ЧАСТЬ №1.
С 1967 года в Москве и ряде крупных городов Советского Союза в целях пропаганды кино действовал (осуществлял свою работу) «Московский Кинолекторий» (МК), организатором которого был Союз Кинематографистов СССР и Бюро пропаганды Советского киноискусства.
Первым директором (1967-1970) Московского кинолектория стала Шатина Зинаида Григорьевна, которая с 1970 по 1982 год возглавляла кинотеатр «Иллюзион», ставший в эти годы площадкой, где люди знакомились с достижениями мирового кино. Пройдя аттестацию в комиссии Союза кинематографистов, Шатина стала читать лекции в кинотеатре «Иллюзион» и в Бюро пропаганды кино. В дальнейшем уже как лектор она несколько раз приезжала в г. Горький с творческими встречами в рамках Московского кинолектория. Но об этом немного позже.
С осени 1972 года Московский кинолекторий начал свою работу в городе Горьком (Нижний Новгород) как и в ряде других городах Советского Союза действовал «Московский Кинолекторий» (МК), организатором которого помимо указанных выше Союза Кинематографистов СССР и Бюро пропаганды Советского киноискусства был и Горьковский областной совет облсофпрофа.
1-й сезон работы Московского кинолектория в Горьковской области пришелся на октябрь 1972 – май 1973 гг.
Для работы МК на каждый год (сезон) формировался и утверждался тематический план.
Тематический План на 1974-1978 гг. МОСКОВСКИЙ КИНОЛЕКТОРИЙ. ИСТОРИЯ КИНО В ЛИЦАХ.
На территории Горьковской области с октября по май действовали филиалы кинолектория в клубах, Домах и Дворцах культуры: ДК железнодорожников, ДК «Победа», ДК речников им. М.И. Калинина, ДК завода «Двигатель революции», ДК Горьковского автозавода, Клуб п/о «Вторчермет», ДК им. С. Орджоникидзе, ДК завода «Красное Сормово», ДК химиков (г. Дзержинск), ДК п/о «Корунд» (г. Дзержинск), ДК совхоза-комбината им. 50-летия СССР (р.п. Ильиногорск), ДК «Юбилейный» Сеймовской птицефабрики. В дальнейшем добавилась еще одна площадка Клуб ГВШ МВД СССР (Горьковская высшая школа МВД СССР) единственная в Советском Союзе на то момент готовившая специалистов по линии БХСС.
Помимо утвержденных площадок творческие встречи могли проводится в различных трудовых и творческих коллективах города и области при условии наличия свободных залов или площадок, определенного количества зрителей и согласования с вышестоящими инстанциями.
В программе занятий МК были выступления ведущих киноведов и кинокритиков г. Москвы и Ленинграда, творческие встречи с мастерами Советского кино: кинодраматургами, кинокритиками, искусствоведами, кинорежиссерами, киноактерами, кинооператорами, мультипликаторами, художниками. На занятиях кинолектория демонстрировались художественные фильмы (в основном новые еще не вышедшие в массовый прокат) и фрагменты из советских фильмов.
Цена абонемента на сезон составляла 3 рубля.
За 3 рубля у советского человека появлялась возможность не только посмотреть новый художественный фильм, но и встретится с известными всей стране в первую очередь творческими личностями актерами, режиссерами, сценаристами и др.
Одним из ответственных работников Облсофпрофа отвечающих за работу «Московского Кинолектория» на территории Горьковской области (ответственный за работу филиалов Московского Кинолектория в г. Горьком, инструктор совета по кино облсофпрофа, в дальнейшем Директор Горьковского кинопроката) был мой тесть Ефимов Валерий Павлович, удивительной души человек, к огромному сожалению рано ушедший из жизни (в 1994 году в возрасте 53 года).
В работе Кинолектория принимали участия артисты, кинорежиссеры, мультипликаторы, операторы, искусствоведы, кинокритики в общем все, кто имел прямое отношение к киноискусству.
В 2023 году разбирая чулан, в котором хранились старые видеокассеты неожиданно наткнулся на бережно собранный Валерием Павловичем Ефимовым архив, связанный с работой Московского кинолектория.
