на должность помощника заместителя заведующего финансовой части, он уже в 1924 стал заведующим (начальником финансового отдела в дальнейшем).
На свою беду, был знаком со многими известными людьми того времени, такими, как маршал В.К.Блюхер, первый секретарь ЦИК СССР А.С.Енукидзе, поэт В.Маяковский, Л.Брик.
Ну, а поскольку многие из них стали «врагами» народа, то и Мегалифа постигла та же участь. Тут уже не помогла и фамилия Магалиф!
В апреле 1937 года по делу «Москва-Центр» Яков Мареевич Магалиф был обвинен в шпионаже. И...............