Всем привет. Это вторая часть подборки из необычных и редких процессоров, а первая часть вот здесь (КЛИК!), а видео вот здесь (КЛИК!).
Текстовая версия является ознакомительной, скоро мы выложим видео, где подборка будет дополненной, не пропустите!
Ещё несколько лет назад королём на рынке многоядерных процессоров безоговорочно признавали Intel. Ещё бы – тузом в рукаве являлись процессоры серии Xeon Phi, например, Xeon Phi 7290.
За цену в 6254 доллара чип предлагал 72 ядра и 288 потоков, то есть распараллеливание 4 потоков на 1 ядро, что и сейчас то уже никто не делает. Внутри процессора была размещена стековая память объёмом 16Гб, а поддержка ОЗУ ни много ни мало а 384Гб DDR4. Частота процессора в стоке 1,5Ггц, в бусте 1.7Ггц. Теплопакет 245 ватт. Техпроцесс 14-нм.
Такие процессоры составляли многопроцессорные сборки в серверах и дата-центрах, где требовалось обрабатывает сотни процессов и сотни Гб информации, так что по мерка индустрии, такие характеристики были оправданы, и даже побольше бы хотелось.
Ну а если уж совсем экзотики хочется, то пожалуйста, есть процессор в форме видеокарты – Intel Xeon Phi X100 Coprocessor.
Прямо как в старые добрые, когда процессоры вставлялись в матплату и напоминали современные видеокарты. Вот только ностальгия по былым временам не при чём.
На такой вот плате, которая с виду ну вылитая видяшка, располагалась полноценная система со своим софтом и ресурсами. По железу было 60 ядер с 512 векторными модулями, с частотой в 1.05Ггц и х86 архитектурой. Всё это давало мощность в 1.2 терафлопс.
Такой прирост мощности дал зелёный свет в системы научных и исследовательских учреждениях.
Ну, от экзотики к чему-то более приземлённому, и даже отчасти ностальгическому. Core i7 5775C, процессор родом из 2015 года семейства Broadwell, пришедший на смену Haswell, но оставшийся как будто бы в тени истории.
Отчасти этому поспособствовала сама Intel, выпустив новое поколение тихо и незаметно, даже не расщедрившись на массовую рассылку чипов техноблогерам.
И несмотря на спорные характеристики, в этом процессоре было кое-что, что застолбило ему место в нашем ролике. Сами характеристики вполне обыденны – те же 4 ядра и 8 потоков что и у i7 4770\4790k, но частоты сильно урезаны – 3.3ггц в стоке и 3.7ггц в бусте, что дало снижение теплопакета до 65 ватт. Кэш L3 6Мб, вместо 8Мб у Haswell, зато есть интегрированная edRAM на 128Мб, которая выступает по сути L4 кэшем, правда из чипа вырезали 2Мб кэша L3.
И несмотря на то, что сокет остался тот же LGA 1150, чипсет нужен обновлённый Z97 или H97. Но увы, по крайней мере в синтетике и играх большого прироста это не дало, что видимо и стало финальным гвоздём в крышку гроба Broadwell.
А после релиза свежего Skylake о нём позабыли окончательно.
В 2021 году американская компания Cerebras Systems представила на тот момент самый большой процессор в мире – Cerebras Wafer Scale Engine 2.
Размер чипа 220х220 мм, на которой размещено 2.6 трлн транзисторов. Техпроцесс 7-нм TSMC.
Ядер в процессоре аж 850.000, которые к тому же являются программируемыми, и оптимизированы на вычислений в векторном пространстве. Есть и своя память – edRAM объёмом в 40Гб. Частота от 2,5 до 3,0Ггц.
В процессоре реализована система обхода дефектных областей – так как при таких размерах и количестве ядер есть вероятность брака на производстве.
Чип нужен в первую очередь для параллельных вычислений в ИИ-сфере, так как там как раз имеется проблема с низкой производительность из-за межпроцессорных коммуникаций и оперативной памятью.
А тут память распаяна на самом чипе, проблема решена.
В начале нулевых Intel экспериментировала с архитектурой и битностью своих процессоров. Так, Intel выпускала в 2001 году процессор Itanium.
Он был что называется экспериментом в квадрате – вместо распространённой х86 архитектуры процессор работал в 64-битной среде, а собственная архитектура была созданная с нуля EPIC (Explicitly Parallel Instruction Computing).
