Найти в Дзене
Бытовая фантастика на ленинградских улицах
Книги ленинградского писателя Вадима Сергеевича Шефнера нравились мне в детстве (так вышло, что читала я их в основном в среднем школьном возрасте) своей простой волшебной "бытовой" фантастикой и особым ленинградским духом. Я очень люблю свой город, любимые его места словно органично "вросли" в мой художественный мир, специфику образов. Петербург (Ленинград моего детства) -- город очень непростой, с многослойной структурой символов. Недаром "Петербургские тексты" в русской литературе самые парадоксальные и трагичные...
3 недели назад
В моем нынешнем романе одна из героинь живет в доме Лидваля. Я решила поделиться фотографиями (одна из Инета, остальные мои) этого чуда северного модерна, украшающего Петроградскую сторону, которую иногда даже именуют "заповедником модерна". Этот дом Федор Иванович Лидваль, архитектор шведского происхождения, построил для своей матери -- Иды Лидваль. Получилось нечто удивительное, сказочный дом, приносящий массу положительных эмоций как жителям города, так и туристам. Дом похож на скалу из какого-то северного эпоса, каменные звери, птицы, полуфантастическеи морские чудища и растения чувствуют себя на этой скале весьма привольно. Даже балконы украшены цветами и животными! Дом имеет не только красивый и необычный экстерьер, но и внутри украшен по полной программе. Полы в квартирах были мозаичные (думаю, сохранились), в парадных топились камины, в некоторых ванных комнатах имелись "французские очаги". Мне очень нравится смотреть на дом Лидваля осенью, когда каменные зверюшки будто выглядывают из зарослей, в просветах желтой листвы. Если вы будете гулять по Питеру, обязательно полюбуйтесь этим домом, не пожалеете:)
1 месяц назад
Искусство в искусстве
Меня с детства привлекали два вида искусства - живопись и литература. Это было совершенно ясно уже с малых лет, активно и много рисовать я начала где- то в пять лет ( может, чуть пораньше), читать научилась поздно, прямо перед школой, почти семь уже было. И оба этих занятия с тех пор прочно вошли в мою жизнь. Помню, как я изрисовала целую тетрадку в клеточку иллюстрациями к мифам Древней Греции (прочитала с упоением Куна). Меня пленило то, что в книге с мифами были иллюстративные вставки с фоторгафиями греческих скульптур и ваз, я их бесконечно рассматривала, они меня и вдохновили...
1 месяц назад
Смотрела я тут лекцию об обезьянах на своем любимом портале "Антропогенез.ру", узнала интересную информацию (раньше даже не слышала). Причем эта информация (в её углубленном виде) мне сейчас кстати, потому как звери отчасти являются героями текущего романа:) Фактическим основоположником российской зоопсихологии и приматологии была удивительная женщина -- Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Она на свои деньги купила детеныша шимпанзе и растила его, наблюдая за привычками, навыками, развитием сигнальной системы. Потом, когда у исследовательницы родился собственный ребенок, она имела возможность проводить сравнительный анализ развития двух приматов, детеныша шимпанзе и детеныша человека:) Счастливая мать и ученый приматолог в одном лице! Это ли не идеал женской нормальной реализованности:) Была помимо прочего очень красивой женщиной, Маяковский при случайной встрече впечатлился, написал стихотворение:) Надежда Николаевна написала две монографии, и участвовала в организации Дарвиновского музея (основным устроителем был её муж - Александр Федорович Котс) в Москве. Её союз с мужем был идеален практически с любой точки зрения. Характерно, что деньги на приданое они потратили, купив чучела двух волков -- белого и черного.:) Готовить и вести домашнее хозяйство наша замечательня исследовательница не любила (очень хорощо её понимаю, я, вообще, только садоводство люблю искренне). Кроме того, из лекции новой для меня стала информация о том, что совсем рядом со мной (я живу в пригороде Петербурга) в Колтушах есть исследовательская лаборатория антропоидов. Там изучают поведение обезьян, проводят сравнительные эксперименты по поведению детей дошкольного возраста и обезян. Вроде как, даже в гости к ним можно приехать (однако, не нашла точной инфы). Эта наша колтушская лаборатория стала на данный момент чуть ли не единственной в России, потому что адлеровская (куда были переведены лаборатории из знаменитого центра в Сухуми, после грузинских заварушек) теперь, вроде как перепрофилирована во что-то другое (в связи с сво). Антропоидник находится под охраной ЮНЭСКО, как объект культурного и исторического наследия. Лекцию читала Тамара Георгиевна Кузнецова, нынешний руководитель атропоидника (тоже женщина удивительная). Первые три фото -- Н.Н.Ладыгина-Котс, последнее фото -- Т.Г. Кузнецова.
