Найти в Дзене
Феномен "женщин-идей" в романах Достоевского
Термин "женщины-идеи", возможно, не очень подходит, может быть, лучше "призрачные женщины". Это заметила далеко не я первая, но, действительно, есть у моего любимого Ф.М. удивительная способность создавать женские образы, которые подобно известной молодой даме на картине Марка Шагала улетают ввысь, отрываясь от реальной действительности, совершая поступки немыслимые и фантастические. И, что еще более удивительно, при этом сохраняется принцип "высшего реализма", потому что причудливые и эксцентричные...
1 месяц назад
Архиепископом Кентерберийским впервые стала женщина! Ура! Ну, Англия впереди планеты всей (в этом смысле).:) Я так счастлива, что готова формально перейти в англиканство, к конце концов, это конфессия моего любимейшего (и нежно любимого многими православными) Клайва Льюиса. Нет, ну а что... :) Правда, увы. музыка и иконопись мне ближе у Восточной церкви, это уже навсегда. Просто необходимо мне написать этот пост, потому что я очень долгое время хранила свою нервную систему от "светлых мыслей" некоторых особенно агрессивных соотечественников, считающих себя православными, и вот опять... Вляпалась. Увидела новость в другом Дзен канале и, обрадовалась, расслабилась, а потом... В комментах разгул угрюмой ненависти и прямо-таки ярости "православных" (причем и мужчин, и женщин). Решила просветить какого-то экстремиста, поносящего Англиканскую церковь, как еретическую, относительно англикано-православного диалога, длящегося аж с 16 века, и на высшей стадии почти достигшего объединения Церквей и евхаристического общения, и напоролась на оскорбления. Надо было думать, конечно, прежде чем лезть в гуано. Сломалось вся благодать,, кстати, на женском священстве, РПЦ сразу отъехала и заявила об излишней "либерализации" Англиканской церкви. А жаль... Вероучительных основ это не касается, а пасхальный радостный дух, так ярко горящий в апологетике Льюиса, очень близок православию. У них даже, вроде, до сих пор сохранилось с тех времен общество Сергия Радонежского. Многие просто не знают этих фактов, а просто ненавидят люто и самозабвенно всё "ненашенское". К сожалению, и Великобритания не радует хорошим отношением к России, но так уж исторически сложилось. Их политическая пропаганда тоже изрядно раздражает. Но, возвращаясь к теме -- УРА! Немного грустно, правда, видеть этот праздник из пространства, где женщин, просто по половому признаку, могут оскорблять даже в СМИ, могут оскорблять священнослужители (безнаказанно), депутаты (безнаказанно), и просто любой носитель соответствующих вторичных половых признаков. Рада. что не в Пакистане живу, но всё же... Даже, если женщина, как я, живет в определённой социальной прослойке, где подобное недопустимо, всё равно зловонное дыхание сексизма проникает из социума. То там, то сям. И все же, третий раз, УРА!!!!
2 месяца назад
О моём романе и искусственном интеллекте Друзья, я жива, и даже закончила роман:) На статьи меня не хватало, да и почему-то не было желания их писать, мозг слишком зациклился на собственном тексте. Роман будет называться "Дом Агаты". Сейчас редактирую. Опять вместо стройного психологического реализма, к которому я стремилась, получилось нечто с фантастическими допущениями. Наверное, это я и есть, такой вот винегрет жанров, если он у меня постоянно вылезает :) Нейросети наступают, и если вы не знали (хотя трудно поверить, что кто-то не занет) уже на данный момент значительный сегмент "коммерческих авторов" пишет в паре с ИИ. Мой брат уверяет, что я просто не понимаю, на какой стадии развития (спойлер -- высоченной, не только самообучающейся, но и генерирующей новый опыт, новые нейронные связи, как это происходит у человека) находится ИИ. Говорит, что дело пары десятков лет, чтобы почти ВСЯ новая художественная литература стала нейросетевой, и, знаете, я ему верю. Я пытаюсь вяло говорить о нашем уникальном перцептивном опыте, что Достоевский не смог бы написать монолог Мышкина о приговоренном к смертной казни, если бы сам не стоял на эшафоте... Но, чёрт его знает, что он там сможет этот ИИ... Вспомним роман "Клара и солнце"... Да, пока что, как я понимаю, наш единственный козырь -- органы чувств (из развития которых по академику Анохину и развилось сознание). Известный мысленный эксперимент, про исследователя, который может собрать всю имеющуюся в мире информацию о красном цвете в своем труде, а потом выйти из кабинета и посмотреть на красный цвет, разбил ученых на два лагеря. Изменится ли для него знание о красном цвете, после чувственного опыта? Одни считают --да, другие - нет... В любом случае, предвидя неизбежное, я спрашиваю, а для кого мы (безнейросетники) будем писать??? Процентов пять (если не меньше) читателей определят в скором будущем авторский текст или нейросетевой. Брат бодро (и с одобрением) сказал мне, что, вот, люди уже вовсю творят с ИИ, деньги зарабатывают. Это будущее, к ИИ надо относится уважительно. Сказал мне, -- не будь луддитом! Я даже немного обиделась (считала себя всегда не очень консервативной). Но у меня в душе -- идити вы в .... со своими деньгами. Я вот пойду сейчас читать натурального Стейнбека.:) И писать сама. Хотя бы для себя.:) А вы что думаете про грядущие успехи ИИ ? :)
3 месяца назад
Клубок змей в сердце человека. Когда семья становится полем битвы
Франсуа Мориак -- один из крупнейших католических писателей двадцатого века. Эта довольно сухая строка из справочной информации, на самом деле, говорит почти обо всем. Только лишь, я бы сказала -- один из крупнейших христианских писателей, потому что, Мориак, на мой взгляд, благодаря художественному гению выходит за рамки привычных смыслов католицизма в поле общехристианской художественной идеи (тем более, Католическая церковь не очень-то жаловала его творчество). Романы этого автора в буквальном смысле преображают...