Но в личном архиве В.П. Ефимова сохранились не только фотографии артистов (долее 500 фото), сделанные во время творческих встреч или в неформальной обстановке, рукописные автографы, различные документы о работе кинолектория, планы, афиши, сметы на выплаты денежных средств участникам кинолектория, но и альбомы (формата А3) с рукописными отзывами в адрес принимающей стороны и самое неожиданное и интересное это магнитные ленты (бобины), на которых записаны выступления артистов со сцены.
Вы представляете, сегодня на календаре 2023 год, а у нас с вами есть возможность услышать голоса деятелей кино из далекого 1972-1990 гг.
Голоса артистов таких как:
• Иван Петрович Рыжов
• Валентина Васильевна Серова
• Борис Федорович Андреев
• Георгий Степанович Жженов
• Олег Иванович Янковский
• Александр Викторович Збруев
• Ольга Борисовна Битюкова
• Алексей Макарович Смирнова
• Евгений Владимирович Герасимов
• Светлана Сергеевна Дружинина
• Николай Афанасьевич Крючков
• Нина Ивановна Русланова
• Владимир Алексеевич Конкин
• Борис Сергеевич Галкин
• Владимир Валентинович Меньшов
• Светлана Борисовна Маслеева (Андропова)
• Михаил Михайлович Кокшенов
• Алефтина Николаевна Евдокимова
• Родион Рафаилович Нахапетов
• Любовь Ивановна Виролайнен
• Елена Григорьевна Драпеко
• Галина Александровна Польских
• Наталья Яковлевна Величко
• Наталья Николаевна Фатеева
• Вера Андреевна Кузнецова
• Борис Аршакович Аракелов
• Игорь Борисович Дмитриев
• Геннадий Рашидович Сайфулин
• Игорь Матвеевич Костолевский
• Геннадий Петрович Нилов
• Михаил Глузский
• Клара Степановна Лучко
• Борис Васильевич Токарев
• Людмила Алексеевна Чурсина
• Алла Николаевна Евдокимова
• Владимир Владимирович Кенигсон
• Елена Фердинандовна Андерегг
Этот список можно продолжать и продолжать.
Голоса режиссеров, операторов, кинокритиков и др. творческих личностей таких как:
• Андрей Арсеньевич Тарковский
• Марк Иохонович Волоцкий
• Кирилл Эмильевич Разлогов
• Игорь Валентинович Богданов
• Юрий Вениаминович Платонов – зам главного редактора журнала «Советский экран»
• Григорий Федорович Чертов сов. режиссёр, сценарист
• Владимир Степанович Соловьев старший научный сотрудник Госфильмофонда СССР
• Натэлла Георгиевна Лордкипанидзе, сценарист, кинокритик
• Юрий Сергеевич Кушнерев, актер, кинорежиссер
• Виктор Петрович Демин киновед, критик, сценарист
• Марк Захарович Строчков директор Госфильмофонда СССР
• Вадим Валентинович Алисов оператор постановщик
• Георгий Игоревич Склянский советский и российский актёр, режиссёр, сценарист, педагог
• Георгий Григорьевич Натансон российский драматург, киносценарист, режиссер театральных постановок и фильмов
• Михаил Михайлович Метелкин советский актер и режиссер, получивший известность благодаря трилогии «Неуловимые мстители»
• Леонид Георгиевич Марягин советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер
• Эльдар Александрович Рязанов
• Игорь Аронович Гостев советский, российский кинорежиссёр, сценарист.
• Владимир Дмитриевич Нахабцев советский и российский кинооператор
• Нея Марковна Зоркая советский и российский кинокритик, киновед, историк кино. Доктор искусствоведения, профессор. Член Союза писателей СССР и многих, многих других.
Кому имена указанных людей показались совершенно незнакомыми, посмотрите пожалуйста в интернете, и вы поймете, что вы давно знакомы с их творчеством. Все вышеперечисленные личности (а это только малая часть того, что удалось на сегодняшний день разобрать в архиве В.П. Ефимова) это без преувеличения золотой фонд Советского и Российского Кино.
Часть магнитных лент (бобин) мною уже оцифрованы. К сожалению, на некоторых катушках выступления артистов затерты и на их место записаны песни Советской или зарубежной эстрады (всего три катушки). Зато все остальные сохранились великолепно.
Приезду и выступлению каждого артиста предшествовала огромная подготовительная работа, а вернее сказать переписка, не по электронной почте как это делается сейчас, а обычной почтой, отправлялись на согласование и утверждение планы, программы, сметы и т.д.
