И был нынче в наших стенах крупный конкурс. Школа его заслужила - школа его выстояла, уже в который раз.
У меня здесь свои мысли, свои взгляды. Напряжённо наблюдала, сколько вместило сознание. Детские судьбы, учительские стратегии, родительские портреты.
Широкая география - всегда интересно, чертовски показательно. По сути, вопрос глобальный: а продуктивно ли это для юного музыканта - быть "первым парнем на деревне"? Огрубляю, конечно, но посыл-то ясен.
На сегодняшний день, рискну ответить утвердительно. Поднимать детей в атмосфере их жёсткой и ежечасной конкуренции с одноклассниками, одногруппниками, при московской концентрации одарённых и классно выученных - стресс. Много шума, много лишних движений и элементарной злости.
Информация переполняет, напряжение зашкаливает. Блестящие по данным дети растут вдали от культурных центров, довольствуясь видеосвязью с сильными мира сего. Делают впечатляющие успехи в таких условиях, которые лично я бы сочла неприемлемыми. И тут моё упёртое столичное "фи" по отношению к дистанционной педагогике, ожидаемо, представляется жалким.
Повезло с преподавателями на месте? Вероятно, это лучший сценарий. Отчасти, я и сама так возрастала в музыке до 15 лет - без амбиций, без понятия о высоких стандартах. Да, вот, ещё... На природе. В славном маленьком городке, где всё-всё близко. Где нет такой нужды, сжавши зубы, выезжать из дома на 15 часов подряд, чтобы учиться на уровне, чтобы "нестыдно" работать и зарабатывать на семью. Где каждый талантливый школьник замечен и обласкан внушениями: "Ты непомерно крут, ты справишься, у тебя большое будущее".
Не скрою, меня ошеломила, в отдельных случаях, интенсивность детских конкурсных разъездов. К восьми-девяти годам многие уже сыграли с оркестром, а то и не раз. Да, именно, ребята из регионов. Удивительная смелость родителей и наставников, порой идущая несколько вразрез с реальным качеством. Московский стиль в педагогике, по контрасту, показался воплощением осторожности и перфекционизма.
Ну, а что до моего сына Анатолия... Всё неплохо. Играл 10 минут подряд, вполне стабильно. По баллам, в своей возрастной группе "7 - 9 лет" добился второго абсолютного результата, будучи по возрасту "вторым с конца". Многие ребята (старше на год, полтора, почти два) были техничны и убедительны. Думается, следующий сезон станет для Толика оптимальным, конкретно по данному регулярному состязанию.
Ещё одна "лейттема", много звучавшая за эти дни в родительских беседах о всерьёз играющих детях, - "примирение" музыкального образования с общим.
Меня ничуть не удивило... Закономерно, я в меньшинстве со своими принципами из серии "всё успеть" и неприятием СО/экстерната.
А уж сколько раз звучало пронзительно печальное: "В семье ребёнка-музыканта просто обязан быть свободный от внешних проектов взрослый"...
У нас суровые будни.
"Умножаем на три", топаем дальше.
Надо принять. Надо работать.