Найти тему
Катарсис

«Косьба»: самый жуткий рассказ Романа Сенчина

Очень редко теперь в эти холодные осенние дни выглядывает солнышко... оттого его свет воспринимается, как настоящее чудо, что чудо и есть :)
Очень редко теперь в эти холодные осенние дни выглядывает солнышко... оттого его свет воспринимается, как настоящее чудо, что чудо и есть :)

Здравствуй, друг.

Рассказом «Косьба» замечательный российский писатель Роман Сенчин меня удивил. Не в хорошем или плохом смысле – а просто удивил. Совсем иное я привыкла читать у него. А в «Косьбе» криминал, кровопролитие. Не совсем в сенчиновском стиле, как я думаю. Но рассказ произвел на меня впечатление, как и все, что написал автор.

Эта история вызвала в моей душе маленькую бурю. Маленькую, но сшибающую с ног. Сложно описать свое впечатление, обойдясь без спойлеров, но я попробую (но самую капельку они все-таки будут).

В рассказе идет речь о столь чудовищном преступлении, что кровь леденеет в жилах. Об виски после прочтения неустанно бьются вопросы: «Неужели человек может пасть настолько глубоко? Неужели существует настолько густая чернота человеческого порока?»

Что это у преступника: предельная степень безумия, когда человек уже попросту не сознает, где грань между добром и злом, или же предельная степень порочности, когда человек осознанно и намеренно стирает эту самую грань? Если человек совершает то, что совершил один из персонажей рассказа – он либо злодей, который напрочь лишен и намека на человечность, либо безумец, у которого психика покорежена настолько сильно, что дальше уже некуда…

В истории есть еще другой персонаж, женский. Главная героиня. Она как будто бы жертва, на первый взгляд. Но только на первый. Она жертва, которая согласилась на эту роль своим бездействием. Жертва, которая позволила чтобы ее сделали таковой. Она из тех, кто вначале добровольно отдал грабителю ключи от своего дома, а затем стал хныкать, что ее обокрали.

То, как она в растерянности хлопала глазами, когда прямо в метре от нее преступник творил жуть – это меня выморозило просто. Я понимаю, что шок. Потрясение. Ужас. Паника. Ступор. Но героиня не сделала ничего и потом. Она совершенно аморфна. Она могла изначально не давать развиться всей этой истории, но поддалась соблазну. Она могла не подставлять других людей, но попросила о помощи, потому что сама слишком бесхребетна, чтобы противостоять противнику. Она могла предотвратить хотя бы второе преступление. Она могла после всех преступлений попытаться направить руку правосудия в виде полиции на чудовище, но она не сделала и этого. Она не сделала за всю историю вообще ничего. Ни для того, чтобы защитить саму себя, ни для того, чтобы защитить других, кто пострадал отчасти по ее вине. Она просто ужасалась, паниковала и строила планы, которые никак не пыталась реализовать.

Вот это вот бездействие, вот это вот отсутствие борьбы, отсутствие не результата даже, а самой попытки – не есть ли это тоже великое зло?

Достаточно, пожалуй. Лучше прочти этот рассказ, друг. Но предупреждаю, что он очень и очень тяжелый. В нем нет ничего, кроме мрака. В нем нет и искорки надежды.

Такого Сенчина мне довелось читать впервые.