Чем заняться вчерашнему студенту, если работать по специальности ну очень не хочется? Окончив богословский факультет, Гегель абсолютно не видел себя служителем церкви. Значит - в домашние учителя. В гувернёры.
(Начало рассказа здесь)
Живописное поместье, баронский замок... об этом периоде своей жизни Фридрих почти не оставил воспоминаний. Три года прожил в одной семье, четыре в другой, расстался с работой без сожаления. Очевидно, и сам не считал призванием учить детей грамоте, и господа относились к молодому учителю свысока. Одно было хорошо - огромная библиотека. Перечитал уйму сочинений по истории. Фрагменты начали складываться в единое полотно!
Определённо, история - не нагромождение случайностей, кое-как упорядоченное волей правителей. Если рассматривать большие периоды, эпохи, эры - становится очевидным, что генеральная линия ЕСТЬ! Но значит, есть и ТОТ, кто задумал - и осуществляет?
И самые дерзкие умы восемнадцатого века не решались отказаться от самой идеи бога. Если даже были уверены, что природа развивается по своим собственным законам, бог у них становился "генеральным архитектором". Первопричиной, первотолчком. "Вездесущий, всезнающий, всемогущий?" В этом Гегель усомнился ещё на студенческой скамье. Тогда - какой?
"Абсолютный дух" - такое имя Гегель даёт верховному существу. Самого слова "бог" он избегает - ведь его персонаж не похож ни на одного из богов традиционных религий. Он похож на... подростка, который играет в шахматы сам с собой. И за чёрных, и за белых. Ищет наиболее блестящую комбинацию, кратчайший путь к цели, и действует методом проб и ошибок. Не всеведущий отнюдь: заблуждается, смахивает с доски фигуры (целые страны и народы), начинает сначала... Видит перед собой цель - победу свободы и разума, но путей к этой цели не знает. Ищет.
Но почему именно подросток? Потому что, подобно подростку-человеку, Абсолютный дух в процессе деятельности познаёт сам себя, свои собственные возможности и способности. Взрослеет. И всё более отчётливо сознаёт, что материальная и духовная составляющая жизни людей неравноценны, духовное - важнее, надо развивать!
Вот хотя бы пример простой и наглядный: история искусств. Разве случайно прежде всего совершенства достигла архитектура - сплошная организованная материя? Затем пришла очередь скульптуры - организации ещё больше, а "материи" меньше. Потом живопись - ещё больше "души" - а "материя" свелась к холстам и краскам. Настала очередь музыки - материального в ней только инструменты. Теперь вот литература - материальным носителем оказалась всего лишь бумага. Что дальше? Ясно только, что свобода творца возрастает, всё более освобождаясь от пут материального.
А история человечества - это история обретения свободы. Первобытный человек был несвободен абсолютно. В античности выбор появился: между рабством и свободой, несколькими профессиями, физическим трудом и умственным. Средневековье добавило свободу в выборе места жительства, языка. Век просвещения впервые провозгласил свободу вероисповедания. И вот - Французская революция, в лице Наполеона, подарила свободу от феодальных повинностей, свободу землепользования и предпринимательства (законно всё, что не во вред ближнему), свободу верить - или вообще отказаться от религии, свободу разводов (брак более не таинство, а гражданская сделка, которую можно расторгнуть), свободу (и даже обязанность) учиться. И единое для всех гордое звание "гражданин".
На глазах менялся мир: сыпались, как карточные домики, обветшалые монархии, высвобождая творческую энергию людей, ещё вчера безвестных. На глазах родилось новое искусство, организующее и мобилизующее.
Не ясно ли, что великие люди - это порученцы Абсолютного духа, проводники Его воли? А ему, Фридриху Гегелю, посчастливилось жить в то время, когда "количество перешло в качество", когда перемены в обществе и в умах людей достигли критической массы - и цивилизация выходит на совершенно новый уровень! Как же не желать увидеть Наполеона своими глазами, как не прикоснуться к Истории?!
Но близкое знакомство с наполеоновским вояками пошатнуло его оптимизм: ввалились в дом целым взводом, потребовали жрать. Узнали, что хозяин - профессор, поворчали, что поживиться здесь, конечно, нечем, но за стол всё же уселись. Корми их и пои. И если в начале трапезы Гегель вполне искренне поднял тост за Наполеона, то через два часа просто ушёл из дома, чтобы не любоваться перепившейся солдатнёй. Ничего не поделаешь, люди не меняются. Да понимают ли они величие своей миссии, или просто увлечены ярким лидером - и отвернутся от него, когда от него отвернётся Фортуна?!
И когда троны были восстановлены, а память о всякой "вольности" загнана в подполье, пришлось задать себе вопрос: ЗАЧЕМ? Абсолютный Дух прервал неудачную партию, чтобы начать сначала, с другим "человеческим материалом"? Вот когда появился образ "спирали": история идёт не по кругу, вопреки поэтическому выражению Писания "Что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем". Нет, спираль - не круг, это выход на новый уровень знаний и действия - с каждым новым витком!
Так волна за волной накатывают на утёс, и какая из этих волн "лишняя", а какая окажется решающей? В конце концов утёс рухнет. И "либертад" - Свобода - это то, что станет само собой разумеющимся для будущих поколений. Вот только будут ли помнить жители счастливого нового мира, что у основания их благоденствия - трагическая фигура Наполеона?
Но если очевидно, что развитие идёт по спирали, остаётся выяснить, есть ли у Абсолютного Духа метод? Законы, которые он установил сам для себя? Ведь если мы их выясним - в наших руках окажется БУДУЩЕЕ!
Окончание рассказа здесь: