Лёха родился в южном городе в обычной семье. Они жили в трёжэтажке, которая располагалась буквой Г, создавая уютный двор. С его открытой стороны шла череда гаражей. У подъездов стояли лавочки. Была спортивная площадка, две песочницы для детворы и две беседки.
В центре двора рос большой клён, который был его украшением. С весны и до осени резные листья могучей кроной возвышались, как бы венчая пространство. Осенью листья начинали желтеть. При этом на них появлялись красные прожилки. Вот это было зрелище! В хороший день на фоне ясного голубого неба под лёгким ветерком трепетали яркие жёлтые листья с красными штрихами, создавая праздничное настроение и завораживающий вид. Многие из жильцов любили смотреть на эту картину.
Под клёном стоял прямоугольный стол и две скамьи со спинками по бокам. Это было место для взрослых. Мужики там играли в карты, домино, пиво пили с таранькой. Младшие туда даже не совались, чтобы не сказали, что пришёл уши греть. Да и не принято это было во дворе. В основном там собирались те, кто отсидел. Живописные наколки красовались на их руках, выглядывали из под рубах и маек.
Старшим здесь был дед Савелий. Дед было скорее уважительное, чем с намёком на старческий возраст. Иногда к Савелию приходили разные люди, с которыми он вёл разговоры здесь же под клёном, или уходя в свою квартиру. Бывало, что Савелий уезжал на несколько часов или дней. Обычно за ним приезжала «Волга» или «Жигули».
Иногда тихо, под гитару под клёном звучали песни. Пели душевно. Особенно в этом отличался Домовой – правая рука деда Савы. Мелодия трогала душу, рассказывая о колымских лагерях, молодом парнишке, которого осудили, о магаданских пристанях, куда сходили с пароходов зеки и журавлях, пролетающих над зоной. Были и удалые сюжеты об удачном воре, интересных делах, да разных случаях, происходивших в мудрёной воровской жизни.
Это сообщество вызывало у пацанов уважение, передававшееся от старших ребят, которые могли подойти за стол под клён. Но сильно о тех делах и разговорах при младших они не распространялись.
У пацанов был свой штаб за гаражами под липой. Они гордились местом и деревом, проводя параллель со старшими. Здесь говорили и обсуждали свои вопросы, играли в шашки, карты, курили, чтобы из взрослых никто не увидел.
Двор жил своей жизнью. Ребята часто играли на площадке в волейбол и футбол. Иногда на особо азартные матчи стягивались взрослые, начиная болеть и комментировать. Весело было.
Не обходилось без игры в войнушки и казаки – разбойники. Вот тогда во дворе закручивался вихрь страстей!
Лёха был подвижным пацаном, рос, как все. В школе был хорошистом. При этом нравились ему одновременно математика с физикой и литература с географией. Его отец был машинистом тепловоза. Лёха любил послушать истории отца о поездках. Разное бывало. У «Запорожца» на переезде вывернуло колесо. Выход к переезду был из-за поворота. Успели экстренно затормозить, остановившись в семи метрах от машины. Пастух не уследил за стадом и коровы вышли на полотно. Звук громыхающего состава, сигналы заставили пятерых бурёнок покинуть дорогу, а молодой бычок рванул не в сторону, а по прямой. Что делать? Состав на приличной скорости идёт и нагоняет беглеца. Вновь стали притормаживать. Тут помог случай. По дороге, которая шла параллельно железке, ехал ГАЗон. Вот у него и прозвучал хлопок – выстрел из выхлопной трубы. Такого машинистам не забыть. Бычок на всей скорости почти боком скаканул в сторону с полотна и рванул по полю.
Однажды к ним на урок физкультуры пришёл незнакомец. Он посидел на лавочке стадиона, а затем Лёху и Санька их учитель физкультуры подвёл к нему. Это был тренер секции по лёгкой атлетике. Он предложил им заниматься у него. Лёхе занятия нравились. Ему одинаково хорошо давались и спринтерские и стаерские дистанции. Также нравились прыжки в высоту.
В каждой дисциплине он выработал свою тактику. В спринте Лёха чувствовал себя молнией. На длинных дистанциях он не рвал со старта вперёд. Часто делил расстояние на три части, спокойно стартовал, обходя затем по очереди группы бегунов. Бывало, если попадался сильный соперник, который с ходу шёл в отрыв, старался держаться у него на хвосте. Таким лидерам не нравилось, что кто-то дышит в спину, немного выбивало из колеи. Вот на финишном этапе Лёха включал резерв и обгонял соперника. Вернее старался. Не всё и всегда получалось, как он хотел.
На прыжки в высоту он выходил, как тореадор, это ему как-то тренер сказал. Вначале он оценивал обстановку. Лёгкий старт, стремительный разбег и, было впечатление, что он отталкивался от воздуха. Затем он пластично и грациозно огибал планку, изящно и немного артистично падая на маты. Он сам от этого получал удовольствие.
Тренер говорил ему о большом будущем. Да и разряды, которые он вскоре получил, это подтверждали.
Только тянул Лёху двор с его блатной романтикой. С пацанами слушали Аркадия Северного, Розенбаума, Гулько и Токарева, которые расписывали разные стороны жизни криминального мира. Дед Савелий был соседом Сазоновых по площадке. Поэтому Лёха общался с ним немного больше, чем остальные пацаны. Тот иногда просил купить ему хлеба, да молока с колбаской, когда мать отправляла Лёшу в магазин.