1 месяц назад
Волшебная гора смыслов
"Волшебная гора" -- глубокий философский роман Т.Манна, увидевший свет в 1924 году. Это, безусловно, произведение, меняющее отношение к жизни. Прочитав его, получаешь какой-то немного странный почти духовный опыт, возникает ощущение пройденного пути, пути сложного, с множеством неожиданных испытаний. Удивительное свойство этого романа, он воспринимается как бы "постепенно", растягиваясь во времени параллельно с твоей жизнью, ты живешь, и живет в высокогорном уединенном санатории главный герой --Ганс Касторп, духовные искания юноши становятся твоими личными духовными исканиями...
1 месяц назад
Сегодня День рождения Андрея Тарковского... Для меня существуют художники, которые "создали", еще в юности, часть моего внутреннего мира. Есть такие влияния, которые как будто закладываются в основу художественного мировосприятия человека, именно в ранней юности, когда впитываешь все впечатления жадно, порой неразборчиво. Они перемешиваются внутри, как-то взаимовлияют друг на друга. Одни куда-то исчезают потом, не затрагивая твоей "сердцевины", другие иногда всплывают в памяти, третьи -- остаются навсегда, фундаментом, большой и прочной тектонической плитой. Я рано познакомилась с фильмами Тарковского, в старшей школе. Мне удивительно, когда люди рассказывают, как засыпают при просмотре его фильмов, как нудно и скучно воспринимаются длинные кадры. Я тогда многого не понимала, не считывала большую часть аллюзий и символов, не могла достойно оценить великолепную операторскую работу, но при этом и оторваться от просмотра тоже не могла:) Это потом уже я прочитала множество статей, прочитала прекрасную книгу Майи Туровской (долгие годы книга стояла у меня на полке, на видном месте, потом её стащила дочка-киновед). А тогда, в шестнадцать лет, я просто наслаждалась. Какие кадры стали "внутренним плейлистом", тем. что прокручивается всю жизнь, подчиняясь внутренним настройкам? Перчислю некоторые: Кадры из "Зеркала" с молодой матерью (Терехова), моющей волосы, закадровое чтение стихотворения Арсения Тарковского "Свиданий наших каждое мгновенье..." (я потом читала это стихотворение милому юноше, который стал моим мужем). Пожар на хуторе...Струи дождя, зарево пламени, дети, восклицающеи: "Мама. мама..." Финальные кадры "Зеркала" -- старая мать (Мария Вишнякова), ведущая по полю (полю жизни) стриженых детей. Предгрозовые порывы ветра, выворачивающие листву белой стороной, гудок пригородной электрички... Воды мыслящего океана Соляриса, длинные травы, мерно колышащиеся под фугу ля-минор Баха. Финальные "пресмертные" кадры "Ностальгии", деревенский русский дом на фоне руин итальянского собора, перед домом сидит на влажной осенней земле человек, рядом собака... Медленно падают снежинки, закадрово русская заплачка... Последние кадры "Жертвоприношения", дерево, которое поливали отец с сыном. "В начале было Слово... Почему, папа?" Под музыку Баха ветви дерева медленно растворяются в ослепительном непереносимом блеске воды, похожем на сияние Фаворского света. Все это внутри меня. Спасибо, Андрей Арсеньевич...
1 месяц назад
Умирание, как процесс осознания
Роман У.Фолкнера "Когда я умирала" не прост для прочтения, как и все романы писателя, надо войти в то быстрый, то медленный поток, несущий мысли и образы героев, и желательно, плыть по нему, не сопротивляясь, стараясь дать словам возможность пройти сквозь тебя. Только так получается уловить текст, понять его смыслы. Прямая передача потока сознания -- прием, которым Фолкнер владеет в совершенстве. Читателю ничего не разжевывается и не объясняется повествователем, никакой посторонней рефлексии, повествователя и авторского текста просто нет...
2 месяца назад
Чужой среди чужих
Помню, что в юности я воспринимала роман В.Набокова "Приглашение на казнь", как манифест свободы для любого художника, любого неотмирного Цинцинната Ц., странного, неудобного, "непрозрачного" для сферы мещанской упорядоченности, мещанского тяжеловесного благополучия. Очень остро переживала этот роман, последние дни главного героя в камере крепости, последние унизительные испытания и кошмарные предательства (когда даже образ девочки-спасительницы становится угрожающим и фальшивым), я воспринимала (несмотря на явный символический подтекст), точно так же, как тошнотворный ужас рассказа В...
