Этот детективный триллер является экранизацией романа “Кожа для барабана, или Севильское причастие” (1995, La piel del tambor) испанского писателя и бывшего военного репортёра Артуро Переса-Реверте (Arturo Pérez-Reverte Gutiérrez). Это уже четвёртый фильм, снятый по его роману, который я посмотрела – “Фламандская доска” (1994), “Девятые врата” (1999), “Тайный меридиан” (2007) – и утвердилась в восхищении, насколько обширный у писателя круг тем/интересов, которые он может поднять и проработать в своих романах. Которые потом просятся на экран. Живопись, культ дьявола, морские приключения и теперь – соединение религии и криминального мира.
В детективном триллере “Человек из Рима” очень сильно закручена интрига. Это одна из тех историй, когда в ней сразу много всего происходит, мозг сам пытается всё это сопоставить, при этом поспеть за главным героем и его расследованием, а параллельно отмечает новые исторические факты для общего развития.
Сюжет
В IT-подразделении резиденции Папы Римского программисты зафиксировали хакерскую атаку на внутренний сайт Ватикана. Хакер обошёл все защиты и прислал личное сообщение понтифику, в котором обратился с просьбой защитить “безропотных овец вашего стада” и Церковь Богоматери Слёз (Nuestra Señora de las Lágrimas) в Севилье, потому что торговцы угрожают ей, и она убивает, чтобы постоять за себя.
От Ватикана отправляют в Севилью своего сотрудника падре Куарта, чтобы он собрал беспристрастный отчёт о смертях в старинной церкви. Прибыв в Севилью и начав расследование, падре Куарт понимает, что дело здесь намного сложнее и запутаннее, чем несчастные случаи.
Впечатление после просмотра
Криминал – это тоже религия. Вот что я поняла за время просмотра. Хотя интрига в “Человеке из Рима” закручена очень сильно – здесь есть крутые программисты, взломы секретных учётных записей, коррупция, убийства и разоблачения, – но сводится смысл к тому, что человек, у которого нет ничего святого, решил продать землю, на которой стоит церковь, чтобы прикрывать свою криминальную деятельность. Идею этого католического криминального триллера, украшенного рясами святых отцов, можно понимать так: отдельно взятый человек возомнил себя сильнее Бога, потому что в него верят не все, а деньги обладают большей силой.
Да и сама католическая церковь представлена в этой истории не такой уж святой. Это самое настоящее масштабное учреждение с бюрократией, множеством департаментов с самым большим руководителем, восседающим на троне словно Бог и окружённый высокопоставленными особами, полевыми агентами, высокими технологиями и напряжёнными отношениями с местными властями.
Но здесь не только низменные понятия, в фильме нашлось место личным переживаниям и откровениям. В первую очередь главный герой падре Куарт казнит себя за некую ошибку, конкретно о ней ничего не говорится, лишь обозначается в исповедальне в самом начале, но сам факт в том, что за суровой внешностью и методичными действиями скрывается “раненое сердце”. Обычно такие контрасты хорошо смотрятся в фильмах.
Падре Куарт – сотрудник разведки Ватикана, именно он оказывается в центре расследования ситуации вокруг церкви в Севилье. Как это экзотично, что человек в звании священника умеет драться, владеет огнестрельным оружием и больше похож на Джеймса Бонда, чем на скромного святошу.
Он, прибыв в Севилью из Рима, сразу знакомится с американским архитектором Грис Марсалой, которая уже два года занимается реконструкцией Церкви Богоматери Слёз, значительно замедлившейся из-за остановки финансирования государством и грядущим планом сноса памятника культурного наследия ради того, чтобы на её территории возвести квартал “Санта-Крус” с жилыми комплексами, ресторанами и торговым центром.
Потом он встречает семью Бруннер, мать и дочь, которые всеми силами против сноса Церкви, а ещё против этого сноса местный священник Ферро – он соотносит себя с этим местом и не представляет иного исхода, кроме как всеми силами сохранить целостность своего “дома”. Центральное место в Церкви занимает деревянная скульптура Девы Марии, слёзы на её лице выполнены из прекрасных жемчужин. И за всем этим – за людьми, за жемчужинами и охотниками за землёй, где стоит Церковь, – есть секреты.
У каждого есть свой секрет, возможно, даже у самой Церкви, в стенах которой за время раскручивания интриги погибает три человека – почему это происходит? Как связаны с этим атаки хакера на сайт Ватикана? Падре Куарт со всем разберётся – он узнает о разногласиях между супругами (вице-президентом банка, который предложил щедрую сумму местному архиепископу за выкуп Церкви), местных легендах, шантаже и сокрытии информации.
В фильме “Человек из Рима” очень много действующих лиц, поначалу это вызывает затруднение в отслеживании действий каждого, и только во второй половине начинаешь более-менее успевать за их передвижениями. Зато ожидать развязки становится веселее, потому что больше вариантов для ответа – кто за чем стоит, кто что сделал.