Гостей встречали на ж/д вокзале, размещали в гостинице, и дальше сопровождали по всем площадкам, на которых были запланированы творческие встречи. Обеспечивали организацию встреч всем необходимым. В день было по 2-3 выступления. Валерий Павлович всегда начинал все встречи сам вступительным словом (2-3 минуты) представляя гостей, после чего гости самостоятельно вели свои встречи.
Это сейчас чтобы пригласить артиста в другой город на творческую встречу надо заказать 5* гостиницу, выполнить все требования, указанные в райдере артиста, в том числе предоставить люксовый автомобиль и т.д.
А в те годы все было просто. Гости всегда останавливались в гостинице «Октябрьская» что на Верхне-Волжской набережной а на творческие встречи выезжали на автотранспорте, выделяемом организациями или предприятиями на площадке которых были организованы встречи. А в качестве автотранспорта были служебные автобусы, машины и один раз даже машина скорой помощи. Посмотрите на фото где В.П. Ефимов и Евгений Герасимов приехали на место творческой встречи на служебном автотранспорте предприятия. На фото УАЗ с надписью АВАРИЙНАЯ ВТОЧЕРМЕТ.
Занятие Московского кинолектория (мероприятие) состояло обычно из двух частей. Сама творческая встреча, когда приглашенные гости общались со зрителями, отвечали на вопросы, рассказывали стихи, читали произведения авторов, пели песни и обязательно просмотр художественного фильма. В ходе творческих встреч всегда приглашался фотограф, часть фотографий передавалась гостям (артистам, режиссерам и т.д.) кинолектория, а часть фотографий оставалась у Валерия Павловича Ефимова которые он использовал для отчета.
После окончания творческой встречи если в течении дня больше не было запланировано мероприятий, артисты выходили в народ, фотографировались со всеми желающими, давали автографы и т.д.
Сохранилась уникальная фотография, где Алексей Макарович Смирнов стоит в окружении работников одного из Горьковских заводов. Творческая встреча проходила прямо на заводе, на производственной площадке, и работники на нее пришли в рабочей одежде. Посмотрите на фото сколько счастья и радости у всех и особенно на лице Макарыча. Макарыч так он себя всегда называл и подписывал автографы и отзывы. Если вы помните, даже в фильме «В бой идут одни старики» его роль названа просто «механик Макарыч».
В архиве В.П. Ефимова есть студийная фотография из фильма «В бой идут одни старики» на обороте которой Алексей Смирнов оставил свой автограф сопроводив его своим отчеством «Макарыч».
Ал. Смирнов. Дорогой мой друг! Очень хочу быть вместе еще раз! Организовывайте поездку. Договоримся позже куда! Я предлагаю туда куда «Макар телят, не гонял»! Очень я вас полюбил! Спасибо за все! Никогда я еще такого внимания к себе не видел! Благодарю! Тронут до глубины души! Надеюсь на встречу в этом году! С большим уважением! «В бой идут одни старики» Макарыч. 22.03.1975.»
В период 1985-1989 гг. я учился в ГВШ МВД СССР и застал 3 сезона Московского кинолектория в стенах этого заведения. Могу сказать, что зал был всегда переполнен и на творческие встречи курсантам, преподавательскому составу и работникам ГВШ разрешалось приводить своих близких, жен, любимых, детей. Так что помимо архива В.П. Ефимова у меня сохранились фотографии творческих встреч в стенах ГВШ, но это как бы взгляд из зрительского зала.
После творческой встречи, гостей (артистов, режиссеров) В.П. Ефимов сопровождал в гостиницу, где они отдыхали и готовились к новым выступлениям. Некоторых артистов Валерий Павлович привозил к себе домой, где в простой, непринужденной обстановке, они отдыхали.
Память сохранила некоторые имена: Алексей Смирнов, Владимир Меньшов, Георгий Жженов, Борис Токарев с женой Людмилой Гладунко, Игорь Костолевский. Особые отношения у Валерия Павловича сложились с Эльдаром Рязановым, который каждый свой визит в Горький обязательно приезжал к нему домой.
