Вы получали в детстве странные, иногда пугающие, иногда вызывающие светлые ощущения мистические впечатления? Решила написать небольшую статью об этом, потому что обратила внимание, что последнее время частенько понимаю, что какие-то иррациональные моменты (не страхи, а скорее устойчивые реакции) связаны именно с книжными впечатлениями раннего детства (дошкольного и начальной школы). Конечно, какие-то фрагменты фильмов (не только детских, но и взрослых, случайно увиденных) тоже врезались в память, в силу того, что там ещё и визуальный ряд. Но даже не знаю, что сильнее действовало, книги или фильмы, ведь в книгах была возможность сконструировать образ самому, а это иногда воздействует глубже, чем "готовая" картинка.
Я буду брать впечатления в основном раннего школьного периода, когда читала уже сама. Читать меня учили спешно, прямо перед первым классом. Спешно и почти безуспешно, так сказать. Что-то внутри меня очень сильно сопротивлялось, хотя я обожала, когда мне читали вслух. Вроде и буквы выучила (никаких спец.методик мои родители не использовали. Брат мой, если верить семейному преданию, сам сам по газетам читать научился в 4 года), и слоги, а процесс не шел. Короче говоря, букварь меня чем-то очень настораживал, складывать слоги было сложно и изрядно напрягало. Подозреваю, я просто не хотела выходить из кокона счастливого ребенка, который лежит себе в пледике, а ему читают вслух, я была ленивая почище Обломова и с возрастом это, к сожалению, изменилось мало.
Но вдруг мне очень удачно подсунули стихотвореньице В.Берестова "Как хорошо уметь читать" Может быть, кто-то помнит этот шедевр. Полностью приводить текст не буду, только последнюю строчку
"Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!"
Хитрость сработала на все сто, мотивация вспыхнула неимоверная. У меня случилось прозрение и озарение вместе взятые. Можно читать, когда захочешь! Почему-то такой естественно следующий из процесса обучения результат мне в голову не приходил, а родители такую очевидность разъяснять не сочли необходимым. Процесс пошел как по маслу, я научилась читать, а в первом классе уже получала разноцветных медведей, вырезанных из картона (это было поощрение такое) и похвалы после проверки скорочтения.
И тут началось. Я стала читать просто как заведенная, практически все подряд. Закончились домашние детские книги, пошли взрослые (но это уже попозже, в школе была библиотека, поэтому оттуда пополнение не иссякало). Помню, как летом мама привозила мне в выходные на дачу очередную книжку Волкова из цикла "Изумрудный город", я начинала ее читать еще в воскресенье, в понедельник к вечеру книжка заканчивалась....И я ждала новой почти целую неделю! Хорошо, что было летнее задание из художественной школы, отвлекало от читательской тоски.
И вот, собственно, самые странные и мистические впечатления из тех ранних книг...
Мэри Поппинс... Книга понравилась (мне почти все нравилось), но было странное ощущение чего-то скрытого, беспокоящего, что я не могла понять. С одной стороны, волшебства в книгах из школьной библиотеки было маловато. И то, как Мэри Поппинс заехала по перилам наверх, меня сразу, с первых страниц, привело в трепет и восторг. Я даже читала это вслух бабушке, с аффектацией в необходимом месте (бабушка почему-то не оценила). Но, с другой... Неприятно испугала глава "Тяжелый день", где Джейн попала в рисунок на Королевском Фарфоровом блюде, в старинный дом. По этой главе вообще можно полноценный хоррор снимать. Причем "ужасность" очень специфическая, завязанная на страхе смерти, небытия и инаковости потусторонних миров, которые тянут живых к себе. Кошмарные дети, прадедушка со зловещим смехом, слова о том, что Джейн никогда не вернется в свой мир...Брр.
Показалась странной глава "Полнолуние" про ночь в зоопарке, где выяснилось, что Мэри -- кузина Королевской кобры. Момент, что люди и звери поменялись местами меня сначала позабавил, но когда дошло до "кормления людей", и младенцы "жадно присасывались к бутылочкам", а дети жадно пожирали с палки пирожные, как-то затошнило. Частично от страха. Тут опять было что-то связанное с оккультными скрытыми тайнами, хотя я, конечно, этого не понимала. Еще одна крайне неприятная глава -- про миссис Корри (таинственную и непонятную сущность), которая деспотично помыкала огромными грустными дочерьми-великаншами Фанни и Анни и отламывала собственные пальцы, которые превращались в сахар (жуть. Хотя близнецам понравилось). Правда, в этой главе меня пленили пряничные звезды из фольги, которые норчью вся компания лепила на небо, и они загорались волшебным светом.
Везде была тайна, причем совершенно не раскрытая для детей. Потом уже, во взрослом возрасте я узнала, что Памела Трэверс увлекалась (с молодого возраста) эзотерикой и оккультизмом, это многое объясняет. Потому что подтекст многих историй из книги не тонко-философский (как мы видим, например в "Питере Пэне" Барри), а с явным оттенком оккультного мистицизма.
Еще из неприятных мистических впечталений -- сказка "Черная курица или подземные жители" А.Погорельского. Она вообще не зашла, да ещё и испугала каким-то явно загробным мистическим оттенком. Вроде бы (по масонским идеалам) история должна пробуждать высшие нравственные движения души, но у меня она совершенно ничего не пробудила, кроме раздражения. Даже не знаю, почему.
Жуткие моменты (может быть не очень мистические, но около того) были в сказке Е.Шварца "Два брата". Прадедушка Мороз очень напомнил Прадедушку из книги Трэверс, а замерзший в лед и разбившийся на кусочки младший брат просто ужаснул. С другой стороны, в этой сказке Шварц сумел добиться такого художественного воздействия в теме искупления вины, просто пробивающего душу (по крайней мере, мою в детстве точно пробил), что ужасы отходили на второй план.
А вдохновляющие, светлые, но тоже очень странные мистические впечатления были у меня от "Мио, мой Мио" А.Линдгрен. Птица-Горюн, в которую превратилась мать, потерявшая дитя, чайки, в которых превратились похищенные рыцарем Като дети, колодец-сказочник... Здесь тоже было что-то таинственное и потусторонее (отчасти), но совсем в другом роде. Светлом, не темном. Еще помню подобное впечатление от сказок О.Уальда, особенно от "Кентервильского привидения". И немного хорошей религиозной мистики (скорее, волшебства, всё-таки) было в одной из моей любимых сказок "Холодное сердце" В.Гауфа.
Это самое яркое, что я смогла вспомнить. А у вас были подобные впечатления при чтении детских книг?:)
Друзья, пишите свои мысли, ставьте лайки, это очень поможет продвижению канала!