Найти в Дзене

В Самару! Дом Сельского Хозяйства и каллигрофутурист Покрас Лампас как соавтор Петра Щербачева

С середины позапрошлого века территорию между нынешними улицами Первомайской и Полевой, занятую Владимирским оврагом, городская Управа сдавала под кожевенные заводы. Сдавала бессрочно и дешево, поскольку местность была малосимпатичной – зловонные производственные отходы стекали в овраг, а оттуда прямиком в Волгу.

Ново-Садовая, 3
Ново-Садовая, 3

После революции, гражданской войны, упадка животноводства и отсутствия сырья антисанитарные кожевенные предприятия «самоликвидировались» и на их месте образовался пустырь. Освоение территории началось в 1922-м, когда здесь проложили трамвайные пути, ведущие к Трубочному заводу и Постникову Оврагу.

Строящийся "Дом Социалистического Земледелия" со стороны ул. Полевой
Строящийся "Дом Социалистического Земледелия" со стороны ул. Полевой

Между тем войны закончились, голод и разруха отступили, и Самаре, превращавшейся в столицу огромного края , требовались крупные административные здание для новых управленческих структур.

Первый предложенный П.А. Щербачевым вариант
Первый предложенный П.А. Щербачевым вариант

В 1929-м году приступили к возведению на перекрестке улиц Красноармейской и Куйбышева грандиозного Дома Промышленности – символа грядущей индустриализации. В 1931-м на пересечении улиц Ново-Садовой, Полевой и Первомайской началось строительство столь же монументального символа победившей коллективизации – Дома социалистического сельского хозяйства.

Второй вариант - так же полностью не реализованный
Второй вариант - так же полностью не реализованный

Автор проекта – П. А. Щербачев – задумывал здание как многофункциональный комплекс для работников аппарата управления сельским хозяйством и ведомственных проектных организаций.

-5

Кроме главного административно-производственного7-8-этажного корпуса с10-этажной центральной частью предполагалось строительство связанного с основным зданием галереей 2-4-этажного общественно-культурного блока с библиотекой, выставочным залом и столовой. На 9-10 этажах центрального объема находились метеостанция и астрономическая обсерватория, во дворе проектировались жилой дом и гостиница. Яркая и динамичная композиция завершалась клубно-театральным блоком со стороны Полевого спуска.

Площадь Сельского Хозяйства в конце 1950-х
Площадь Сельского Хозяйства в конце 1950-х

Петр Щербачев разработал два разных по конфигурации варианта клуба – прямоугольный с подчеркнутыми объемами зрительного зала и сценической коробки и веерообразный с выделением объемов фойе и лестничных клеток. Фасады имели вертикальное членение – на контрасте с плоскостями из стекла и отрытыми балконами. Активную композицию дополняли круглые окна, мачты, тросы, козырьки и смелое использование цвета – но в итоге эффектным клубным блоком пришлось пожертвовать из-за нехватки средств.

Куда в конце 1970-х подевалась скульптура, никто не знает
Куда в конце 1970-х подевалась скульптура, никто не знает

Реализованный объем состоял из трех симметричных вертикальных блоков с отдельными входными группами в виде вынесенных наружу стеклянных объемов с горизонтальными козырьками. Проектные вертикальные членения были заменены горизонтальными.

Фото середины 1990-х
Фото середины 1990-х

К 1935-му году Дом сельского хозяйства заполнили соответствующие организации. Ведущее учреждение «Зернотрест» – главное по хлебу - вело обширную переписку с Зерносовхозобъединениями , Главками и совхозами о ходе посевной, зяблевой вспашки, землеустроительных работах,о разукрупнении совхозов, по вопросам агротехники и мелиорации. Составляло подробнейшую отчетность для Народного Комиссариата Сельского Хозяйства СССР.

-9

Кроме Зернотреста, работали Свиноводтрест, Областная контора пчеловодства, Волжская государственная семенная инспекция и Экспедиция по защите хлебопродуктов. Здесь же находились отделения почты и телеграфа.

Нынешняя панорама Площади Сельского Хозяйства
Нынешняя панорама Площади Сельского Хозяйства

Облагородилась и прилегающая территория. Перед зданием появилась Площадь Социалистического Земледелия - спустя недолгое время переименованная в Площадь Сельского Хозяйства - с благоустроенным сквером. По периметру сквер обнесли стеной из серого уральского гранита и установили вазоны, со стороны ул. Полевой возвели две колонны со звездами и фонарями.

В ходе реконструкции кардинально изменилось и "внутреннее содержание", и внешний облик
В ходе реконструкции кардинально изменилось и "внутреннее содержание", и внешний облик

Поскольку площадь решалась в классической стилистике, Петр Щербачев в 1938-м году с учетом сменившейся архитектурной моды (точнее, идеологии) предложил несколько вариантов реконструкции комплекса в духе советской неоклассики. По проекту конструктивистский фасад «одевался в классические одежды» – с рустовкой первого этажа и дорическими портиками входов - но властям замысел показался неоправданно дорогостоящим и воплощен не был

-12

В 1950-е часть помещений комплекса передали Дворцу Пионеров и прокуратуре Октябрьского района. Тогда же центр сквера украсился скульптурной композицией «Мужчина с ребёнком на руках», простоявшей около 20 лет, а затем почему-то незаметно исчезнувшей.

-13

Дом Сельского Хозяйства долгое время оставался едва ли не крупнейшим офисным зданием в центре Самары и «классикой жанра» конструктивизма. Однако именно принятая в эпоху конструктивизма схема строительства – кирпичные стены с деревянными перекрытиями – стала причиной его капитальной перестройки ввиду высокой пожароопасности.

Скульптура советская сменилась скульптурой якобы античной
Скульптура советская сменилась скульптурой якобы античной

Все деревянные перекрытия демонтировали и заменили на негорючие. Хорошо это или наоборот – но «внутренними улучшениями» не ограничились: внешний облик в ходе реконструкции тоже сильно отклонился от первоначального.

 7 Avenue hotel&spa - холл
7 Avenue hotel&spa - холл

Затронули изменения и прилегающую территорию – в связи со строительством метро площадь и сквер многократно «реконструировались».

7 Avenue hotel&spa - ресторан
7 Avenue hotel&spa - ресторан

Ставшую «последним приобретением» вентиляционную шахту метрополитена в 2021-м году расписал знаменитый художник-каллиграф Покрас Лампас. Новый арт-объект расписан в серебристо-голубых тонах, что символизирует связь города с ракетно-космической отраслью.

В качестве фона Покрас Лампас выбрал редкий «королевский синий» цвет. По словам художника, он ассоциируется одновременно с небом и искусством XX века, а серебряный металл "текста" - это отсылка к ракетным конструкциям.
В качестве фона Покрас Лампас выбрал редкий «королевский синий» цвет. По словам художника, он ассоциируется одновременно с небом и искусством XX века, а серебряный металл "текста" - это отсылка к ракетным конструкциям.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете