В международный прокат вышел фильм «Баллада о змеях и певчих птицах», приквел к всемирно известной трилогии «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс в главной роли. Рассказываем, чего ждать от приквела про Кориолана Сноу и получилось ли у создателей картины усидеть сразу на нескольких стульях.
Фильм начинается с того, что юный Кориолан Сноу (Декстер Сол Анселл), которого все зовут просто Корио, сталкивается со смертью отца, которого убили повстанцы. Мать мальчики умерла еще при родах. Он ее совсем не знал, но запомнил, что она пахла розами. Несмотря на то что вся его жизнь прошла в Капитолии, у Корио, его кузины Тигрис (Хантер Шафер) и их бабушки (Финола Флэнаган) нет ни гроша. Они едва сводят концы с концами, и Сноу надеется на стипендию, чтобы получить образование и закрепиться в верхушке власти. Неожиданно становится известно, что все студенты престижной академии, где также учится Корио (Том Блит), притворяющийся, что у его семьи есть деньги, должны стать менторами трибутов новых, десятых Голодных игр.
Мероприятие проводится всего несколько лет, но уже потеряло в рейтингах и вот-вот угаснет. Распорядитель игр, доктор Волумния Галл (Виола Дэвис), никак не может этого допустить, а Корио не хочет потерять возможность выиграть главный денежный приз. Движимый жаждой денег, он понимает, что ему нужно как-то выделиться и выдвинуть на первый план свою подопечную. К счастью, ею оказывается яркая и красивая Люси Грей Берд (Рэйчел Зеглер) из 12-го дистрикта. Между ними сразу вспыхивает симпатия, и вот уже Корио готов рискнуть всем, чтобы спасти участницу игр. Или все-таки самого себя?
Пока в 2020 году в мире бушевала пандемия коронавируса, писательница Сьюзанн Коллинз выпустила приквел своей знаменитой трилогии «Голодные игры» — «Балладу о змеях и певчих птицах». И хотя сам роман прошел довольно незаметно для публики, ведь читатели были больше озабочены вопросами здравоохранения, его сразу же купили для экранизации. Четыре фильма о приключениях Китнисс Эвердин собрали в прокате около полутора миллиардов долларов, поэтому упускать такую золотую рыбку, а в данном случае птичку, никто не хотел. В режиссерское кресло сел уже всем знакомый Фрэнсис Лоуренс (который снял три из четырех фильмов оригинальной франшизы), за сценарий отвечали Майкл Арндт (он работал над частью «И вспыхнет пламя») и новичок в мире Панема Майкл Лессли. В ролях — звезды мирового масштаба: Виола Дэвис, Джейсон Шварцман, Питер Динклэйдж, а также быстро набирающая популярность Рэйчел Зеглер и перспективный Том Блит. Казалось бы, что могло пойти не так? Оказывается, много что.
Первая и одна из главных проблем фильма — это сама история. Фильм условно поделен на три части (хотя по факту на две: до и после Голодных игр), и каждая из них — это словно отдельная картина в новом жанре. В начале действие похоже на антиутопию, то, чего зритель и ждет: мрачный послевоенный Панем готовится к новым Голодным играм. Но потом всё сводится к мелодраме, а она, в свою очередь, оборачивается военной драмой. Необходимость показать, как герой дошел до того образа, который мы знаем из «Голодных игр», сыграла с создателями злую шутку. Чтобы показать достойный ориджин про злодея, можно было пойти двумя путями: по пути Джокера Тодда Филлипса и уйти в сложную драму или же сделать яркое и незабываемое шоу в стиле «Круэллы» или «Малефисенты». Ни того ни другого тут, конечно, не получилось. Создатели сами запутались в том, какой фильм они снимают. О том, что это приквел к всеми любимой истории, зритель может вспомнить только благодаря раскиданным пасхалкам.
От манерного поклона Люси и названия растений до небрежно кинутого на арене лука и всем знакомой песни про дерево висельника, которую за фильм спели три раза, чтобы наверняка, — напоминаний об оригинальной трилогии много. Героиня Рэйчел Зеглер много и очень хорошо поет. Отнести ли этот момент к плюсам фильма — вопрос, скорее, из области вкусовщины. Можно сказать, что название свое в этом плане фильм оправдывает — баллад много. Но уместны ли они?
К самим актерам вопросов не возникает. Британец Блит, который массовому зрителю пока не знаком, — лучшее, что есть в этом фильме. Он выдает прекрасный перфоманс и одними бездонными голубыми глазами отыгрывает большой спектр эмоций будущего тирана Панема. Химия с Зеглер тоже сомнений не вызывает — смотреть за развитием их отношений приятно и хочется узнать, чем же всё кончится. Но такого удовольствия авторы зрителю не подготовили. История Корио и Люси заканчивается максимально странно и вызывает множество вопросов. В угоду регрессу героя многие повороты в картине выглядят нелогичными и надуманными. Мотивация Кориолана Сноу меняется каждые несколько минут — это можно объяснить сложностью книжного персонажа, но на экране выглядит скомканно и неровно.
Не радуют и сами Голодные игры, которым отведена в лучшем случае лишь половина фильма, а то и меньше. В отсутствие современных технологий трибуты сражаются на арене, напоминающей обычный стадион: никаких голографических кошек или кровавого дождя еще не придумали. К участникам игры отношение совсем не такое, как в будущем, — сейчас они больше похожи на рабов из «Отверженных». Голодные, грязные, ходят исключительно в кандалах. А главное, дистрикты, как это было в оригинальной трилогии, ничем не выделяются. В «Голодных играх» каждый дистрикт отвечал за одну из сфер жизни — изготовление, переработку, охоту или земледелие, в общем, трудились на благо Капитолия. И это давало участникам разные преимущества на арене. За 64 года до Китнисс Эвердин смотреть действительно было не на что. Дети бегают друг за другом с вилами, словно первобытные дикари.
Среди всех бледно одетых людей и коммунистических пейзажей заметно выделяется распорядитель Голодных игр Волумния Галл (имя тонко отсылает к древнеримской матроне, жене политика Гнея Марция Кориолана). Но персонаж ее настолько абсурден как внешне, так и сюжетно, что даже немного неловко. Она похожа на чокнутого профессора из комедий 90-х, а не на грозную и страшную женщину власти. Ее эксцентричные наряды — тонкая ниточка между теми Голодными играми, которые мы знаем (пиршеством и торжеством денег и шика на грани фола) и скучным миром послевоенного Панема. Но выглядит она там очень дисгармонично, глупо и преимущественно смешно.
Смешение жанров, отсутствие привычных визуальных атрибутов из оригинальной франшизы, за которую ее так полюбили, запутанная мотивационная линия главного героя и затянутый хронометраж сделали из долгожданного приквела «Голодных игр» совершенно бледное и необязательное кино, которое спасают только исполнитель главной роли и некоторая химия между персонажами. Поклонники оригинальной трилогии смогут найти в картине что-то для себя и даже сказать, что у любой, даже самой красивой розы есть шипы, но, увы, увядший цветок к жизни не вернуть. Лучше пересмотреть первые «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс.
Текст: Анна Фихан
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.