2 месяца назад
Страсть, смерть и люди
Пугающая и притягательная близость страстной любви и смерти — сюжет неисчислимого количества литературных шедевров. Ничто так не будоражит душу, как вечный танец танатоса и эроса, танец, где ведет то один, то другой партнер. Произведения, где эта связь выступает особенно выпукло, особенно пугающе, как правило, заставляют размышлять о границах добра и зла, разновидностях любви и слабости человеческого рассудка перед темными омутами желаний. Я уже писала о сборнике "Тёмные аллеи" И.Бунина, там тема...
3 месяца назад
Посмотрела недавно документальный фильм Елены Погребижской "Мама, я убью тебя" про жизнь воспитанников подмосковного интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не могу сказать, что мне нравятся все фильмы Погребижской (гораздо больше нравилось её вокальное творчество), мне не очень приятна идея "обсасывания" страшных и шокирующих историй, немного напоминает сплетни. Но именно этот фильм показался полезным (как и все её фильмы про детей из системы и их судьбы). Да, детских домов просто не должно быть, этот её вывод я полностью разделяю. Потому что даже самая совершенная система государственного всопитания детей не избавит их от тяжелых деприваций, вследствие отсутствия самого значимого, базового значимого взрослого (мама, папы, а лучше обоих сразу). Психика ребенка не может развиваться нормально в условиях казенного заведения. Это вопрос очень сложный, те, кто им профессионально занимается знают, что споры о преимуществе, например, американской системы, где детей отдают в замещающие семьи, с выплатой денег временным опекунам, тоже имеет свои подводные камни и опасности. Это, кстати, очень хорошо отражено в фильме "Белый олеандр" по роману Д.Фитч. Если в интернате ребенок страдает от отсутсвия значимого взрослого, то у замещающих опекунов он может столкнуться с любым практически некотролируемым неадекватом со стороны взрослых, тем более, эти замещающие семьи могут часто меняться. Что же меня больше всего зацепило в фильме Погребижской? Мысль о том, что на детях и их мечтах (стать врачом, художником и пр.) ставят крест диагнозом олигофрения, который ставится буквально конвейером, зачастую безосновательно. И, да, когда говоришь с этими детьми (у меня был такой короткий опыт), воспринимешь их, как обычных детей, их интересы, мечты, творчество (я общалась с очень хорошо рисующей девочкой) те же, что и у сверстников за стенами интерната. А потом узнаешь, что в пятнадцать лет, ребенок проходит по коррекционной программе таблицу умножения. И никакой нормальный колледж, тем более вуз для него невозможен. При этом удивительные истории борьбы самих детей за свою жизнь есть (например, история Галины Зерновой, которая после психоневрологического интерната для взрослых сумела получить образование и поступила в Академию изящных искусств Флоренции). Как исправить практику лишения детей их будущего? Не знаю. Законы после фильма Елены вроде скорректировали, но практику, оставшуюся в наследство еще от советской системы, так легко не исправить. А жизнь у каждого ребенка одна...
3 месяца назад
Самая "тихая" антиутопия, вызывающая у меня слезы
Да, это единственная антиутопия, которая заставляет меня плакать. Я долго думала, что тому причиной, ведь после прочтения текстов Оруэлла, Замятина, Хаксли тоже впору плакать, антиутопия есть антиутопия. Однако после тех произведений у меня был целый спектр эмоций, начиная от гнева и заканчивая безысходностью. Но лишь после прочтения романа Кадзуо Исигуро " Не отпускай меня" я просто рыдала. Рыдала, потому что мне показалось, что альтернативная реальность, выстроенная в романе, вполне жизнеспособна, хотя и кажется дикой...
179 читали · 4 месяца назад
В продолжение темы о творчестве Рериха. Сходила я на выставку в Главный штаб, хорошая выставка, только на мой вкус слишком много косвенных экспонатов из археологических находок и т.п. По мне, лучше бы только картины были, слишком устаешь, и рассеивается внимание на мелкие экспонаты. Еще смутили яркие стены, понятно, что была какая- то оформительская идея, но это мешало. Получила большую радость от созерцания, зависала почти на всех полотнах подолгу. Делюсь некоторыми фотографиями картин и фоткой петербургской оттепели, которая по словам Ф. М. " будоражит душу".
4 месяца назад