Причиной особых отношений с Эльдаром Александровичем является на мой взгляд несколько факторов. Во-первых, отец Э. Рязанова был родом из Нижегородской губернии (село Ново-Дальнее, ныне Новое Дальнеконстантиновского района), во-вторых, испытывая проблемы с лишним весом и следя за своим рационом Эльдар Александрович дома у Валерия Павловича мог рассчитывать на доброе к нему отношение и свежую, диетическую (приготовленную на пару) пищу, любезно приготовленную женой или самим Валерием Павловичем или его женой Диной Ефимовной. Приезжая каждый раз в г. Горький Эльдар Александрович привозил с собой приготовленную его женой еду, завернутую в фольгу, но в те годы фольга, как и многое было дефицитом и поэтому уезжая обратно в Москву Э. Рязанов увозил с собой не только массу впечатлений от встреч, теплый и радушный прием жителей области, но и большой рулон пищевой фольги, который Валерий Павлович Ефимов каждый раз передавал ему. Это были чистые, товарищеские, я бы сказал человеческие отношение между двумя взрослыми людьми.
Особенно запомнился визит домой к Валерию Павловичу двух совершенно разных и по характеру, и по судьбе, всеми любимых и уважаемых артистов Георгия Жженова и Алексея Смирнова.
Алексей Макарович Смирнов был в Горьком несколько раз и каждый раз непременно после выступлений Валерий Павлович Ефимов привозил его к себе домой в пятиэтажную хрущевку на ул. В. Терешковой. В один из визитов в Горький после выступления кто-то из зрителей подарил ему коричневого плюшевого мишку с большим бантом.
Приехав домой к В.П. Ефимову и увидев в кроватке его спящую 6-летнюю дочь он растрогался, смахнув слезу положил рядом коробку с мишкой. Прошло много (очень много) лет. В 1979 году ушел из жизни Алексей Макарович Смирнов, Валерия Павловича Ефимова не стало в 1994, а потрепанный жизнью плюшевый мишка (правда уже без банта и одного глаза) стоит в серванте и напоминает нам о человеке с большой, чистой душой и доброй улыбкой.
Помню, как в декабре 1988 года в день нашей с женой свадьбы за праздничным столом в бывшем Доме Архитектора помимо гостей оказались и гости Московского Кинолектория, приехавшие на встречу с жителями городов Горьковской области Галина Польских, режиссер Георгий Натансон. Несмотря на то, что Галина Польских была очень популярна и известна на гостей никто не обратил внимания, потому что поверить, в то, что на рядовой свадьбе появится известная всем актриса было просто невозможно и только минут через 40 когда все покушали Валерий Павлович представил почетных гостей, которые вели себя очень сдержано и скромно.
К сожалению, фотограф был пьян и поэтому получилось всего несколько фотографий на которых запечатлены звездные гости. Приехали они на свадьбу по приглашению Валерия Павловича, который в этот день не только выдавал дочь замуж, но и был ответственным за организацию творческих встреч. Прошло много лет после свадьбы, но до сих пор и мы с женой и все, кто был на свадьбе вспоминаем не столько сам факт торжества, или как в первую брачную ночь до 5 часов утра собирали кровать в снятой для нас квартире, а в первую очередь присутствие на ней именитых гостей.
Надо сказать, что раньше народ действительно любил артистов народных не по званию, а по народной любви и те платили ему тем же. Особой любовью на творческих встречах пользовались артисты старшего поколения, всеми любимые и почитаемые Николай Афанасьевич Крючков, Алексей Макарович Смирнов, Борис Федорович Андреев, Георгий Степанович Жженов и др. Просто невозможно передать сколько внутреннего тепла, чистоты, искренности, человеческой красоты и мужской харизмы излучали эти люди.
За участие в работе Московского кинолектория артисты, режиссеры и др. категории работников культуры получали денежное вознаграждение. Большое оно было или маленькое оцените пожалуйста сами, документы будут приложены вместе с материалами конкретно по каждому артисту. А для примера расчет на творческие встречи актера студии киноактера "Ленфильм" народного артиста РСФСР Владимира Михайловича Татосова, ушедшего от нас 24 декабря 2021 года в возрасте 95 лет.
Московский кинолекторий — это история нашего Советского кинематографа, история города Горький и его людей.
Были конечно в ходе выступлений и различные инциденты и в первую очередь это проблемы с алкоголем. За всю историю Московского кинолектория таких случаев было всего 4, когда артист, стоя на сцене был пьян. По всем случаям обязательно проводились проверки, и артист (ка) обязательно нес не только общественное порицание, но и терял часть денежного вознаграждения за проведенное мероприятия. Имеющиеся документы подтверждают это. Публиковать архивные документы и называть фамилии артистов, допустивших подобные факты мне, не хотелось бы в этот раз, тем более что некоторые из них живы.
