Найти тему
Вспоминая легенду

«Камеру не выключай, мы снимаем последние кадры жизни великого актера!». Наряд милиции, застолье и паника на съемках «Жестокого романса».

В 1983 году съемочная группа фильма «Жестокий романс» приехала в Кострому. Местные жители встретили группу с трепетом и восторгом. Ну еще бы! Знаменитые и любимые артисты, за которыми они наблюдали только с экранов телевизоров, оказались у них в городе.

Эльдар Рязанов, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков бесконечно раздавали автографы, а на съемочной площадке всегда собиралось много зрителей. Некоторые из них во время команды «Мотор!» даже стояли в оцеплении, чтобы какой-нибудь самый рьяный зевака не прорвался и не появился в кадре. Правда, однажды конфликт с местными жителями все-таки случился, а на съемочной площадке «Жестокого романса» нередко приходилось сталкиваться с трудностями.

Осенью 1982 года после окончания съемок фильма «Вокзал для двоих» в творчестве Эльдара Рязанова образовалась пауза, которая могла затянуться надолго. Конечно, у режиссера возникали разные идеи для новых работ. Среди них был и роман «Мастер и Маргарита», о постановке которого Рязанов давно мечтал, и драма «Дорогая Елена Сергеевна». Но все проекты по тем или иным причинам откладывались на неопределенное время.

Тогда супруга Эльдара Рязанова посоветовала ему прочитать «Бесприданницу» А. Н. Островского. Браться за экранизацию этой пьесы режиссер никогда и не думал. «Не то чтобы я не любил этой пьесы... Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней…» – вспоминал позднее режиссер.

Поддавшись уговорам жены, Рязанов решил все-таки перечитать пьесу. Перечитал и сразу же понял: буду снимать.

-2

Надо сказать, что и у пьесы «Бесприданница», и у ее экранизаций, и у воплощений на сцене довольно печальная судьба. Начиная еще с самой первой постановки этой драмы, которая состоялась 10 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве, критики обрушивались шквалом гнева и негодований. Так, например, общественно-политическая газета «Русские ведомости» в ноябре 1878 года писала: «Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей».

Когда спустя полвека, в 1936-м, на экраны вышел фильм Якова Протазанова «Бесприданница», критики заявили, что Паратов получился откровенным и прямолинейным пошляком, а сама картина «дает лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову».

Однако сам Эльдар Рязанов отзывался о картине Протазанова с большой любовью, говорил, что она блестящая и непревзойденная. Поэтому, приступая к экранизации пьесы, Рязанов твердо решил: у его фильма будет другое название, ведь одна «Бесприданница» уже есть.

-3

Так как Эльдар Александрович был большим поклонником романсов, он решил использовать их не только в музыкальном сопровождении кинокартины, но и в названии. «Мне показалось, что "Жестокий романс" название верное и ёмкое…», – писал Рязанов.

Поначалу режиссер хотел включить в фильм только старинные романсы: «Я ехала домой», «Снился мне сад...» и другие. Но потом он перечитал стихи Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной и понял – это то, что надо. Песня «Мохнатый шмель» – перевод стихотворения «Цыганская тропа» Киплинга, а слова к романсу «Я, словно бабочка к огню...» Эльдар Рязанов написал сам (от отчаяния, как он сам уточнял в интервью).

Над сценарием Рязанов работал очень увлеченно, одновременно изучая эпоху, жизнь людей того времени и перечитывая пьесы Островского. Еще в процессе чтения «Бесприданницы» режиссер сразу же представил себе исполнителей двух главных ролей. В Паратове он увидел Никиту Михалкова, а в Карандышеве – Андрея Мягкова.

Заручившись предварительным согласием этих двух актеров, Эльдар Рязанов написал сценарий и вместе с заявкой на экранизацию отправил запрос в Госкино. Положительный ответ пришел довольно быстро и режиссер приступил к формированию съемочной группы.

Режиссерский сценарий фильма «Жестокий романс». Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар». Фото с сайта kinoklub-eldar.ru
Режиссерский сценарий фильма «Жестокий романс». Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар». Фото с сайта kinoklub-eldar.ru

Оператором-постановщиком фильма «Жестокий романс» стал Вадим Алисов, уже работавший с Эльдаром Рязановым на съемках фильма «Вокзал для двоих». Интересным оказалось то, что Вадим Алисов – сын Нины Ульяновны Алисовой, которая сыграла Ларису Огудалову в фильме Якова Протазанова.

