Найти в Дзене
Московская беседка

Слово-выстрел. К 130-летию Владимира Маяковского

О спектакле «Маяковский (дело N50)» театра Российской Армии. Экспериментальная сцена

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Любой поэт — сгусток противоречий. А если речь идет о Владимире Маяковском — тут одним сгустком не отделаешься. Маяковский — огнедышащий вулкан, извергающий раскаленную лаву всего самого противоречивого, что есть в искусстве и человеке. Но все его противоречия подчинены внутренней логике поэтической личности, страстной и нежной, честной и самоотверженной, ранимой и сильной, разрушающей и созидающей.

Сцена из спектакля. Маяковский - Сергей Иванюк
Сцена из спектакля. Маяковский - Сергей Иванюк

Пластическо-драматический спектакль режиссера Марии Шмаевич создает полновесный образ необыкновенного человека, повелевающего стихиями, созидающего миры такого масштаба, который обывателю трудно постичь чисто рассудочным восприятием.

-3

Сценическое действие происходит как бы в двух плоскостях: актеры пластически декламируют Маяковского, по очереди перевоплощаясь в него, словно деля эту махину на всех, а параллельно те же актеры разыгрывают сцены допроса свидетелей по делу о самоубийстве.

-4

На сцене разворачивается мини-исследование общества, в котором жил и творил великий поэт. Это не столько аналитическая, сколько чувственная попытка разобраться в противоречиях, из которых соткана его жизнь и судьба. Театрализованное исследование вышло не суховато-педантичным, хотя и документальным, а чувственным, открытым высоким строкам, наполненным небесным огнем большого поэтического чувства, в котором больше правды, чем в допросах, доносах и мемуарах.

Актриса Алена Губанова
Актриса Алена Губанова

Надрыв, угловатый ритм строк, напоминающий извержение огненной лавы — толчками, сгустками горячей энергии, ослепительным пламенем слов, по энергии и дальнобойности напоминающих выстрел — все это Маяковский. И все это — огненный спектакль, посвященный великому поэту и очень несчастному, очень одинокому человеку.

-6

Перед зрителями разворачивается яркое, динамичное действие, где каждая реплика, поэтическая или прозаическая, взятая из протокола допроса, сопровождается ее пластической иллюстрацией.

-7

Актеры декламируют, танцуют, выполняют акробатические этюды и даже играют на скрипке, создавая на сцене образ Владимира Маяковского, о ком лучше всего говорят его собственные строки:

тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, —
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечеткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!

«Облако в штанах», 1915

Маяковский - Сергей Иванюк
Маяковский - Сергей Иванюк

В создании образа Маяковского театр идет не от архивариусного крючкотворства, а от сердца, откликающегося на далекий призыв родственной души. Поэт поэта поймет всегда, поэтические и артистические души — родственники. Актеры вкладывают столько души, огня, искренней страсти в игру, что зрители неизбежно становятся соучастниками таинственного путешествия в мир большой поэзии, созданной Маяковским.

-9

Размашистый ритм, чеканная четкость слов, эстетика Синей блузы, глубоко осмысленные жесты, проникновенность игры и энергия движения — все сделано на высоком уровне проникновения в боль и кровь Маяковского. Ни одной фальшивой интонации, ни одного ремесленного жеста — ребята играют с полной отдачей и погруженностью в образ. Они все — Маяковский, и каждый из них — по-своему Маяковский.

-10

Но и каждый актер — тот, кто бросает камень в его посмертную славу. Такова человеческая природа: нам трудно понять гениев, и гораздо проще оценить их поступки со своей колокольни:

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке.
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огро́мив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.

«Облако в штанах», 1915

Маяковский - Сергей Иванюк
Маяковский - Сергей Иванюк

Строки, написанные кровью, не лгут. Нам, товарищам потомкам, остается пытаться приблизиться к пониманию времени и эпохи, через которую прошел человек такого масштаба. Мы не можем и не должны судить человека, умеющего любить и вдохновлять, жертвовать и творить, работать и жить, как Маяковский. Но мы можем почувствовать огонь Маяковского, которому не угаснуть во век, пока жива русская литература, русская поэзия и стремление понять людей, сделавших ее.