ЧАСТЬ №2. ВСТРЕЧИ
АНДРЕЙ РОСТОЦКИЙ и СТАНИСЛАВ РОСТОЦКИЙ
Земля и люди (1955), Дело было в Пенькове (1957), На семи ветрах (1962), Герой нашего времени (1966), Доживём до понедельника (1968), А зори здесь тихие (1972), Белый Бим Чёрное ухо (1977), Эскадрон гусар летучих (1980), И на камнях растут деревья (1985), Из жизни Фёдора Кузькина (1989) все это фильмы режиссера Станислава Иосифовича Ростоцкого.
В 1982 году работе Московского кинолектория принимали участие народный артист, кинорежиссер Станислав Ростоцкий и актер Андрей Ростоцкий на счету которого на тот момент было уже 17 полнометражных художественных фильма из которых такие как Это мы не проходили (1975), Они сражались за Родину (1975), Дни Турбиных (1976), Конец императора тайги (1978), Эскадрон гусар летучих (1980), Правда лейтенанта Климова (1981) и др.
Андрей Ростоцкий молодой, красивый, подтянутый, искренний, с очаровательной, обезоруживающей улыбкой при виде которой ты сам непроизвольно начинаешь улыбаться.
Сохранился автограф Андрея Ростоцкого на студийной фотографии из кинофильма "Правда лейтенанта Климова" в котором он сыграл одну из главных ролей.
«Дорогому Валерию Павловичу, который стал для нас таким, за те короткие дни, которые мы провели здесь в Горьком. Счастлив тому что знаком. Ростовский. 16.05.1982 г». И дальше в правом верхнем углу приписка (Жаль, что не с Юрой) адресованная Юрию Каморному замечательному артисту с которым они снимались в фильме «Правда лейтенанта Климова» и который 27 ноября 1981 года умер в возрасте 37 лет.
Жизнь Андрея Ростоцкого трагически оборвалась 5 мая 2002 года, ему было всего 45 лет. После смерти Андрея Ростоцкого приписка, сделанная им на фото (Жаль, что не с Юрой) приобрела совершенно иной смысл.
НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ
Разве можно забыть этот озорной взгляд, не молодого по годам (68 лет) но юного душой уважаемого, почитаемого и любимого всеми без исключения Николая Афанасьевича Крючкова, этот негромкий с хрипотцой голос знакомый каждому мальчишке моего поколения с самого детства по черно-белым фильмам с его участием.
«Дорогой Валерий Павлович! От всего сердца благодарю Вас, за теплый прием, заботу и отличное проведение и организацию моих творческих встреч в кинолекториях города Горького. Сердечное спасибо за все! Будьте счастливы. С искреннем уважением твой Н. Крючков. 19.11.78г. г. Горький».
А это программа выступлений Николая Афанасьевича Крючкова, написанная им собственноручно. К слову сказать Николай Крючков был левша, это хорошо видно на фото.
АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ
«Валерию Павловичу, с чувством глубокого уважения и признательности. Кузнецов. Нар. арт. РСФСР. 17.05.81. г. Горький».
ПАВЕЛ КАДОЧНИКОВ
Павел Петрович Кадочников (1915 - 1988) — советский актёр, кинорежиссёр, сценарист и педагог. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий.
«Дорогой Валерий Павлович счастлив видеть Вас в Ленинграде. Не забывайте адрес: Л-д 197101. Кировский проспект 2, кв. 16. Тел. 232-91-29».
НАДЕЖДА РУМЯНЦЕВА
«Валерию Павловичу. С благодарностью за Вашу любовь к актёрам и пожеланиями всего самого наилучшего в жизни. Надежда Румянцева».
КЛАРА ЛУЧКО
«Валерий Павлович! Спасибо Вам за самоотверженность, с какой вы пропагандируете наше киноискусство в народе. Всюду нас встречали радушно и тепло. Если бы все так относились к своим обязанностям, то нам бы было легко и радостно работать. Клара Лучко. 18.02.1979»
продолжение следует
При использовании материалов ссылка обязательна.
© Анатолий Шатохин. 2023
#московскийкинолекторий #мосфмльм #ленфильм #музейкино #историякино #советскоекино #прокино #госкино #актерыссср #андрейтарковский #городгорький #студиякиноактера #актерыкино