Найти тему

«No Surprises». Колыбельная отчаяния от Radiohead

В 1997 году Radiohead выпустили альбом, который изменил их жизнь — и жизнь многих их поклонников по всему миру. В течение нескольких месяцев в студиях Оксфордшира и Сомерсета британская группа создавала коллекцию песен, которые, как они ожидали, будут ненавидеть критики. Но музыканты понятия не имели, что их ждёт.

Сочетая в себе нервные гитарные риффы, масштабные флойдовские (или даже флойдианские) концепции и антиутопические, диссоциативные тексты вокалиста Тома Йорка, «OK Computer» был признан музыкальной прессой лучшим альбомом десятилетия. А порой его называли и лучшим всех времён.

Среди выдающихся треков был «No Surprises», в котором приятная мелодия сочетается с мрачной лирикой. Колыбельная отчаяния от человека, чья работа медленно его убивает, который соглашается на «спокойную жизнь» с красивым домом и садом, но чувствует бессмысленность существования.

Участники группы рассказывали, что с помощью нежного перебора гитар и звона колокольчиков они надеялись передать атмосферу альбома «Pet Sounds» группы The Beach Boys. Написанная во времена относительного спокойствия и растущего благосостояния участников команды, песня, тем не менее, передает чувство глубокого беспокойства.

Видео воплощает чувство клаустрофобного отчаяния: Том Йорк поёт внутри стеклянного шлема, который наполняется водой. Йорк задерживает дыхание на невероятно долгое время, прежде чем вода отступит, а песня достигнет апогея.

Летом 1997 года слава Radiohead достигла пика после выступления в Гластонбери. Фестиваль утопал в грязи, но десятки тысяч людей, стоя по щиколотку в жиже и под дождём, наблюдали за незабываемым выступлением. Песня «Без сюрпризов» стала ярким событием, сопровождавшимся как раз сюрпризом: вдалеке взорвался фейерверк.

Затем последовал сложный момент. Что должно последовать за «величайшим альбомом всех времён»? Radiohead испытали шок и замешательство, оказавшись в центре внимания. В конце концов они начали всё с чистого листа с альбомом «Kid A» (2000), взяв в свой арсенал электронику и джаз. В течение нескольких лет Radiohead полностью избегали «No Surprises». Но в 2003 году снова сыграли её в Гластонбери.

Тем временем «No Surprises» подхватили артисты определённого темперамента, чьё мироощущение созвучно аномии Тома Йорка. Сольное акустическое исполнение ирландского певца Луки Блума покончило с красивостями: он просто играет и поёт. Майкл Киванука сыграл песню так же сольно, даже с большей деликатностью. Регина Спектор записала версию для благотворительного альбома под аккомпанемент фортепиано.

Джазовый коллектив The Postmodern Jukebox в 2016 году записал свингующую версию, которая отличается потрясающим вокалом и впечатляющим соло на кларнете от Хлои Феоранцо. А регги-коллектив Easy Star All-Stars включил свой кавер в трибьют-альбом «Radiodread», доказав, что регги может выражать душевный надрыв, чувства потери, ненужности и отчуждения. Впрочем, в «No Surprises» в любом варианте всё-таки остаётся пространство для мечтательной красоты...

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!