Атмосферный dungeon crawler в стилистике игр с PS1, полный тайн и невероятных уровней
Успех игр FromSoftware не дает покоя всей индустрии. Dark Souls изменила взгляды геймеров на то, какими могут (или даже должны быть) видеоигры, а новые релизы лишь закрепляли, пожалуй, главное достижение студии — собственный жанр souls-like. Практически каждый их тайтл — игра года, событие и генератор самых разных мемов.
Но FromSoftware делала игры и до Dark Souls — и речь не про серию Armored Core. Задолго до снискания всемирной славы студия разрабатывала другую харкдорную фэнтези-серию — King’s Field. Это бабушка Dark Souls и Demon's Souls, которая куда меньше известна массовому геймеру. За пределы Японии она вышла лишь начиная со второй части, да и то — только на американский рынок.
В общем, King’s Field сейчас — это такая практически забытая страница геймерской истории. Экшен-RPG от первого лица с запредельной сложностью, но уникальным подходом к исследованию мира и зачатками всех тех концепций, которые позже станут визитной карточкой жанра souls-like: непростой геймплей, атмосфера, необычное повествование, сбор сюжета по кусочкам и так далее.
Вернуть дух именно той самой серии решил разработчик-одиночка под ником Kira, который совсем недавно выпустил Lunacid — игру, идущую по стопам именно King’s Field. Хотя и фанатам Dark Souls она придется по душе, так как Lunacid в целом играется и ощущается как любовное письмо геймдизайну FromSoftware. И, пожалуй, это одна из лучших попыток повторить подход японской студии.
Минутка истории
Однажды огромный зверь взмыл в небо и покрыл мир ядовитым туманом, разделив людей на враждующие королевства. В этой мрачной реальности преступников сбрасывают в огромный колодец, на дне которого расположен вход в подземный мир. По легендам, оттуда все же можно выбраться — но пока ни у кого не получалось. Вы — очередной каторжник, чьи прегрешения в точности неизвестны. И вам, как и остальным преступникам, придется искать выход среди подземных склепов, тюрем, подземелий, храмов и даже лесов.
Lunacid предельно скупа на экспозицию и внятный сюжет. Из понятного — только затравка, описанная выше. Далее все повествование развивается в виде лорных диалогов, легенд и рассказов, а также обрывков дневников. И то все это больше работает на атмосферу, нежели собирается в единый пазл в духе лора Dark Souls. Так что изучать описания предметов, чтобы понять, зачем бить того или иного босса, вам не придется. Lunacid предпочитает скорее бросать в игрока какие-то интересные образы, на основании которых можно придумать свою историю.
Один в поле
Главное достоинство Lunacid можно описать словом «вайб». В ней попросту здорово находиться. Она дарит непередаваемое ощущение меланхолического приключения в темном, недружелюбном и скорее даже мертвом мире, который давала разве что первая Dark Souls. Во многом именно в плане каких-то ассоциаций и атмосферы Lunacid чудовищно похожа именно на нее.
Самый главный крючок, моментально вызывающий ностальгию по королевству Гвина, — вы никогда не знаете, что игра подбросит вам за следующим поворотом. Благодаря выбранному подходу к геймдизайну она всегда вас держит в ожидании чего-то… даже неизвестно чего. Вы не можете быть уверены, что в следующем зале коридор не сменится гоночной трассой, загадкой с волшебной решеткой, лабиринтом с бессмертным чудищем. Бродишь по заброшенному мавзолею — вдруг попадается VHS-кассета, никак не подходящая к сеттингу. Случайно упал с моста — а на дне пропасти оказалась секретная арена с боссом. Выстрелил в подозрительное окно — а оно открывает целый потайной уровень с уникальными врагами и снаряжением.
Lunacid — игра про исследование, и этот элемент дизайна FromSoftware разработчик реализовал местами чуть ли не лучше, чем вдохновившая его студия. Мир состоит из запутанных лабиринтов (к которым приходится чуть ли не самому рисовать карту), заполненных невидимыми стенами и срезками для быстрого возвращения к уже пройденным локациям. Раскиданные вдалеке друг от друга кристаллы, выполняющие роль точек сохранения (местные аналоги костров) мотивируют играть аккуратнее: если умрешь, то весь прогресс с последнего привала обнулится. Враги всегда неожиданные (например, груда из крыс, сцепившихся хвостами, или не до конца переваренный слизняком скелет) и непонятные (об их сильных и слабых сторонах и количестве хитпойнтов не узнать без специального заклинания). Единственный способ преуспеть и одолеть подземелье — изучать, запоминать и по возможности не торопиться.