Рязанов еще перед началом съемок позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, если он примется за новую версию «Бесприданницы».

«У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…» вспоминал Эльдар Рязанов.

Лариса Гузеева, оператор Вадим Алисов и Эльдар Рязанов на съемках фильма.
Лариса Гузеева, оператор Вадим Алисов и Эльдар Рязанов на съемках фильма.

От проб актеров Эльдар Рязанов отказался. Он заранее знал, кто должен исполнять в его фильме ту или иную роль. Кроме, разве что, самой бесприданницы – Ларисы Огудаловой.

Когда студентка ЛГИТМИКа Лариса Гузеева, как и многие ее сокурсницы, пришла на пробы, режиссер впал в ступор. Перед собой он увидел молодую красивую девушку с длинными разноцветными ногтями, в рваных джинсах и сандалиях разного фасона. Завершала эту картину прическа с вплетенными в волосы деньгами.

Рязанов тут же приказал костюмерам переодеть Гузееву и убрать все лишнее. Через некоторое время перед режиссером появилась преображенная Лариса Гузеева, которая, в конечном итоге, получила свою дебютную главную роль.

«Лариса Гузеева очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом...

Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче», – писал в книге «НЕподведенные итоги» Эльдар Рязанов.

-6

Снимать фильм решено было на Волге, в подлинных местах: на самом старом вокзале, на дебаркадерах, на улицах старинного города Костромы. В «Жестоком романсе» была всего одна декорация, точнее, две, которые в конечном итоге образовали в одну – дом и двор Огудаловых. Двор Огудаловых был выстроен в Костроме на берегу Волги, а интерьер – в павильоне «Мосфильма».

Одним из героев будущей ленты стал пароход «Ласточка». Достоверность фактур и то, что судно было не бутафорским, а могло двигаться по Волге, окончательно уводило сюжет от театральной условности, которой Рязанов изначально хотел избежать.

Съемки «Жестокого романса» начались в первых числах сентября 1983 года, а уже 20-го на площадке чуть не случилась трагедия. Туманным и холодным утром снимали сцену, когда Андрей Мягков в образе Карандышева плывет на своей лодке вслед за «Ласточкой», куда компания кутил-богачей увезла его невесту. Причем гребет он в направлении парохода, сидя спиной вперед.

Первый дубль оказался неудачным, и Эльдар Рязанов попросил Андрея Мягкова в следующий раз грести как можно ближе к судну.

-7

После команды «Мотор!» Мягков прыгнул в лодку и начал изо всех сил грести от берега. Никто и предположить не мог, что огромные, трехметровые в длину чугунные лопасти пароходного колеса образуют недалеко от себя сильное течение, и что этот водяной вихрь засасывает под пароход все. За две-три секунды под лопастями колеса оказалась и лодка с Андреем Мягковым. Она просто скрылась в воде под буксиром. Увидев, что происходит, капитан на мостике дал команду «стоп машина», но артист уже исчез.

В съемочной группе началась паника, потому что спастись в такой ситуации просто невозможно. Испугавшись, в каком-то ступоре, как потом признавался оператор Вадим Алисов, он закричал ассистенту: «Камеру не выключай, мы снимаем последние кадры жизни великого актера!».

Все с ужасом смотрели на воду. Сначала на поверхности показались расщепленные колесами парохода куски лодки, дальше всплыл парик Мягкова, а еще через пару минут вынырнул и сам артист. «А дядя-то лысый!» – в полной тишине воскликнул мальчишка из зрителей-зевак, наблюдавших за происходящим с берега. Через несколько дней Вадим Алисов случайно встретил Мягкова в ресторане, он был сильно выпивший. Алисов спросил, почему Мягков пьет днем – это ведь на него совсем не похоже. И услышал ответ: «Сегодня девятый день».

С тех пор 20 сентября – второй день рождения Андрея Мягкова, а сам актер позднее признавался, что, оказавшись в воде, прежде всего подумал, как глупо будет сейчас погибнуть, ведь тогда начнутся разбирательства, и Эльдара Рязанова непременно накажут.

-8

О том, как кутил в Костроме Никита Михалков, до сих пор ходят легенды. Он и сам нередко говорил, что по прибытию в город с ним произошло что-то странное. В тех местах, по признанию самого Михалкова, он впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии и вместо нескольких недель задержался в Костроме на два месяца.

На съемках «Жестокого романса» Никита Сергеевич настолько вжился в образ разгульного барина Паратова, что устраивал регулярные гулянки, а однажды, когда всей съемочной группе задержали выплату, получил лицензию, сходил на охоту в костромские леса и потом угощал всех медвежатиной.

