В последнее время интернет-магазины пользуются всё большей и большей популярностью. Они открываются во многих городах и этим значительно облегчают нам жизнь.
Начнём с того, что о данных маркетплейсах я знаю не понаслышке:
за несколько лет я успел не только стать покупателем, но и устроиться на работу в пункт выдачи "вайлдберриз".
В течение работы менеджером пвз я сделал некоторые выводы, которые, возможно, помогут вам лучше понять плюсы и минусы площадок, а также некоторые детали работы человека, который выдаёт вам товар.
Wildberries.
Маркетплейс моложе озона и динамичнее в своих правилах и организационной деятельности. Во время работы на пвз валдберриз я сделал некоторые выводы и готов ими с вами поделиться.
Плюсы ВБ:
- Разнообразие. Товаров низкой ценовой категории больше чем на озоне. Да и в целом каталог очень обширен. Это очень радует, поскольку можно выбрать товары различных ценовых категорий под любые нужды.
- Распространённость. Как и у Ozon, множество пунктов выдачи чуть ли не на каждом шагу. В моём городе больше у Wildberries (примерно 190!).
- Скорость доставки. Обычно это занимает около 2-5 дней.
- Платёжная система. В плане скорости возврата денежных средств ВБ работает очень оперативно, на моём опыте - быстрее чем озон.
- Интерфейс. Как в приложении так и на сайте - практически идеален. Я настолько привык к нему, что готов выбирать пункты не глядя. В целом, всё интуитивно понятно, за исключением редких ситуаций, в которых возникают специфически потребности.
Минусы ВБ:
- Возвраты. Платный отказ от товаров. Чем больше закажете и откажетесь - тем больше потеряете в случае, если размер не подошёл или качество совсем не то, каким показано на фото, и тд и тп.
Ситуация, когда отказываешься от товара по браку вообще странная: средства за возврат снимать не должны, но мне неоднократно клиенты сообщали, что эти 100 рублей (возврат за отказ не по браку) не вернули.
Произошла такая ситуация: пришёл бракованный товар → я сверился с новым перечнем брака → выяснил, что товар соответствовал перечню → сделал отметку о браке и приложил два фото(максимально допустимое количество), т.е. оформил возврат. Через некоторое время клиент пришёл и сообщил, что 100р сняли. Продавец написал, что никакой отметки о браке не было, поэтому деньги были сняты в соответствии с правилами отказа от товара (без брака).
И таких случаев у одного и того же человека - три, только за время моей работы. Про технически сложные товары вообще говорить не хочется, на эту тему можно целое эссе написать.
К слову, перечень брака обновляется и редактируется чуть ли не каждую неделю: постоянно одно и то же то считается браком, то нет.
- Целостность. Упаковка товара (если вообще имеется) часто низкого качества, товар может быть замотан лишь в одну плёнку. К сожалению, реалии таковы. Именно из-за этого огромное количество возвратов, в том числе по браку: некоторые товары просто не доезжают ( из-за повреждений, не полной комплектации и тд).
- Одежда и обувь. Иногда можно заметить, что продавец отправил уже несколько раз одетый товар. Вот просто люди точно так же отказались от него из-за разницы в качестве "ожидание/реальность" или по другим причинам, и товар катается туда-сюда, ещё больше теряя свою презентабельность.
- Хранение товара. Для обывателей большой срок хранения кажется, несомненно, плюсом, но я склоняюсь к обратному.
Товары на ВБ действительно хранятся дольше, чем на озоне, и это удобно, когда нет возможности в любое время забрать товары. НО чем дольше они хранятся, тем выше вероятность того, что они где-нибудь затеряются или будут храниться в ненадлежащих условиях. Товара много. Его количество увеличивается с каждым днем. А место для хранения очень ограничено: как для одной ячейки, так и для всего товара. Менеджеру пвз приходится складывать товары друг на друга, в соседние ячейки или вовсе отдельно, лишь бы вместить.
Здесь стоит прояснить, что присваиваемый вашим товарам индивидуальный номер - это номер некой ячейки, которая на деле далеко не всегда ею является. Часто это сплошные длинные металлические или деревянные полки с метками до определённого номера(у меня это был 95 номер), а дальше - прямо на полу картонные коробки, в которые складывается товар. На этих коробках маркером пишется номер "ячеек". К примеру, номера 96-100, 101-110, иногда 132-133, или просто 146-156+.
Подсчитать сколько якобы ячеек лежит в одной коробке для вас не составит труда. А теперь представьте как это - пытаться в эту коробку только для одного клиента положить 20-30 товаров, при этом ещё и товары других клиентов. Это невозможно. Приходится изворачиваться, тратить свои силы, время и нервы, потому что необходимых для хранения условий нет.
Именно эти обстоятельства послужили толчком к определению длительного срока хранения как негативного фактора. Однако всё это зависит от организации и добросовестности пункта выдачи.
Ozon.
Мой опыт на озоне, к сожалению, только со стороны покупателя, но полагаю, что опыт сотрудника озона и вайлдберриза будет не сильно отличаться.
Как вам наверное известно, Озон старше ВБ и, соответственно, имеет больше опыта в обслуживании, транспортировке и прочем.
Плюсы Озона:
- Возвраты. Не нужно платить за возврат товара.
- Целостность. Упаковка товара достаточно качественна, товар могут замотать в бумагу так, что со временем можно открыть своё ИП по вторичному использованию упаковочных материалов 😉, a это помогает товару приехать в целости и сохранности.
- Бренды. Озон, по моему наблюдению, больше ориентирован на дорогие и качественные бренды, хотя и дешёвых достаточно.
- Хранение товара. Срок хранения на пункте выдачи обычно исчисляется 2-5 днями. Исходя из моего опыта сотрудника пвз: чем дольше хранится товар и чем бóльшее количество товаров хранится, тем выше шанс либо потерять товар на складе, либо спутать его с другим товаром, да и банально больше времени уходит на поиски.
Минусы Озона:
- Интерфейс в мобильном приложении. Это, конечно, дело вкуса, но меня категорически отталкивает оформление в приложении.
- Платёжная система. В плане скорости возврата денежных средств, увы, всё не так быстро как на ВБ, и некоторым людям такой вариант не подходит. Но если заказанные товары не особо дорогие, то это, на мой взгляд, не проблема.
- Распространённость. В данном случае конкретно о своём городе: всего шесть пунктов выдачи. У Wildberries гораздо больше.
По статистике у Ozon по официальным данным всего около 18 тысяч пунктов, а у Wildberries - 33 тысячи.
Вывод:
В зависимости от обстоятельств вы можете пользоваться тем и другим маркетплейсами или определить для себя лидирующий, я выбираю авито.
А это моя следующая статья :)