5 месяцев назад
Бытовая фантастика на ленинградских улицах
Книги ленинградского писателя Вадима Сергеевича Шефнера нравились мне в детстве (так вышло, что читала я их в основном в среднем школьном возрасте) своей простой волшебной "бытовой" фантастикой и особым ленинградским духом. Я очень люблю свой город, любимые его места словно органично "вросли" в мой художественный мир, специфику образов. Петербург (Ленинград моего детства) -- город очень непростой, с многослойной структурой символов. Недаром "Петербургские тексты" в русской литературе самые парадоксальные и трагичные...
6 месяцев назад
В моем нынешнем романе одна из героинь живет в доме Лидваля. Я решила поделиться фотографиями (одна из Инета, остальные мои) этого чуда северного модерна, украшающего Петроградскую сторону, которую иногда даже именуют "заповедником модерна". Этот дом Федор Иванович Лидваль, архитектор шведского происхождения, построил для своей матери -- Иды Лидваль. Получилось нечто удивительное, сказочный дом, приносящий массу положительных эмоций как жителям города, так и туристам. Дом похож на скалу из какого-то северного эпоса, каменные звери, птицы, полуфантастическеи морские чудища и растения чувствуют себя на этой скале весьма привольно. Даже балконы украшены цветами и животными! Дом имеет не только красивый и необычный экстерьер, но и внутри украшен по полной программе. Полы в квартирах были мозаичные (думаю, сохранились), в парадных топились камины, в некоторых ванных комнатах имелись "французские очаги". Мне очень нравится смотреть на дом Лидваля осенью, когда каменные зверюшки будто выглядывают из зарослей, в просветах желтой листвы. Если вы будете гулять по Питеру, обязательно полюбуйтесь этим домом, не пожалеете:)
7 месяцев назад
Искусство в искусстве
Меня с детства привлекали два вида искусства - живопись и литература. Это было совершенно ясно уже с малых лет, активно и много рисовать я начала где- то в пять лет ( может, чуть пораньше), читать научилась поздно, прямо перед школой, почти семь уже было. И оба этих занятия с тех пор прочно вошли в мою жизнь. Помню, как я изрисовала целую тетрадку в клеточку иллюстрациями к мифам Древней Греции (прочитала с упоением Куна). Меня пленило то, что в книге с мифами были иллюстративные вставки с фоторгафиями греческих скульптур и ваз, я их бесконечно рассматривала, они меня и вдохновили...
7 месяцев назад
Смотрела я тут лекцию об обезьянах на своем любимом портале "Антропогенез.ру", узнала интересную информацию (раньше даже не слышала). Причем эта информация (в её углубленном виде) мне сейчас кстати, потому как звери отчасти являются героями текущего романа:) Фактическим основоположником российской зоопсихологии и приматологии была удивительная женщина -- Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Она на свои деньги купила детеныша шимпанзе и растила его, наблюдая за привычками, навыками, развитием сигнальной системы. Потом, когда у исследовательницы родился собственный ребенок, она имела возможность проводить сравнительный анализ развития двух приматов, детеныша шимпанзе и детеныша человека:) Счастливая мать и ученый приматолог в одном лице! Это ли не идеал женской нормальной реализованности:) Была помимо прочего очень красивой женщиной, Маяковский при случайной встрече впечатлился, написал стихотворение:) Надежда Николаевна написала две монографии, и участвовала в организации Дарвиновского музея (основным устроителем был её муж - Александр Федорович Котс) в Москве. Её союз с мужем был идеален практически с любой точки зрения. Характерно, что деньги на приданое они потратили, купив чучела двух волков -- белого и черного.:) Готовить и вести домашнее хозяйство наша замечательня исследовательница не любила (очень хорощо её понимаю, я, вообще, только садоводство люблю искренне). Кроме того, из лекции новой для меня стала информация о том, что совсем рядом со мной (я живу в пригороде Петербурга) в Колтушах есть исследовательская лаборатория антропоидов. Там изучают поведение обезьян, проводят сравнительные эксперименты по поведению детей дошкольного возраста и обезян. Вроде как, даже в гости к ним можно приехать (однако, не нашла точной инфы). Эта наша колтушская лаборатория стала на данный момент чуть ли не единственной в России, потому что адлеровская (куда были переведены лаборатории из знаменитого центра в Сухуми, после грузинских заварушек) теперь, вроде как перепрофилирована во что-то другое (в связи с сво). Антропоидник находится под охраной ЮНЭСКО, как объект культурного и исторического наследия. Лекцию читала Тамара Георгиевна Кузнецова, нынешний руководитель атропоидника (тоже женщина удивительная). Первые три фото -- Н.Н.Ладыгина-Котс, последнее фото -- Т.Г. Кузнецова.