Лёха рос и стал узнавать о делах Савелия, который оказался авторитетным человеком в криминальном мире. Паренька стала преследовать мысль, как проявить свой талант, естественно в криминальной плоскости, чтобы стать на равных с теми взрослыми и загадочными мужиками. Было у него такое предчувствие, что есть у него такие способности.
Лёха одинаково хорошо общался со всеми ребятами двора. При этом со Спартаком – мальчишкой армянином из второго подъезда их связывала настоящая дружба. Третьим в постоянной компании был Стёпа – Стёп, как они называли его, который жил в частном доме на соседней улице. Они вместе ходили в большой и летний кинотеатр, на танцы и в школу, где были одноклассниками.
Вторым стимулом к реализации своих не совсем законных способностей стало желание иметь деньги и фирменные вещи. Отец с матерью Лёшку не баловали, как и младшую сестрёнку Катю. Было всё необходимое для нормальной жизни и хорошо. Только хотелось и джинсы Wrangler и кроссовки Adidas купить, да пойти на танцы. Но желания с возможностями не сходились, а мелочёвка не выручала. Впереди - окончание 10-го касса и здравствуй, взрослая жизнь.
Однажды в начале апреля Лёха сидел на лавочке и ждал знакомого напротив ювелирного магазина «Чародейка». С пареньком сговорились на японский стереомагнитофон «Sharp». Хорошо купить и продать немного помогало Лёхе восполнять свои растущие запросы.
Он рассматривал людей, которые входили и выходили из магазина, который располагался в старом здании.
- Как бы его обнести? – мелькнула у него мысль, но не практическая, а чисто спортивная: смогу – не смогу придумать.
Лёха стал перебирать варианты. Появился азарт, как при решении интересной задачи. Налёт, как в фильмах? Идиотизм. Менты будут здесь быстрее, чем чихнёшь. А ночью? Так, сигнализация. Тот же вариант.
Лёха встал с лавочки и пошёл в магазин. Вошёл и, постояв у прилавка, вышел. Зашёл во двор. Здесь были только подъезды, значит вход один.
Тогда остаётся войти через верх из квартиры.
Простота решения даже удивила его. Он вернулся на лавочку, где его ожидал знакомый. Быстро сговорились и разошлись. Лёха пришёл домой, поставил пакет с магнитофоном в шкаф, лёг на диван и стал размышлять.
План стал складываться, словно детские кубики. Он не обольщался, а задавал сам себе неудобные вопросы, на которые быстро находились ответы. Когда всё было решено, Лёха глянул на часы. Три часа размышлений пролетело незаметно. Теперь нужно было переговорить с кентами.
Спартак и Стёп внимательно выслушали идею друга.
- А куда мы всё денем? – спросил Стёпа после недолгого молчания.
Вот об этом Лёха даже не думал, потому что его занимало главное – как проникнуть в магазин. Поэтому он удивлённо посмотрел на товарища.
- Да подождите вы с продажей, - остановил Спартак, - А квартира, что уже в вашем распоряжении? Там же люди живут.
Сказать, что упал – нет, Лёха грохнулся на землю. Первый вопрос удивил, а вот второй не оставлял шансов. Как же он мог упустить такое важное обстоятельство?
- Пошли, нужно узнать, кто там живёт, - быстро пришёл в себя Лёшка.
- Пойдём, у меня там знакомый есть, - поддержал Стёп.
На город опустился вечер. Витрины окрасились подсветкой. Устроились на лавочке. Через двадцать минут Степан вернулся к ним.
- Ну, у тебя и нюх, Лёха, - начал он с улыбкой, - Как раз угловая квартира сдаётся.
- Домой, - скомандовал Лёха.
Весь вечер крутили и обсуждали варианты, дорабатывали план.
На следующий день Спартак поехал в Черёмушки. Там проживал один алкаш. Он подкатил к нему и, рассказав красивую сказку, попросил помочь снять квартиру. Сговорились ехать прямо сейчас по трезвянке. Оплата за услугу была царской – 5 бутылок водки, 5 пачек «Беломорканала» и кило докторской колбасы. Через три часа квартиру сняли. Алкаш – интеллигент, пока был в трезвом виде, даже произвёл впечатление на хозяйку, выдав ей свою душещипательную легенду съёма квартиры.
В это время Стёп, как бы случайно, встретился с комсомольским вожаком их школы. Невзначай он рассказал ему об успехе по организации выступлений школьных духовых оркестров на 7 ноября в городе, где жил его двоюродный брат. Успех выступлений и признание работы того комсорга воодушевили собеседника. Тут же в разговоре прикинули, кого можно задействовать и в каких местах. Степан как бы поддакивал и тут же обозначал преимущества выбранных точек для выступлений.
- Тот парень, как мне брат говорил, принципиальный был, всё сумел отстоять, поэтому и получилось, - сказал он в заключении комсоргу, - Да и у тебя всё будет тики-так. Ты вон сколько нового добавил. Такую идею просто необходимо показать всем.
Дни до праздника прошли в хлопотах. На квартиру доставили инструмент, через третьих лиц интересовались, как комсорг готовит выступление.
К тому же Лёха придумал, как сбыть драгоценности, что его сильно обрадовало.
Продолжение следует.
Ссылка на 1 часть https://dzen.ru/media/russuzet/kovarnyi-zapah-svobody-1-chast-6558390a3b549d019ed26690
ссылка на 3 часть: https://dzen.ru/media/russuzet/kovarnyi-zapah-svobody-3-chast-655d6a2d4e1b222949d453c2