Самые обыкновенные вещи, окружающие нас на каждом шагу, знакомы широкой аудитории недостаточно. В полной мере это касается спутниковой навигации. Рассмотрим три актуальных сервиса, которые доступны в нашей стране.
GPS
«Глобальная система позиционирования» – продукт Пентагона. Естественно, разработчики ставили целью не благо таксистов на улицах сибирских и уральских городов. Они создавали комплекс, который позволял бы военным точно вести боевые действия, в том числе наводить высокоточные вооружения на те самые города.
Инициатива исходила от физиков в университете Джона Хопкинса. Принимая сигнал с первого спутника, они обнаружили чёткое изменение импульса в зависимости от расстояния до излучателя. Потом пришли к выводу, что при известном местоположении космического аппарата он может выступать ориентиром. Однако от идеи до практического воплощения было громадное расстояние. Даже гигантские научно-технические возможности США в тот период не позволили реализовать замысел быстро. Первые эксперименты в 1960-е годы показали крайне низкую точность ранних образцов. Они могли обновлять информацию о местонахождении только раз в час или сутки, причём на это требовались десятки минут.
Первый спутник для геопозиционирования вывели на орбиту в 1974 году. Долгих 19 лет понадобилось, чтобы создать уверенно работающую систему, а полная готовность достигнута только в 1995-м. К тому времени, однако, возникла иллюзия «вечного мира» - и технология получила широкое гражданское применение.
ГЛОНАСС
Об использовании спутниковой навигации начали думать синхронно и в нашей стране. При этом, что характерно, к началу 1960-х годов уже была готова общая технологическая концепция. В 1979 г. вступает в строй система космической навигации «Цикада», использовавшаяся в гражданской авиации и мореплавании (на 4 года раньше, чем в США нехотя разрешат аналогичный метод). Постепенно «Цикада» стала частью комплекса «Коспас», призванного обеспечить спасение на море.
Собственно ГЛОНАСС начали разворачивать в 1983 г. Через 10 лет спутниковая группировка была готова в усечённом виде. Могла бы быть и несколько раньше, и в полноценном формате, но...
Даже достигнутый успех оказался на какое-то время под угрозой. Только в 2001-м ситуация начала выправляться.
Бэйдоу
Эта навигационная система создана с 1994 по 2003 годы в КНР. Уже на следующий год комплекс стали усовершенствовать, выводить на уровень второго поколения. С конца двухтысячных от обслуживания абонентов исключительно на западном берегу Тихого океана перешли к оказанию навигационных услуг на всей территории «Шёлкового пути». Как и другие два аналога, Бэйдоу имеет функционал экстренного поиска и спасения в труднодоступных местах. С 2020 года она работает на всём земном шаре.
Коренные отличия методик, что выбрать
Стоит подчеркнуть, что если на раннем этапе активно применялись низкоорбитальные спутники, то теперь предпочтение повсеместно отдаётся средневысотным аппаратам. Это повысило итоговую надёжность ориентирования в пространстве. Особенности работы космического навигационного оборудования — то, что при текущем уровне техники оно не может быть заблокировано на какой-либо отдельной территории. Максимум, уменьшается точность позиционирования, и то в гражданском секторе это ничтожный фактор.
Другое дело, что качество работы наиболее высоко у каждого комплекса именно в тех регионах, для которых он был изначально предназначен. В северных широтах ГЛОНАСС точнее всех, а в тропическом и экваториальном поясе ГПС работает лучше. «Бэйдоу» на территории России уступает обоим главным соперникам. Современные гаджеты, впрочем, снимают проблему автоматически, незаметно для пользователя переключаясь на нужный диапазон частот. Если позволяет техническое и программное обеспечение, разумеется.
Некоторые пользователи обнаруживают, что плотная листва на деревьях мешает сигналу ГПС больше, чем у других систем. Также нельзя игнорировать тот факт, что использование иностранных сервисов сильно зависит от международной обстановки.
Зачем всё это может пригодиться
Об одном применении спутниковой навигации — выстраивании маршрутов движения автомобилей — речь уже заходила. Но такие возможности полезны также водному и авиационному транспорту, железной дороге. Трудно обойтись без них службам быстрого реагирования, геодезистам, топографам, землемерам и кадастровым инженерам. Точно ориентироваться на местности важно туристам, рыбакам, охотникам, геологам, егерям. Определение координат всегда пригодится в сельском хозяйстве, научных исследованиях. Следить за местонахождением отдельных животных, определять границы географических объектов, контролировать сложные процессы (морские течения, атмосферные вихри, вулканические извержения) без «небесной линейки» невозможно. Даже обычным пешеходам и пассажирам городского транспорта подобная технология полезна, она помогает не заблудиться в малознакомых местах или там, где нет особых ориентиров.
Использование таких комплексов в военных целях совершенно очевидно. Можно ещё упомянуть обслуживание газопроводов, нефтепроводов, биржевую и торговую сферу. Трудно даже перечислить все области применения космонавигации. Так или иначе, в сложных случаях улучшить качество работы оборудования помогает усилитель сигнала на базе репитера BS-GPS-75. Устройство покроет площадь до 1000 квадратных метров, нормально работает с российской, американской, китайской и даже европейской системами. Даже под землёй оборудование будет гарантировать отличный результат. Можно обеспечить подключение к охранным и телеметрическим сервисам.