7 месяцев назад
Волшебная гора смыслов
"Волшебная гора" -- глубокий философский роман Т.Манна, увидевший свет в 1924 году. Это, безусловно, произведение, меняющее отношение к жизни. Прочитав его, получаешь какой-то немного странный почти духовный опыт, возникает ощущение пройденного пути, пути сложного, с множеством неожиданных испытаний. Удивительное свойство этого романа, он воспринимается как бы "постепенно", растягиваясь во времени параллельно с твоей жизнью, ты живешь, и живет в высокогорном уединенном санатории главный герой --Ганс Касторп, духовные искания юноши становятся твоими личными духовными исканиями...
8 месяцев назад
Сегодня День рождения Андрея Тарковского... Для меня существуют художники, которые "создали", еще в юности, часть моего внутреннего мира. Есть такие влияния, которые как будто закладываются в основу художественного мировосприятия человека, именно в ранней юности, когда впитываешь все впечатления жадно, порой неразборчиво. Они перемешиваются внутри, как-то взаимовлияют друг на друга. Одни куда-то исчезают потом, не затрагивая твоей "сердцевины", другие иногда всплывают в памяти, третьи -- остаются навсегда, фундаментом, большой и прочной тектонической плитой. Я рано познакомилась с фильмами Тарковского, в старшей школе. Мне удивительно, когда люди рассказывают, как засыпают при просмотре его фильмов, как нудно и скучно воспринимаются длинные кадры. Я тогда многого не понимала, не считывала большую часть аллюзий и символов, не могла достойно оценить великолепную операторскую работу, но при этом и оторваться от просмотра тоже не могла:) Это потом уже я прочитала множество статей, прочитала прекрасную книгу Майи Туровской (долгие годы книга стояла у меня на полке, на видном месте, потом её стащила дочка-киновед). А тогда, в шестнадцать лет, я просто наслаждалась. Какие кадры стали "внутренним плейлистом", тем. что прокручивается всю жизнь, подчиняясь внутренним настройкам? Перчислю некоторые: Кадры из "Зеркала" с молодой матерью (Терехова), моющей волосы, закадровое чтение стихотворения Арсения Тарковского "Свиданий наших каждое мгновенье..." (я потом читала это стихотворение милому юноше, который стал моим мужем). Пожар на хуторе...Струи дождя, зарево пламени, дети, восклицающеи: "Мама. мама..." Финальные кадры "Зеркала" -- старая мать (Мария Вишнякова), ведущая по полю (полю жизни) стриженых детей. Предгрозовые порывы ветра, выворачивающие листву белой стороной, гудок пригородной электрички... Воды мыслящего океана Соляриса, длинные травы, мерно колышащиеся под фугу ля-минор Баха. Финальные "пресмертные" кадры "Ностальгии", деревенский русский дом на фоне руин итальянского собора, перед домом сидит на влажной осенней земле человек, рядом собака... Медленно падают снежинки, закадрово русская заплачка... Последние кадры "Жертвоприношения", дерево, которое поливали отец с сыном. "В начале было Слово... Почему, папа?" Под музыку Баха ветви дерева медленно растворяются в ослепительном непереносимом блеске воды, похожем на сияние Фаворского света. Все это внутри меня. Спасибо, Андрей Арсеньевич...
8 месяцев назад
Умирание, как процесс осознания
Роман У.Фолкнера "Когда я умирала" не прост для прочтения, как и все романы писателя, надо войти в то быстрый, то медленный поток, несущий мысли и образы героев, и желательно, плыть по нему, не сопротивляясь, стараясь дать словам возможность пройти сквозь тебя. Только так получается уловить текст, понять его смыслы. Прямая передача потока сознания -- прием, которым Фолкнер владеет в совершенстве. Читателю ничего не разжевывается и не объясняется повествователем, никакой посторонней рефлексии, повествователя и авторского текста просто нет...
8 месяцев назад
Чужой среди чужих
Помню, что в юности я воспринимала роман В.Набокова "Приглашение на казнь", как манифест свободы для любого художника, любого неотмирного Цинцинната Ц., странного, неудобного, "непрозрачного" для сферы мещанской упорядоченности, мещанского тяжеловесного благополучия. Очень остро переживала этот роман, последние дни главного героя в камере крепости, последние унизительные испытания и кошмарные предательства (когда даже образ девочки-спасительницы становится угрожающим и фальшивым), я воспринимала (несмотря на явный символический подтекст), точно так же, как тошнотворный ужас рассказа В...
8 месяцев назад