Найти в Дзене
CatGeek

Что посмотреть: «Револьвер»

Это самый необычный фильм в карьере Ричи. С одной стороны, режиссура, работа оператора отсылают нас к фирменному стилю Ричи, да и сам антураж характерен для наиболее любимой его тематики. Криминальный Лондон с влиятельными авторитетами, наёмными убийцами, тупыми бандюганами и картёжниками. С другой стороны, в истории нет ни лёгкости, ни юмора, ни лихого авантюризма, какие мы видим в «Большом куше», «Карты, деньги, два ствола», «Рок-н-рольщике» и «Джентльменах».

Главный герой, Джейк Грин, выходит из тюрьмы, где отсидел за стрельбу на нелегальной карточной игре. Он отказался выдавать полиции, кто именно организовал игру, но после освобождения хочет свести счёты с криминальным авторитетом, мистером Дороти Мака. В казино мистера Мака Джейк в первый же свой визит выигрывает крупную сумму, что не нравится владельцу казино, а также бросает пару неосторожных фраз, которые будут расценены как угроза. Мистер Мака посылает высококлассного киллера убить Джейка Грина, однако киллер по прозвищу Утилизатор впервые в жизни промахивается. Не просто так, а потому, что Джейка успевают спасти незнакомцы.

Двое незнакомцев оказываются мелкими ростовщиками, которые после спасения сразу говорят Джейку, что заставят его отдать им все его деньги. Если он этого не сделает, то в ближайшем будущем умрёт от редкой болезни крови. Джейк, который собаку съел на разводках мошенников, усмехается и уходит. На следующий день в больнице ему сообщают, что он неизлечимо болен. Джейк думает, что те двое подкупили медиков, и идёт к другому, независимому специалисту, однако и этот врач подтверждает диагноз. Джейк до последнего думает, что его разводят, угрожает врачу пистолетом, но в конце концов понимает, что врач вовсе не в сговоре с мошенниками.

Сдавшись, он возвращается к ростовщикам с сумкой денег. С этого момента, если он хочет выжить, он должен делать всё, что они ему говорят, отдавать им или другим людям деньги, и даже рассказывать о себе всё, что им захочется узнать. В этих разговорах всплывает, что Джейк Грин зол на мистера Мака вовсе не из-за того, что попал в тюрьму. Что в тюрьме он познакомился с некими очень загадочными людьми, и что теперь у него есть формула, позволяющая выиграть в любой игре.

История производит двоякое впечатление. Некоторые повороты сюжета предсказуемы и вау-эффекта не производят, хотя создатели, кажется, на это рассчитывали. Однако вовсе не внезапные твисты заслуживают внимания зрителей. В «Револьвере» Гай Ричи говорит о психологии и восточной философии, даже о психотерапии – и говорит неплохо, надо сказать. Как я убедился из личного опыта, не все фильм понимают, но многие даже и не пытаются. Когда переживания Джейка выходят на первый план, зрители зачастую называют фильм «шизофреническим», а финал и вовсе считают слитым. Но я с этим не согласен.

Возможно, дело в том, что классический для Ричи антураж настраивает зрителя на определённый лад, и они невольно ждут чего-то привычного, уже виденного, поэтому и разочаровываются в том, куда сворачивает повествование. Поэтому к «Револьверу» надо подходить максимально непредвзято. Это не фильм для компании или для просмотра фоном во время готовки. «Револьвер» надо смотреть внимательно, вдумчиво. Поверьте, он стоит потраченного на себя времени.

Я считаю Джейсона Стейтема деревянным актёром, но здесь он примеривает амплуа мыслителя, интеллектуала, что необычно. Он не раскидывает врагов голыми руками и не ходит с голым торсом – напротив, убегает, боится, сомневается и погружается вглубь себя. Зрителю предстоит пройти с ним его внутренний путь рука об руку. Это тоже интересно исполнено, поскольку при первом просмотре многие важные его реплики кажутся не заслуживающими внимания, а зря – авторы ловко играют со зрителем, почти гипнотизируя его.

В этом смысле «Револьвер» - самый пелевинский из виденных мной иностранных фильмов. Как и Пелевин, особенно в ранних его романах, авторы не сразу показывают, что каждая фраза, каждый незначительный эпизод был, оказывается, невероятно важен для понимания сути, а зритель при оценке ситуации совершает ровно те же ошибки, что и главный герой. Гай Ричи не просто показывает историю – он проводит над вами небольшой эксперимент.

И как я убедился на своём опыте, такой эксперимент может дать неожиданные результаты. Хотя зависит это, конечно, от самого зрителя. Многие жалуются, что фильм скучный, что твисты предсказуемы, что там слишком мало юмора, а сценарий написан неумело. Фильм, мол, плохо развлекает. Но так отреагировать можно, только если не вникать. Однако и для внимательного зрителя «Револьвер» раскрывается в полной мере лишь со второго просмотра.

Если любите неспешное, вдумчивое кино, обязательно посмотрите.

Да, и...

«Проснись, мистер Грин».


Автор: Михаил Гречанников.

Хобби
3,2 млн интересуются