Не смотря на то, что у топовой версии с 2 ядрами был внушительный кэш на 24Мб, производительность по сравнению с традиционными процессорами оказалась катастрофически низкой, из-за чего уже в 2002 году производство чипов было свёрнуто.
Хотя в целом процессоры для частных клиентов-корпораций производились вплоть до 2021 года.
IBM Cell Broadband Engine. Консольщики сразу поймут о чём речь и возопят – разве это редкий процессор? Тираж PS3 87 млн!
Да, это тот самый злосчастный чип из консоли Sone Playstation 3. Ночной кошмар игроделов, родитель мифа о консольной потенциале, и головная боль платформодержателя.
Что там было? 1 полноценное ядро на архитектуре PowerPC с кэшем в 512кб, и 8 сопроцессоров SPE, из которых 1 ядрышко было зарезервировано под систему консоли.
Первая ревизия производилась по 90-нм техпроцессу, а последняя уже по 45-нм технологии. Частота 3,2ггц, хотя в википедии указан турбобуст до 5,6ггц... Производительность 230 GFLOPS.
Несмотря на свою высокую производительность, сложность работы с ним и адаптации под игровой софт и движки здорово так осложнили разработку игр на уже классическую японскую консоль.
И со временем игроделы конечно изловчились с ним работать, выжав из него всё что можно, а заодно породив миф о некоем потенциале консолей на многие годы вперёд...
И как показала история, последующие консоли перешли на скажем так, традиционную компьютерную структуру, с привычным ПК-железом, адаптированным под компактный форм-фактор.
Разработчики были очень рады, а вот так называемый "потенциал" остался в прошлом.
Ну и раз мы рассказали о чипе PS3, давайте уж упомянем и не менее легендарный Xenon.
Имя своё чип получил от рабочего названия всей консоли, которая только к релизу получила имя Xbox 360. Хоть и архитектура была такой же IBM PowerPC, структура была куда проще, нежели у японцев – 3 ядра 6 потоков, никаких ноу-хау и прочих инновационных инноваций. Такой же путь чип прошёл и по толщине – с 90-нм до 45-нм.
Каждое физическое ядро располагало кэшем 32кб для данных + 32кб для инструкций, и общий L2 кэш в 1мб. А на отдельном сопроцессоре было ещё 10Мб edRAM памяти. Частота так же была 3.2Ггц.
По итогу, игры на Xbox360 шли куда лучше, так как и характеристики были весьма неплохими, так ещё и разработка была куда проще.
А меж тем многие игроки, особенно с PS3, всерьёз думали что это просто Microsoft заносит чемоданы игровым студиям, чтобы те значит, не сильно старались над версией для конкурентов...
Ну и напоследок, вспомним красные процессоры AMD. Сейчас AMD принято всячески любить, хвалить, и носить на руках – ведь те со времён Ryzen 1000 дали пинка злому-презлому монополисту Intel, и дали крестьянам много ядер за мало денег.
А ведь если так вспомнить, амуде те ещё хитрецы, вспомнить хотя бы AMD Bulldozer – это поколение FX 8100 6100 4100. Тогда AMD утверждала, что их чипы располагают 8,6, или 4-мя ядрами. Мол, наш чип первый в мире настольный 8-ядерный чип!
Хотя на самом деле, в процессоре было не указанное количество ядер, а количество целочисленных блоков, а количество операций с плавающей запятой было вдвое меньше.
И система порой определяла чипы 4-ядерными и 8-поточными. В некоторых сценариях производительность из-за такого архитектурного фокуса значительно падала, и на компанию даже подавали коллективный суд, который судья правда не сразу принял.
Спустя 4 года судебных тяжб AMD таки соизволило выплатить компенсацию покупателям, которые купили чипы в Калифорнии или с официального сайта AMD. Каждый клиент получил по 35 долларов.
Больше в истории процессоров таких казусов не случалось, и слава богу, но случай получился любопытным и в чём-то забавным.
________________________________________________________________________________
YOUTUBE-КАНАЛ (Здесь выходят классные видосики!): https://www.youtube.com/channel/UCZLvQirxGaxiCRtxh2hasow/featured
VK-ПАБЛИК (Новости, мемы, интересные истории и живое общение!):
https://vk.com/livgms
BOOSTY (добровольная поддержка в обмен на бонусы от авторов!)
https://boosty.to/livegames
=Спасибо что дочитали до конца, и до новых встреч на Live Games Zen!=