В мире есть несколько дружелюбных NPC, и некоторые путешествуют по округе вслед за вами. Они рассказывают вам об истории вселенной, направляют по игре, дают полезные советы, продают предметы. Так же, как и в играх FromSoftware, это не столько полноценные персонажи сюжета, сколько попутчики, с которыми вы случайно пересекаетесь в вашем приключении.
Однако не стоит обманываться: Lunacid — не просто клон Dark Souls, King’s Field или Shadow Tower. Игра ими вдохновлялась, но в ней смешиваются разные идеи, делающие ее уникальной. Так, например, оружие разрешают прокачивать: некоторые мечи при долгом использовании копят шкалу опыта и могут быть улучшены до особой версии с повышенным уроном или особым эффектом.
Еще одна интересная находка — подход к созданию персонажа. У некоторых опций есть уникальные геймплейные фишки. Помимо стандартной разницы вроде «у рыцаря выше сила, а у скелета — сопротивление эффектам» есть мелкие особенности. К примеру, скелет получает урон от святой воды, а вампир может лечиться, нанося урон врагам и прихлебывая из фонтанов с кровью.
Прокачка и некоторые заклинания позволяют достигать недоступных мест: ловкость повышает высоту прыжка, что вместе с заклятьем вызова каменной стены позволяет залезать туда, куда обычно путь закрыт места. Здесь Lunacid уже заходит на территорию Arx Fatalis и прочих immersive sim. Игра в целом поощряет изобретательный подход и внимательность: бейте нежить святым оружием, подучите магию для борьбы с волшебными врагами, не скупитесь на прокачку скорости и ловкости для более быстрого исследования округи. Хотя и сама игра не настолько сложная, чтобы прям заморачиваться — если, конечно, вы не хотите открыть все секреты и тайные концовки.
Стиль первой PlayStation
Еще одна вещь, работающая на тот самый «вайб» Lunacid — стилистика игр времен PlayStation 1. Малополигональные декорации, дубовые анимации, «дергающаяся» картинка, зернистый фильтр на экране. При желании можно и вовсе включить имитацию VHS-пленки для максимального ретро-опыта.
Сдержанная цветовая гамма и небольшая дальность прорисовки придают Lunacid атмосферу загадочности. Это едва уловимое чувство эпохи раннего 3D, когда графика еще не была похожа на реальность, но уже стала достаточно правдоподобной, чтобы хотя бы на секунду обманывать сознание. Вы знаете, о чем идет речь, если помните первую часть Silent Hill или Half-Life.
Вместе с саундтреком художественный стиль и общий дизайн Lunacid придают игре ощущение эдакого полусна или транса. И неспроста: тема сновидений и образов, которые рождает затуманенный разум, красной нитью проходит сквозь всю игру.
Lunacid — одна из самых интересных инди-находок этого года. В ее пользу говорят оригинальный подход к исследованию мира и густая атмосфера мрачного меланхолического фэнтези. Игра позволяет изучать себя, ошибаться и удивляться находкам, никогда не ведет вас за руку. Это место, где приятно потеряться и еще приятнее — найти проход дальше. Здесь полно необязательного и даже специально спрятанного от вас контента, и вашим поискам, как и приключению в целом, не мешает ничего. Даже баги — у Lunacid, кажется, вообще нет технических недостатков.
Зато есть геймплейные. Самое слабое место — необязательность боев. Сражения вызовут у вас проблемы разве что в самом начале игры, когда вы еще не знаете всех секретов боевого ремесла, не прокачали навыки и не нашли хорошее снаряжение. Оружие и заклинания в игре совершенно не сбалансированы: большая часть заклинаний бесполезна или вовсе добавлена шутки ради (например, призыв гроба, который просто стоит и ничего не делает), а оружие становится не нужным, как только вы найдете посох света и огня, способный одолеть практически любого врага в игре. Дальнобойное оружие в целом тут куда полезнее мечей и топоров: просто наматывайте круги вокруг врагов и закликивайте их до смерти, будто Lunacid — это скучный бумер-шутер.
Сражения в Lunacid существуют исключительно ради того, чтобы разнообразить геймплей и иногда выбить вас из зоны комфорта. Тут нет серьезных врагов, способных по-настоящему испортить ваш день в духе лучников из Анор Лондо, а полноценных боссов с полоской здоровья — всего два. И оба этих сражения — чуть ли не худшие отрывки игры. А схватка с боссом одной из секретных концовок и вовсе построена на QTE. В общем, если вы хотите от игры крутых сражений с большими монстрами в духе поздних игр FromSoftware — забудьте, Lunacid не для вас. Как уже сказано много раз, от работ японской студии она взяла именно исследование мира, подход к дизайну локаций и общую атмосферу.
Остальным же стоит попробовать. Хотя бы потому, что игра небольшая, и ее прохождение, в зависимости от вашего желания открыть и посмотреть вообще все, займет от 10 до 20 часов.
Оценка: 8/10