Как-то раз во время очередного банкета, устроенного Михалковым, местные жители вызвали милицию, чтобы утихомирить гуляющих в ночи актеров. Приехавший на место наряд был поражен застольем с участием звезд советского кино, и кончилось все тем, что стражи порядка пили со съемочной группой на брудершафт, весьма довольные компанией друг друга.

Фото с сайта mir24.tv.
Фото с сайта mir24.tv.

Но и Никита Михалков не раз оказывался в опасных ситуациях на съемках «Жестокого романса». Например, в сцене, где Паратов ставит себе на голову стакан и предлагает своему оппоненту, которого играл Александр Панкратов-Черный, выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не было – пиротехники взрывали стакан, услышав команду.

Звучит «Мотор!», Панкратов-Черный стреляет, пиротехники взрывают, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер, пошатываясь, хватается за голову. Оказалось, что пиротехники забыли положить подкладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. Ответственных Рязанов уволил, а эффектная сцена стала украшением фильма.

-10

По воспоминаниям Эльдара Рязанова, все финальные эпизоды должны были сниматься во время густого рассветного тумана. Такое решение позволило бы уйти от ненужных реалий и создать непроницаемую среду, в которой происходили последние трагические события «Бесприданницы». Но съемочные дни шли, а густого тумана не было. Потерян один день, второй, третий...

Тогда за дело взялись пиротехники, которые зажгли ни одну, ни две, а сотни дымовых шашек. От этих шашек густой «туман» появился, но вместо того, чтобы опуститься на Волгу, он поднялся по берегу и затянул весь центр города, остановив в Костроме движение. На съемочную группу посыпались жалобы. Местные жители проклинали московских артистов, чуть не устроивших из-за «тумана» несколько аварий.

Эльдару Рязанову срочно пришлось все бросить и ехать извиняться в городской совет. Правда, в середине дня «туман» рассеялся и отношения с местными жителями тут же наладились.

Несколько дней спустя на Волгу опустился как раз такой туман, какой Рязанов изначально планировал. Несмотря на то, что в тот день значилась съемка других сцен, режиссер все переиграл и смог снять финал в настоящем тумане.

-11

В октябре 1984 года «Жестокий романс» вышел на экраны. Снимая этот фильм, Эльдар Александрович был готов к критике, – понимал, что далеко ушел от канонов, но такого разгрома не ожидал. Негативные рецензии вышли в «Труде», «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Советской культуре», «Молодой гвардии» и других изданиях. Эльдара Рязанова обвиняли в пошлости, глумлении над русской культурой, упрекали в неправильной расстановке акцентов, неверном выборе актеров.

Особенно был беспощаден авторитетный кинокритик Евгений Данилович Сурков. Однако месть Рязанова была скорой – в своем следующем фильме, «Забытая мелодия для флейты», отрицательную героиню он назвал Евгенией Даниловной Суровой (роль Ольги Волковой).

Несмотря на разгром критиков, по опросу «Советского экрана», в котором приняли участие десятки тысяч зрителей, фильм «Жестокий романс» был признан лучшей картиной года, Никита Михалков стал лучшим исполнителем мужской роли, Вадим Алисов – лучшим оператором, а Андрей Петров – лучшим композитором.

В 1985 году фильм «Жестокий романс» получил единодушное признание зрителей на X Международном кинофестивале Индии в Нью-Дели и был награжден главным призом фестиваля.

-12

После выхода «Жестокого романса» на экраны в «Литературной газете» была опубликована статья Нины Ульяновны Алисовой – Ларисы из фильма «Бесприданница» 1936 года.

На страницах «Литературной газеты» писалось: «Кинофильм "Жестокий романс" Эльдара Рязанова поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива… Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала. Я подумала: как велик Островский! Его пьесы безграничны, возможности огромны. Его действующие лица во всех пьесах яркие, объёмные, многогранные. И каждый художник вправе ставить его по-своему» (Заслуженная артистка РСФР Н. У. Алисова).

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

Два фильма Леонида Гайдая, о которых сам он не любил вспоминать и хотел бы забыть.
Вспоминая легенду25 апреля 2023
"Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги...". Как создали и критиковали фильм, который стал классикой советского кино.
Вспоминая легенду30 января 2023
«Жизнь моя – кинематограф…» 10 фотографий со съемок наших любимых советских фильмов и истории, которые с ними связаны.
Вспоминая легенду4 августа 2023